Эпоха возрождения «made in Barcelona» — транспортные практики

На днях КГГА опубликует новую транспортную политику столицы, разработанную командой мэра Виталия Кличко. Главным новшеством станет главенство интересов пешеходов и велосипедистов, вместо привычного доминирования автотранспорта. «Да Киев же догнал Барселону!» — воскликнут оптимисты, ссылаясь на то, что в столице Каталонии недавно также представили новую транспортную доктрину. Реалисты же констатируют: то, что Киев только несмело планирует начинать внедрять, Барселона уже вовсю собралась реформировать и перестраивать.

Испанцам, как оказалось, недостаточно соблюдения интересов пешеходов — они переключились на экологию и состояние здоровья жителей. Сравним масштабы некоторых транспортных революций: киевлянам обещают построить 40 км велодорожек, а жителям Барселоны — 300 км. Возможно, чиновникам из КГГА стоит подробнее изучить план зарубежного мегаполиса, и сразу приниматься за его внедрение? Чтобы ускорить развитие Киева, как современного «умного» города с правильными приоритетами.

panorama-427997_1280

Куда движется Барселона

В столице Каталонии решили радикально взяться за улучшение состояния окружающей среды. Планируется ограничить проезд автомобильного транспорта на ведущих автострадах, а второстепенные улицы превратить в зоны для активного отдыха и прогулок местных жителей. Барселона — не первый европейский мегаполис, который пытается побороть гегемонию машин. Но планы у местных властей весьма амбициозны: городской трафик будет сокращён на 21%, а около 60% всех проезжих улиц превратят в пешеходные зоны. Главный смысл городской реформы — разбить Барселону на мини-соседства, вокруг которых будут проходить автомобильные магистрали, а внутри будет создано «пространство для жителей», со всей необходимой данному микрорайону инфраструктурой.

Чтобы показать серьёзность своих намерений, городские власти решили начать «зелёную» перестройку с центрального Эшампле (кат. L’Eixample). Это один из самых знаменитых районов, построенный в XIX веке Ильдефонсой Серда (кат. Ildefons Cerdà), для расселения горожан из тесных кварталов, улучшения общего вида и атмосферы в Барселоне. Тогда прямые перпендикулярные улицы с кварталами, внутри которых планировались парки, явили собой прогрессивный урбанистический ансамбль, ставший визитной карточкой города. В наши дни загазованность и высокий уровень шума от автомобильного транспорта не дают жителям Эшампле по достоинству оценить преимущества такой застройки. Как и полтора века назад, район решили модернизировать, чтобы оздоровить город в целом.

3000

По задумке Серда, в каждом из квадратных дворов Эшампле должен был быть сад

Трафик убивает

И сам мегаполис, и 35 прилегающих к нему административных округов не смогли уследить за тем, чтобы содержание вредных веществ в воздухе соответствовало нормам, допустимым в странах Евросоюза. По данным нескольких исследований, только загрязнение воздуха приводит к 3,5 тыс. преждевременных смертей в самой Барселоне и её пригородах, где общее население составляет 3,2 млн человек. Кроме того, выбросы вредных веществ в атмосферу негативно сказываются на местной экосистеме и ведении сельского хозяйства.

Организация Environmental Epidemiology Agency изучила состояние атмосферы в городе и пришла к выводу, что не менее 1,2 тыс. смертей в прошлом году можно было бы избежать, если бы местные власти приняли меры для сокращения уровня выбросов диоксид азота до нормы, установленной в ЕС. Это означало бы увеличение средней продолжительности жизни горожан на 5 месяцев. Добавьте сюда подсчёты, что соблюдение нормы также могло сократить количество приступов астмы на 18,7 тыс. в год, случаи заболевания острым бронхитом — на 12,1 тыс., случаи госпитализации пациентов с проблемами сердечно-сосудистой системы — на 600, и проблема становится очевидной и крайне острой, для города с населением в 1,6 млн человек.

Дорожное движение также лидирует в списке причин повышенного уровня шума: 61% всего населения Барселоны постоянно живёт в условиях, превышающих установленную ВОЗ норму по громкости. Среди других причин разработки кардинального плана по реконструкции Барселоны:

  • ДТП, которых за прошлый год в столице Каталонии произошло более 9 тыс., из них 27 — с летальным исходом;
  • сидячий образ жизни, превалирующий у населения, — каждый пятый ребёнок в городе страдает от излишнего веса или приближается к ожирению;
  • сокращение зелёных насаждений и недостаточные темпы их восстановления. ВОЗ считает, что каждый город должен обеспечивать не менее 9 кв. м зелени на душу населения. В среднем, на одного человека в Барселоне приходится 6,6 кв. м городской зелени (в центральном Эшампле показатель равен 1,85 кв. м, в соседнем районе Грасия (Gràcia) — 3,15 кв. м). С такими «успехами» Барселона больше похожа на островной Токио, чем, к примеру, на Амстердам, в котором каждый горожанин имеет в своём распоряжении 87, 5 кв. м зелёных насаждений.

ЧТО ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

«Вернуть город жителям»

Суть реформы заключается в смене вектора разработки всей инфраструктуры: от удобного проезда и поддержки городского трафика — до комфорта местных жителей с акцентом на здоровой атмосфере. Изменятся не только маршруты общественного транспорта и дорожные знаки. Сами районы будут очерчены по-новому, появятся «пространства для жителей» или «суперкварталы» — больше обычного двора, но меньше существующих микрорайонов.

В Эшампле каждый суперквартал будет включать 9 блоков в пределах существующих границ. Движение общественного и частного транспорта будет разрешено по периметру нового объединения. В само «пространство» смогут въезжать только местные жители и расположенные там фирмы, соблюдая скорость не более 10 км/ч (сегодня ограничение составляет 50 км/ч и 30 км/ч в специальных зонах).

Слева - действующая схема движения в кварталах. Справа — та, которую внедрят в суперкварталах

Слева – действующая схема движения в кварталах. Справа — та, которую внедрят в суперкварталах. Зелёным обозначены улицы, на которых установят ограничение в 10 км/ч

Сократив количество дорог, власти надеются если не заставить жителей больше ходить пешком, то хотя бы пересесть на велосипеды: протяжённость велосипедных дорожек увеличат в 3 раза — от 100 км до 300 км по всей Барселоне. На помощь велосипедам и пешим прогулкам придут автобусные маршруты, пролегающие строго по квадратам и перпендикулярным путям сообщения вокруг суперкварталов. Один из главных идеологов перераспределения кварталов, директор урбанистического и экологического агентства Барселоны Сальвадор Руэда (Salvador Rueda) озвучивает цель обновлённого города:

Мы сократим время ожидания автобуса в любом районе с 14 до 5 минут, а среднее расстояние до остановки общественного транспорта не будет превышать 300 м. Кроме того, мы создадим такую карту маршрутов по всему городу, с которой в 95% случаев пассажир сможет доехать из пункта А в пункт В с одной пересадкой.

Мерседес Видаль (Mercedes Vidal), член совета по повышению городской мобильности, считает появление обновлённой доктрины городского транспорта в таком густонаселённом городе, как Барселона, весьма закономерным явлением. Районы требуют регулярного обновления, чтобы поспевать за темпом современного общества. Если план будет полностью реализован, от автомобильного транспорта с его шумом и выхлопами освободят около семи из общего количества в 13,8 млн кв. м городского пространства.

Частному транспорту, который составляет лишь 20% всего городского трафика, но при этом оккупировал 60% дорог, станет ещё сложнее выживать в Барселоне, но не из-за пробок: у него отберут улицы и «вернут их жителям», — так пафосно описывает процесс реформации кварталов Джанет Санз (Janet Sanz), коллега Сальвадора из урбанистического и экологического агентства:

«—Наш план являет собой пример экологичного урбанизма. Когда обустройство города направлено не только на удобство перемещения, но и на заботу об окружающей среде, на здоровую атмосферу, в которой живут люди. Город стоит на морском побережье, а это означает, что наши жители, как никто другой, проводят много времени на улице, и эти улицы должны быть для них комфортным «вторым домом», если хотите, продолжением их квартир и домов. А общественные места должны быть на самом деле «местами». Не случайно оставшимися после строительства шоссе островками, а зелёными пространствами для игр, совместного досуга».

Процесс возврата города его жителям займёт 9 лет и будет проходить в несколько этапов, с разным темпом и варьирующейся стоимостью. Всего же обновлённая Барселона обойдётся городу в 10 млн евро.

Не разрушать, но созидать

4033

Барселона, которая считается одним из европейских лидеров в вопросе реализации технологий смарт-города, не впервые пытается перестроить историческую застройку для повышения комфорта жителей. В 1987 году уже озвучивалась идея суперкварталов — тогда впервые в городе зафиксировали уровень шума, превышающий норму. В районе Грасия даже пытались перестроить улицы, в начале 2000-х; округ Сан Марти (Sant Martí) экспериментировал с внедрением «дней без автомобиля». На этот раз инициатива исходит от центральных властей мегаполиса, которые призывают и жителей высказывать свои идеи по экологической оптимизации города.

Реконструкция не означает, что город изменится до неузнаваемости. Новые урбанисты не намерены разрушать творения своих предшественников и отказываться от устройства квартала Эшампле. Барселона останется при своём «квадратном» образе, но будет модернизирована с оглядкой на экологию.

«Сальвадор Руэда: —За основу мы берём структуру Эшампле с запланированными внутренними садами. В своё время, её не удалось реализовать из-за жадности местных чиновников: земли под сады распродали богачам, которые хотели за счёт этого увеличить собственную жилплощадь. Затем появились машины, пространство заняли дороги и паркинги… Мы восстановим первоначальную задумку архитектора Серды, хоть нам и придётся радикально изменить схему передвижения по району.»

Планируется, что каждый новый суперквартал станет полноценным маленьким городком со всей необходимой инфраструктурой, и технологически не будет зависеть от соседних округов. Пока другие европейские города, включая Киев, равняются на каталонские достижения в отрасли Smart City, Барселона проводит очередную, экологическую модернизацию города. И судя по предыдущим успехам испанских реформаторов, горожане скоро смогут буквально «жить на улицах», в самом позитивном смысле этого выражения.

Источник: The Guardian

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків