Интервью с Preply — украинским проектом поиска онлайн-репетиторов

В гостях у редакции Imena.UA — СЕО проекта Preply Кирилл Бигай с рассказом о том, как интерес к проблеме поиска онлайн-репетиторов привёл его с созданию проекта, который теперь нацелен на освоение международного рынка Интернет-образования.

— Добрый день, Кирилл. Начнём с главного о вашем проекте и о том, чем занимается сейчас ваша команда.

CEO Preply Кирилл Бигай

CEO Preply Кирилл Бигай

Preply.com — это платформа для поиска локальных и онлайн-репетиторов. У нас сейчас 5 человек в команде на постоянной основе: маркетолог, программист, дизайнер, менеджер по работе с партнёрами и поддержка пользователей.

— Как всё начиналось? Сначала была идея, а потом искали под неё финансирование, или вы делали проект под конкретные деньги?

Идея образовалась эволюционным путём. Мы несколько раз меняли рынок и идею, пока не остановились на последней. У нас было 2 раунда инвестиций. Получили pre-seed раунд от EastLabs, и также закрыли seed раунд от бизнес-ангелов из США и Украины.

— Проект на сегодняшний день «живёт» за счёт собственных средств или венчурного капитала? Ищете ли выходы на зарубежных инвесторов, и куда планируете привлекать инвестиции (в какие направления: продукт, промо, совершенствование услуг)?

Preply живёт за счёт своих средств с марта 2014 года. Нам важен инвестор с экспертизой в наших маркетинговых каналах и масштабированием на глобальный рынок. Откуда он будет – это второстепенный вопрос. Прямо сейчас этот вопрос не стоит критично, но мы постоянно занимаемся поиском подходящих инвесторов.

PreplySite

— Какой самый интересный / забавный случай произошёл с вами или командой в процессе запуска и развития стартапа?

Самый интересный случай произошёл с нами в небольшом городке в 50 милях от Бостона, США. Мы изучали рынок и спрос на этом рынке на онлайн-репетиторство. Заранее договорившись, мы приехали по адресу, чтоб поучаствовать в семинаре на тему подготовки к сдаче SAT/ACT (эти экзамены нужны для поступления в вуз). Каково было наше удивление, когда после вступления язык семинара сменился с английского на испанский. Оказалось, что большинство в зале не знало английский – и это северная часть США. Что тогда творится на границе с Мексикой я даже представить не могу. Мы успешно рассказали свою часть семинара и пообщались с потенциальными клиентами, благодаря нашему сотруднику Джои Лину – американцу китайского происхождения, который отлично владел испанским.

Команда Preply

Команда Preply

— Как оцениваете свои перспективы на украинском / международном рынке? Много ли конкурентов? Чем собираетесь удивлять своих существующих и новых пользователей в дальнейшем?

Конкурентов много, потому что хороший рынок. На украинском рынке мы лидеры в самых крупных городах. Постепенно выходим на международные рынки. Перспективы оцениваем положительно, так как нащупали основные детали нашей бизнес модели, и уже работаем на всём рынке СНГ.

— Если не трудно, назовите несколько главных уроков, которые вы извлекли в процессе становления и развития проекта.

Нужно много работать и не опускать руки. В стартапах мало уделяют внимание маркетингу на первых порах, а ведь именно от этого в большей степени зависит успех всей компании.

PreplySite2

— Какие украинские / зарубежные стартапы вы считаете своим «примером для подражания»?

Uber и AirBnb – это те платформы, которые близки нашему проекту, так как фактически являются маркетплейсами. Моё внимание также сосредоточено на детищах Элона Маска – Tesla Motors и SpaseX. Это наше будущее.

— Чего на ваш взгляд не хватает отечественному стартап-рынку?

Больше всего не хватает «выходов». Как только наши предприниматели начнут делать “выходы” – появится освободившаяся экспертиза и финансы основателей. Эта та энергия, те знания, те финансы ранних стадий, на которых построена Кремниевая долина. Огромное количество опыта и финансов возвращается на рынок от основателей, которые сделали успешные “выходы” из стартапов.

У нас для этого не хватает покупателей. На западе роль покупателей играют бывшие стартапы (Google, Apple, Facebook, Yahoo, Ebay и т.д.) и стратегические инвесторы. Но пока западные игроки не покупают наши стартапы, исключением является Viewdle. Соответственно, у нас в стране должны появится такие покупатели. Их роль могут сыграть существующие корпорации, и такие сделки уже были (покупка Pokupon компанией EastOne) либо технологические компании, которые уже выросли (таких пока очень немного).

OnlineLesson

— Если не секрет, какие планы у вас до конца 2014 и на 2015 годы?

До конца 2014 года выйти на несколько европейских рынков. Точно будет выход на рынок Польши и далее, скорее всего, рынок Германии.

До конца 2015 года мы хотим масштабироваться на англоязычные рынки.

— Напоследок — несколько практических советов нашим читателям, которые сами подумывают над запуском стартапа.

Первое — это команда.
Второе — это маркетинг.
И только третье — это продукт.

Не меняйте последовательность в ваших приоритетах. Создать продукт сейчас не так сложно, как раскрутить его в большинстве бизнесов. И для первого, и для второго нужна сильная слаженная команда.

Читайте также:

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Бьюти-фильтры (не) спасут мир: авторское мнение и комментарий психолога

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»