Александр Ольшанский: “Не существует прав в Интернете. Есть ваше право на свободу слова, и оно никак не связано с тем способом, которым вы его реализуете”

Подготовка к 6-ой конференции iForum началась в самый разгар событий на Майдане и сейчас идет полным ходом. Организаторы ожидают не менее трех-четырех тысяч посетителей из многих стран мира, в том числе, и из России. Это несколько меньше, нежели в прошлом году, когда мероприятие посетило свыше 7 тысяч человек, тем не менее, сам факт проведения iForum в Киеве, всего через два месяца после начала серьезных преобразований в стране, значимый не только для ИТ-отрасли, но и для всей Украины. Рассказать о предстоящем событии IT Expert попросил главу оргкомитета iForum, президента холдинга Internet Invest Group (Imena.UA, MiroHost) Александра Ольшанского. Как-то само собой получилось, что разговор шёл не столько о технических деталях форума, сколько о вещах нематериальных – свободе, демократии и революции.

Во время революционных событий ИТ-сообщество показало себя достаточно активной силой: оно не только оказывало техническую помощь протестующим в плане доступа к интернету, но и предложило целый ряд идей, которые могут изменить само общество.

Я бы все идеи разделил на две категории. Первая – это различные инструменты. Электронная демократия, электронное правительство и так далее. Это просто инструменты, которые никакую систему не делают ни лучше, ни хуже. Как говорил академик Глушков, если автоматизировать хаос, то будет автоматизированный хаос. Госуправление не так уж сильно отличается от корпоративного, где никакая автоматизированная система не заменяет плохо спроектированную корпорацию, неправильно распределенные полномочия и так далее. Вторая группа идей с ИТ никак не связана, она просто связана с людьми, у которых есть идеи по изменению устройства государства – выборной системы, налогообложения и др. Еще раз говорю, не инструмента, а самого устройства. Все это большое количество идей для профессионалов в той или иной сфере давно известны. Все зависит от того, есть ли политическая воля, и есть ли возможность провести эти реформы. Ситуация похожа на ту, которая была в 2005 году. Окно возможностей очень узкое. Оно буквально исчисляется парой месяцев. Особенно учитывая, что многие из этих реформ могут иметь, так сказать, непопулярные краткосрочные последствия. Конечно, в идеале хорошо было бы провести реформу налогообложения, потому что сейчас ситуация тупиковая, механизмы оптимизации налогообложения, грубо говоря, выключены, а налогообложение, которое записано в законе, не отвечает реалиям. Заплатить эти налоги невозможно даже математически. Схема, которая была поставлена Партией регионов, может быть, она была плохая, но ее нужно на что-то заменить. Просто ее разрушить нельзя, потому что люди могут остаться без зарплат. Таких вещей достаточно много. Поэтому какие-то большие структурные реформы были бы полезны именно в первые несколько месяцев. Потому что все то, что не сделают в первые месяцы, уже не сделают никогда. Сейчас есть кредит доверия, есть революционная ситуация, есть возможность провести эти реформы.

Проблема налогообложения, действительно, является ключевой для нашей экономики. Знаю, что у вас были свои предложения по ее реформированию.

На мой взгляд, необходимо отменить НДС в принципе, уйти от этой схемы, и либо ликвидировать, либо существенно сократить налогообложение прибыли предприятия, перейти к системе американской, когда основным налогом является налог на входящие (подоходный) деньги. Принцип прост: когда ты забрал деньги, ты с них платишь налоги, а пока ты деньги не забрал, то это деньги не твои, а предприятия, и платить там не с чего. Это не деньги, а некие расчетные единицы, которые ты не можешь потратить на собственное благосостояние и на потребление материальных благ. Облагать налогом надо потребление материальных благ, а не производство. Пока страна будет облагать налогом производство, ей ничего не светит.

Налог с прибыли?

Налог с прибыли для нашей страны дело опасное. В разных странах под ним подразумевают разные вещи, причем, в украинской интерпретации он подразумевает налогообложение производства материальных благ. Но если вы хотите, чтобы товаров произвели больше, то облагать надо их потребление.

То, что реформа самой власти, действительно, необходима, наглядно показал недавний случай с дата-центром «Парковый». Руководят страной другие люди, но методы и средства остались прежними.

Да, рано или поздно варварский подход к объектам критической инфраструктуры, какой демонстрируют в своей деятельности органы МВД и СБУ, закончится плохо. В этот раз все, к счастью, ограничилось сбоями в работе Укрпочты, погасшим информационным табло в аэропорту «Борисполь» и несколькими людьми, застрявшими в лифте. Кроме того, оказались недоступны несколько баз данных (в частности, ГАИ). Но надо понимать, что следующее подобное мероприятие может закончиться куда более плачевно. По отношению к сложным инфраструктурным объектам, к каким, без сомнения, относится ЦОД, нельзя применять тактику слепого отключения чего бы то ни было, ведь таким образом можно не только нанести ущерб компании, но и спровоцировать масштабную техногенную катастрофу.

Если же говорить о реформе власти, то хочу отметить, что законы от 16 января – это фактически была программа действий. И даже несмотря на то, что законы отменили, эта программа действий никуда не делась и существует в головах украинских чиновников. Она заключается в том, чтобы иметь возможности контроля, в том числе и политического, за отраслью телекоммуникаций. Программа появилась не вчера, а десяток лет назад. Последние десять все органы государственной власти, связанные с телекоммуникациями, так или иначе, реализуют именно эту программу. Постепенно, медленно, но верно, получая рычаги давления на телекоммуникационный бизнес. И таким образом, получая рычаги давления на информацию, которая там распространяется. Мне кажется, что тут нужно провести реформу, выяснить, чем занимаются эти регулирующие органы, поскольку, на мой взгляд, в области телекоммуникаций мало что нуждается в госрегулировании. И необходимо их полномочия соответствующим образом ограничить или ликвидировать какие-то части этих органов, которые не нужны.

Полагаете, если сейчас не провести реформу, то эти законы в том или ином виде вернутся?

Конечно. Количество свободы в этом месте неуклонно сокращается последнее десятилетие. Причем, оно сокращалось как при «оранжевых», так и при «бело-синих», и это не связано с цветом власти или с фамилиями, а связано с желанием любой власти подчинить себе информационное пространство. Я вас уверяю, что если бы эта революция произошла не в 2014-ом, а в 2017-ом, то законы 16 января, в том виде, как они были, уже бы не голосовали, а они бы уже в том или ином виде имплементированы. Даже сейчас в ВР лежит несколько законопроектов, на полном серьезе рассматривающихся, которые предусматривают внесудебные механизмы блокирования информации, блокирования сайтов и так далее. Про судебные я и не говорю.

Мир постепенно идет к такому контролю, на Западе ситуация схожая.

Это, как я сказал, свойственно любой власти независимо от цвета. По поводу того, что мир к этому идет, в США ситуация не такая однозначная. А в Европе да, Европа к этому идет.

В США власти тоже очень активно мониторят интернет.

Стоп, между «мониторить» и «блокировать» есть большая разница!

Но они читают и тут же блокируют, к примеру, группы в соцсетях, или отдельных пользователей даже за намеки на терроризм.

Дьявол в деталях. Как блокируют? На основании судебных решений? Какая процедура? Все-таки, в США пока еще существует первая поправка к Конституции. Мы имели несколько судебных дел на территории США по поводу сайтов, и обычно все заканчивалось на первом заседании суда, когда приходил адвокат и ссылался на первую поправку. На этом обычно рассмотрение дела заканчивается. Если, разумеется, там нет настоящего терроризма. А согласитесь, что настоящий терроризм в сети встречается крайне редко, я не думаю, что вы когда-то видели настоящий террористический сайт. Тем не менее, в Украине заведено много дел, посвященных этому явлению. Вам не кажется, что здесь есть некий дисбаланс? В США такой процесс тоже есть, но он сильно ограничен первой поправкой и гражданским обществом, которое сопротивляется таким вещам. Хотя там тоже есть дела, связанные с Викиликс, Сноуденом и так далее. Но вопрос в степени и в отношении к этому общества, а также готово ли общество позволять это делать и дальше. Если мы не будем на это реагировать, все очень быстро примет негативные формы. Если граждане не сопротивляются, то у них их права заберут под любым предлогом – терроризм, детская порнография, распространение наркотиков и т.д. Думаю, очень скоро новая власть реанимирует законы от 16 – в том или ином виде. В любом случае попытаются это сделать. Повторюсь, окно возможностей очень узкое. Нужно сейчас закреплять свои права и дать понять власти, что мы от этих прав не отступим.

Каким образом? Активизировать работу различных интернет-сообществ?

Мне не нравится фетишизация интернета. Люди боролись за свои права еще до изобретения электричества.

Но если мы говорим о правах в интернете…

Не существует прав в интернете. Существует ваше право на свободу слова. И оно никак не связано с интернетом, космическим пространством, радиоволнами, спутниками или чем либо другим. Право ваше не связано с тем способом, которым вы реализуете это право. Эта связь искусственно продуцируется чиновниками, чтобы увеличить чиновничий аппарат и чтобы забирать у вас права не сразу, а по кусочку, медленно.

Тем не менее, общество в последнее время в этом контексте придает особое значение именно интернету. Вот уже несколько лет идут дебаты с ICANN по управлению интернетом, так как многие считают его реальным механизмом.

Конечно, идут, потому что большинство стран мира не устраивает сегодня позиция ICANN, которая находится в юрисдикции Соединенных Штатов. Я не боготворю Америку, но США особенная страна в этом смысле, которая построена на ином принципе, нежели Европа. США построены на принципах свободы личности и прав граждан, а Европа, в первую очередь, на принципах ограничения прав власти. Европа шла от абсолютизма, а США – от американской революции. В Международном союзе электросвязи (с которым в последние годы и идет борьба за управление Всемирной Сетью – Ред.) голосуют правительства, а не общественные организации, как в ICANN. Давайте не будем забывать, что ICANN является, все-таки, неправительственной организацией, и это ни одному правительству не нравится.

А как же «диктат Соединенных Штатов»?..

В том-то и дело, что нет диктата Соединенных Штатов. Весь диктат заключается в том, что отсутствует диктат правительств.

Одной из дискуссионных тем последних лет было делегирование Украине национального домена. До сих пор раздаются голоса противников кириллических доменов.

Это решение приял ICANN – о том, что каждой стране положен домен на нелатинском алфавите. Я считаю это решение в корне ошибочным. Оно как раз было принято под давлением правительств, которых старая система не устраивала, и которые считали, что в новой системе они будут более весомыми. Домены на латинице делегировались в интересах сообщества, а новые, обращаю ваше внимание, делегированы в интересах государств. Фактически ICANN признал власть над ними соответствующих национальных правительств. Это решение было ошибочным, потому что оно приводит к сегментации интернета – я не могу набрать на своей клавиатуре домен на иероглифах и, соответственно, при помощи онлайн-переводчика почитать китайский сайт. Человеку, который не знаком с кириллицей, будет тяжело набрать кириллический домен. Но это решение было принято, причем давно, и после этого у нас уже нет другого выхода – мы тоже должны включиться в эту гонку и бежать быстрее всех.

Каковы перспективы .УКР?

В России уже 25-30% сайтов на кириллическом домене. Думаю, что будет еще рост и все примерно пополам сбалансируется. Вопрос лишь в том, за какое время это произойдет – это во многом зависит от администраторов доменов, от их умения управлять этой конструкцией. Просто, чем дальше, тем медленнее. Есть определенные удобства от использования кириллических доменов. К примеру, вы не сможете запомнить написание на английском домена «скидки-на-телевизоры-Самсунг.рф». Видел такую рекламу в России. А на кириллице запомнить сможете. Кириллические домены имеют преимущества в аудио и визуальной рекламе, потому что они намного лучше запоминаются и считаются.

Сегодня идет процесс, направленный на передачу домена .UA также под юрисдикцию правительства Украины.

У нас есть пример такой ситуации: телевидение, которое регулируется Национальной комиссией по телевидению и радиовещанию. Вас всегда устраивало качество, формат, правдивость подачи информации на украинском телевидении? Здесь будет то же самое.

Давайте немного поговорим о самом iForum. Каким он будет в этом году?

Будет только четыре потока: Бизнес/Стартапы, Е-commerce, Реклама/Аналитика и интернет-технологии.

В прошлом году был и пятый поток, на котором выступали англоязычные докладчики.

Англоязычного блока не будет. Мы решили, что лучше это сделать отдельными семинарами и мастер-классами. Слишком все-таки мало еще у нас людей, готовых слушать англоязычных докладчиков без перевода. А организовать качественный перевод для большого количества людей сложно.

Насколько помню, в прошлогодней программе значился и поток Mobile?

С ним произошло то же самое, что в свое время с социальными медиа, которые раньше мы выделяли отдельным потоком, а теперь они составляющие любого потока. Точно то же самое произошло с Mobile: он стал настолько распространенной технологией, что мы уже не выделяем его в отдельный поток, поскольку он стал частью всего. В этом году будет более насыщенный 5-й поток – это отдельные семинары, которые будут проводить отдельные компании, мастер-классы, иногда даже платные.

В прошлом году было несколько докладов по электронным деньгам. Предполагаются ли они в нынешнем?

Фактически наше государство уничтожило это направление бизнеса на территории Украины. У нас будет один докладчик, но он будет рассказывать о ситуации не у нас.

Для многих стало неожиданным появление в программе Романа Скрыпина с докладом о развитии Громадського ТВ.

Такие каналы как Громадське ТВ, произведут в нынешнем году на телевидении настоящую революцию, причем в мировом масштабе. Эксперты давно предрекали, что интернет вытеснит телевидение, но никто не говорил, каким образом это вытеснение произойдет. Сегодня этот процесс происходит буквально у нас на глазах.

Читайте также:

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Місто Майбутнього на iForum 2019

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»

Максим Наконечный, основатель Neoven: «Мы хотим стать серьезным игроком на рынке потребительской электроники»