Алексей Столяренко: «В ближайшем будущем ситуация с защитой прав ИС в Украине сдвинется с мёртвой точки»

Правообладатели всего мира который год вполне справедливо записывают Украину в лидеры самых «пиратских» стран планеты. Трудно поспорить, когда в нашей стране фраза «уважение к авторскому праву» воспринимается с иронией, а крупнейший рассадник пиратства – портал EX.UA – то и дело выкладывает новые фильмы и программы раньше, чем они поступят в продажу.

Чтобы выяснить, до каких пор всё это будет продолжаться, мы обратились к Алексею Столяренко, юристу компании Baker & McKenzie, специализирующемуся на защите прав интеллектуальной собственности в сфере IT-технологий.

– Как западные компании, которые стремятся защитить свои права в Украине, относятся к разгулу пиратства в стране?

Конечно, плохо. На Западе высокий уровень нарушений прав интеллектуальной собственности (ИС) воспринимается как один из существенных барьеров для работы на рынке Украины. Если такие компании и входят на наш рынок со своими товарами и услугами, то средства, затраченные компанией на защиту прав, включаются в конечную стоимость продукта или услуги. Что ведёт к подорожанию продуктов и услуг для украинских потребителей.

Stolyarenko-small

– Есть ли у Вас видение, как скоро Украина перестанет возглавлять все возможные “пиратские” рейтинги? Решается ли данный вопрос на государственном уровне?

“Пиратские” рейтинги в целом формируют понимание об уровне защиты прав ИС в Украине и указывают на реальные проблемы в секторе. Однако, поскольку многие из них также являются инструментами внешней политики и торговли, необходимо обращать внимание на то, кем и в каких целях такие рейтинги создаются.

Украинское правительство – в частности, Государственная служба интеллектуальной собственности – всегда пытались повлиять на ситуацию. Но говорить об особой результативности данных процессов пока рано. Одной из причин является то, что проблема защиты прав ИС уходит своими корнями в общие проблемы работы правоохранительной системы – непрофессионализм, высокую загруженность и коррупцию судов, милиции и прокуратуры.

Хотя некоторые достижения уже есть. Офис Торгового представителя США (USTR), который формирует список «USTR Special 301» – перечень стран нарушителей прав интеллектуальной собственности – в своём отчёте за апрель 2015 года переместил Украину со статуса PFC (Priority Foreign Country – «самый высокий уровень нарушения прав ИС», на статус «Priority Watch List» – вторая ступенька по уровню нарушений. Мы её разделяем с такими странами как Алжир, Аргентина, Чили, Китай, Эквадор, Индия, Индонезия, Кувейт, Пакистан, РФ, Таиланд и Венесуэла.

Насколько я понимаю, понижение статуса Украины до «Priority Watch List» было скорее всего политическим реверансом США и авансом в счёт наших будущих успехов, нежели вызвано какими-то объективными успехами Украины в этой сфере. Скорее всего, при очень хорошей динамике реформ законодательства и правовой системы у Украины может уйти 5-7 лет на исключение из статуса «Priority Watch List» и «Watch List» в списке «USTR Special 301».

– Что конкретно делает украинское правительство для того, чтобы в нашей стране начали уважать права на интеллектуальную собственность, в частности в отношении эффективной защиты прав ИС в интернете? Грядут ли революционные реформы в этой сфере?

С 2003 года в законодательство Украины в сфере ИС не вносились более-менее существенные изменения. Технологически Украина очень сильно изменилась за это время. В 2000-х годах основным нарушение авторских и смежных прав было распространение пиратских дисков – сегодня этот вопрос пропал с повестки дня, как и сами пиратские диски. Поэтому в реформировании сферы прав ИС играет существенную роль даже не правительство, а Верховная Рада Украины. Десятки законопроектов были подготовлены и направлены в парламент за все эти годы, но ни один из них не был принят.

Сейчас идёт активная работа в Государственной службе интеллектуальный собственности, профильных ассоциациях, в различных организациях объединяющих собственников прав ИС по наработке законопроектов, многие из которых уже внесены в Верховную Раду Украины. Насколько я понимаю, проекты, которые предусматривают самые радикальные реформы в этой сфере, пока ещё не поданы, а обсуждаются в ассоциациях в виде концепций и предложений.

Одна из таких концепций предусматривает большие изменения в отношении защиты прав ИС в интернете путём введения ответственности всех организаций и лиц, которые вовлечены в получение прибыли от распространения пиратской продукции, включая рекламные организации, платёжные системы и т.д. Предлагается обязать всех посредников – интернет-провайдеров, администраторов, регистраторов доменных имён – раскрывать личность нарушителя по запросу правообладателя, и прекращать доступ к пиратскому контенту.

alexphoto

Изменения и реформы, безусловно, будут, но пока очень сложно сказать какие. Одним из основных требований к таким реформам с моей стороны является сбалансированность прав потребителя и человека с правами правообладателя, поскольку многие предложения затрагивают именно такой аспект.

– Мы говорим: «пираты скачивают всё из сети». Но в то же время граждане Украины сегодня не могут похвастаться достаточным уровнем дохода, чтобы на регулярной основе покупать лицензионную продукцию того или иного вида. Как, на Ваш взгляд, можно разрешить эту дилемму?

Уровень доходов наравне с уровнем защиты прав ИС действительно оказывают огромное влияние на уровень пиратства в сети. Во многих случаях, пиратство в Украине было даже вынужденным, поскольку лицензионная продукция просто недоступна пользователю. У меня есть много друзей, которые, например, регистрировали аккаунты iTunes в Польше или других странах, чтобы иметь возможность покупать там музыку.

Но к счастью, сейчас в Украину приходит множество сервисов, которые профессионально занимаются распространением лицензионного контента на глобальном уровне и в вопросах ценообразования ориентируются на украинский рынок. Есть и совсем бесплатные альтернативы, где фильмы можно смотреть после рекламы. Выбор доступного лицензионного контента постоянно увеличивается.

– Какие именно технологические или правовые решения нужны сегодня в Украине, чтобы пираты перестали быть абсолютными лидерами на рынке?

Я не владею информацией относительно абсолютного лидерства пиратов на рынке, и не могу комментировать такую информацию. Но в сфере ИС действительно давно назрела необходимость в реформах, которые позволят более эффективно бороться с пиратством.

Одним из первых шагов я бы назвал разделение «мух и котлет» – пиратов и обычных пользователей. В украинском законодательстве отсутствуют исключения и ограничения авторского права, позволяющие, например, «временное копирование» объектов авторского права, использование частей произведений в цифровой форме и т.д. Это приводит к тому, что каждый пользователь сети формально является в какой-то мере пиратом. От этого страдают даже библиотеки, у которых нет прав на оцифровку своих фондов и предоставление доступа к ним в цифровом виде.

Схожая ситуация и в сфере компьютерных программ. Статья 24 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» не предусматривает права пользователя на декомпиляцию компьютерной программы для изучения её вредоносности или соответствие условиям безопасности.

С другой стороны, нужно усилить ответственность за нарушение авторских прав, поскольку при нанесении имущественного вреда правообладателю на сумму от 12 180 грн нарушитель будет оштрафован на сумму от 3,4 тыс. грн до 17 тыс. грн по ст. 176 Уголовного кодекса Украины.

Хорошо бы предусмотреть возможность альтернативного разрешения споров по украинским доменам .ua и .укр в рамках международных процедур, принятых для доменов .com, .net, .org, .biz, .info, .mobi или разработать и принять специальную быструю и дешёвую процедуру для рассмотрения таких споров в украинских судах.

Введение процедуры «Notice-takedown» и ответственности интернет-провайдеров за нарушения прав ИС их пользователями в случае игнорирования таких «Notice-takedown» уже предусмотрено в Соглашении об Ассоциации между ЕС и Украиной. Наконец, можно разработать процедуру блокировки ресурсов-нарушителей по решению суда – это уже делается во многих странах мира.

– Какие убытки – хотя бы приблизительно – несут государство и крупнейшие корпорации от деятельности пиратов в уанете?

К сожалению, мне неизвестны даже приблизительные цифры такого ущерба. Каждая индустрия считает убытки, основываясь на своём понимании пиратства и возможной упущенной прибыли.

copyright

– Есть ли перспективы у украинских IT-компаний превратиться в, скажем, «отечественный Google», принимая во внимание то, что понятие «авторское право» сегодня не воспринимается многими людьми всерьёз?

Да, конечно есть. Я уверен, что у нас уже развиваются украинские IT-компании и стартапы, которые будут лидерами в своих областях. Со своей стороны я участвую в оценке и продаже таких компаний большим корпорациям и уже на начальных этапах капитализации их стоимость увеличивается в разы.

Следует понимать, что зависимость IT-компаний от эффективности защиты авторского права варьируется – огромную роль здесь играет бизнес-модель и продукт компании. В Украине получили широкое развитие именно те IT-компании, продукт и бизнес-модель которых не подразумевают возможности широкого пиратского использования – например, аутсорсинг. Впрочем, одним аутсорсингом Украина не ограничивается, у нас есть огромное количество других продуктов и услуг, начиная с написания рефератов для иностранных студентов и заканчивая разработками в сфере энергетики.

– Что, по вашему, является сегодня крупнейшей помехой на пути развития украинской IT-индустрии?

У украинской IT-индустрии сегодня очень много проблем, но большинство из них не связаны с защитой прав интеллектуальной собственности, возможно из-за специфики индустрии, в основном ориентированной на работу с зарубежными клиентами.

Современный рынок IT-услуг очень сильно глобализован. В Украине практически не производится конечный продукт. Часто тот или иной продукт производится во многих странах одновременно и продаётся на тех рынках, на которых есть на него спрос, и его можно выгодно продать.

Украина на сегодня выполняет функцию одной из таких стран, но очень мало продуктов разрабатываются и продаются здесь из-за отсутствия рынка, квалифицированной рабочей силы и инфраструктуры для таких разработок. Кроме того, в нашей стране очень непросто вести бизнес.

– Каков, на ваш взгляд, дальнейший сценарий развития событий в этом поле: законодательное “закручивание гаек”, или достижение компромисса между «свободным доступом к информации» и правообладателями?

Украина в любом случае будет двигаться к имплементации Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной, а также к адаптации и применению практик Европейского Союза по вопросам защиты прав ИС. Я не думаю, что это приведёт к законодательному “закручиванию гаек”. Скорее всего, определённый компромисс будет достигнут.

Кроме правообладателей в обсуждении реформы участвует профильная ассоциация IT-компаний, лоббирующая интересы как компаний, так и их пользователей. Думаю, вместе с правообладателями, представителями пользователей и IT-компаний будет возможно в ближайшем будущем сдвинуть ситуацию с защитой прав ИС в Украине с мёртвой точки, не нарушив, при этом, баланс между правами правообладателя и правами человека.

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Особливості захисту інтелектуальної власності в умовах Індустрії 4.0

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога