«Чтение умерло, да здравствует чтение» — потребляем ли мы тексты и книги в цифровую эпоху

Мы привыкли гордиться тем, что принадлежим к числу «читающих наций», и сами не заметили, как перестали читать книги. По крайней мере, результаты исследования TNS Ukraine свидетельствуют именно об этом. Что читают в эпоху соцсетей и как сменилось чтение книг на чтение заметок в блогах — и главное: обратимы ли эти изменения?

Книги — больше не главное

Начнём с той самой статистики: за 5 лет на 5% сократилось число тех, кто не представляет свою жизнь без чтения книг. Причём первыми бросили читать как раз не подростки, вечно уткнувшиеся носом в смартфон или айпад, а… представители старшего поколения. «Миллениалы» (от 12 до 24 лет) наоборот стали читать больше на пару процентов. А вот категория читающих книги среди людей в возрасте 25-45 лет (наиболее социально активная, та самая «соль Facebook» и основа если не среднего, то «полусреднего» украинского класса) за 5 лет просела на 6,8%.

Книги перестали играть главенствующую роль для «общения» с автором, для того, чтобы понять, что автор чувствует, думает, проживает, когда создаёт своё произведение. Новое стихотворение любимого поэта можно послушать (а ещё лучше — посмотреть) в социальной сети. Среди украинских авторов постепенно растёт популярность видеопоэзии, чтения рассказов и отрывков из книг вслух, запись подкастов и видеоблогов с участием авторов.

Длинная форма — роман, повесть, цикл произведений — тоже переживает своего рода кризис. В дискуссии на международном фестивале рассказа «Intermezzo» на прошлых выходных украинские писательницы София Андрухович и Лариса Денисенко справедливо отметили, что времени для чтения длинных произведений у современного читателя всё меньше. Причина не в том, что «чтение неинтересно», а в том, что роман или повесть требуют погружения и длительного внимания. Когда вокруг полно факторов прерывания (соцсети, мобильные приложения, перемещения в городском транспорте, ненормированный график работы для большинства современных профессий и накапливающийся стресс от «информационного шума») — такого «погружения» добиться практически нереально. Вот и сводится всё от чтения книг к чтению заметок в интернете или как максимум — пары-тройки статей или эссе.

Не спешите хоронить бумагу

Вторая любопытная тенденция за пару прошедших лет: технологический прогресс не сумел окончательно перевести чтение «в цифру». Электронные книги за 4 года стали читать 13,7% — это очень мало для страны, где процент проникновения интернета среди населения очень высок, а рынок смартфонов который год стабильно растёт. 70,7% украинцев продолжают отдавать предпочтение печатным изданиям. А электронные книги читают лишь 24,6% наших сограждан в возрасте от 12 до 24 лет (даже читающие студенты и школьники, как видите, предпочитают «бумагу»).

Причин для такого положения дел немало. Во-первых, сложности с дистрибуцией электронных книг и процессом их приобретения: отдельные экземпляры интерактивных книг из Украины есть в популярных магазинах приложений, но это — скорее исключение, чем правило. Во-вторых, покупки в интернете при помощи банковских карт недоступны подросткам (траты которых в основном контролируют родители) и людям старшего возраста (которые с банкоматами до сих пор «на вы», что уж тут говорить про какие-то микротранзакции в приложениях).

Вот и получается, что купить книгу, журнал, газету проще в книжном — дал деньги, получил тут же продукт, предварительно полистав и посмотрев на него в реальности. Тактильный фактор и радость обладания оставим заядлым библиофилам. В реальности на первое место выходит практичность покупки и дальнейшего использования — ничего более.

Чтение умирает? Скорее — перерождается

Означает ли падение интереса к книгам то, что украинцы перестают читать в целом? Позволю себе не согласиться с этим тезисом: статистика просмотров для лонгридов в украинских IT-изданиях показывает, что интерес к «длинной форме» в СМИ и блогах не падал и не собирается. Просто сейчас происходит процесс перерождения чтения как такового.

Нас интересует теперь не только текст, но и форма. Всякие медиа-«штуки» вроде роликов, аудио, фотографий. Врезки и цитаты, кросс-посты и ссылки, доступность на мобильном устройстве, заветная кнопка добавления в сервис закладок или автопостинга в личный блог, в блокнот Evernote или «очистки» текста от рекламы и загрузки его в Kindle. Этим стандартная книга или статья похвастаться не могут. Зато это есть у блогов и сайтов.

Появляются новостные проекты, ориентированные в первую очередь на мобильную аудиторию. За ними — будущее чтения. Потому что для 80% читателей смартфон из средства общения превратился за пару прошедших лет в средство потребления (а часто — и средство производства) разнообразного контента.

Текст выживет, несмотря на небольшое снижение интереса к нему. Просто новой площадкой для него станет смартфон, а не экран компьютера или ноутбука. И кто знает — может, в течение следующих нескольких лет мы увидим книги украинских авторов, созданные целиком на смартфонах или планшетах подобно тому, как Хэмингуэй признавал исключительно работу писателя со своей печатной машинкой и ни с чем иным?

Читайте также:

Що почитати на вихідних? Огляд книги «Штучний інтелект: перезавантаження» Гері Маркуса та Ернеста Девіса

20 трюков Google Поиска

Кращі бібліотеки: Америка, Азія, Африка та Австралія

Кращі бібліотеки світу: Європа