Памяти Сатору Ивата — главного вдохновителя Nintendo

11 июля 2015 года в Киото скончался Сатору Ивата, глава компании Nintendo. Поклонники игр легендарного разработчика и люди, следящие за событиями игровой индустрии, до сих пор не могут поверить в реальность произошедшего.

Публичность Сатору Ивата (Satoru Iwata) всегда была его визитной карточкой. Несмотря на то, что в последнее время из-за болезни он нечасто появлялся на публике, в мире игровой индустрии Ивата всегда незримо присутствовал. Он улыбался на записи в ходе прошедшей конференции Е3, общался с фанатами Nintendo в своём Twitter-аккаунте и охотно отвечал на письма.

Прежде всего, Ивата был игроком. Страстным фанатом видеоигр, которому посчастливилось возглавить одного из гигантов индустрии. Он активно общался с другими игроками, был неизменно галантен, вежлив и остроумен, и чуть ли не единственный разработчик в индустрии, который внимательно прислушивался к критике:

«На моей визитке написано, что я президент. В своих мыслях я — дизайнер игр. Но в сердце я остаюсь игроком».

В этой цитате – весь Сатору Ивата.

satoruivata

Вверх по карьерной лестнице

С первой игрой этого человека наверняка знаком каждый геймер, в доме которого была приставка Dendy. Игра Balloon Fight 1985 года выпуска была довольно незамысловатой, однако в определённой степени увлекательной. Парящий на воздушных шариках человечек должен был увёртываться от препятствий и сражаться с такими же парящими врагами. Эта игра стала его первым шагом в индустрии – тогда ещё в рядах HAL Laboratories. Через 8 лет он уже возглавлял эту компанию, впервые в своей жизни став президентом. Руководство Ивата вывело компанию из финансового кризиса и сделало прибыльной. Компания, к слову, существует и поныне.

Должность президента для Сатору Ивата никогда не была помехой к творчеству. В своём кабинете, между бизнес-встречами и совещаниями он продолжал создавать игры. Собственноручно переработав код Earthbound, он превратил сырую заготовку в полноценную игру. Всего за неделю он с нуля написал боевую систему Pokemon Stadium для Nintendo 64, сегодня ставшую культовой и во многом эталонной. Он оптимизировал Pokemon Gold/Silver для GameBoy Color, и вместо одного доступного региона в игровом мире стало доступно два. Неудивительно, что его талант быстро заметили «наверху».

В 2000 году Сатору Ивата перешёл на работу в Nintendo на должность главы корпоративного планового отдела, где перевернул всё с ног на голову, и превратил скучный процесс штамповки видеоигр в волшебное искусство. В 2001 году он задавал стратегию в ходе выпуска игровой приставки GameCube, которая увеличила продажи компании на 41%. В 2002 году Сатору Ивата встал у руля Nintendo, сменив на посту действовавшего с 1949 года президента Хироси Ямаути.

satoruivata1

Открывая новые горизонты

На первых порах совет директоров Nintendo скептически отнёсся к назначению Ивата президентом – это было неожиданно для всех, и многие считали его «халифом на час». Сатору Ивата воспринял это хладнокровно – с недоумением на него будут смотреть последующие 13 лет, когда он будет показывать прототип трёхмерной портативной приставки DS, контроллер для Wii, захватывающий движения игрока, необычную 3DS с двумя камерами и геймпад Wii U. Консоли, выпущенные при нём в должности СЕО, вошли в историю компании как одни из самых успешных.

Секрет успеха Nintendo при Ивата заключался в том, что хитроумный президент компании никогда не лез на рожон, и не пытался конкурировать с другими консолями на их поле. Вместо этого он постоянно искал «свой путь». Он не играл по правилам рынка, он устанавливал свои правила. С выходом приставки Wii все стали бредить управлением движением: Microsoft выпустила Kinect, Sony представила похожий манипулятор Move. Когда вышла 3DS все стали, как одержимые, пытаться вставить в свои игры третье измерение.

Но, самое главное – Сатору Ивата видел в продукции компании, в первую очередь, игры, средство для развлечения людей, а не товар, который нужно выгоднее продать. Он искренне верил, что игры первоочерёдно должны приносить веселье. С истинно самурайским достоинством он вдвое урезал собственную зарплату, когда стало известно, что приставка Wii U не оправдывает ожиданий в продаже. Он организовал конференцию Nintendo Direct, в ходе которой общался с фанатами, раздавал автографы и сам делал утечки информации о следующих проектах.

satoruivata3

Nintendo после Ивата

Что будет дальше с Nintendo? Никто не знает. Ходят слухи, что само существование компании в дальнейшем под угрозой. Сатору Ивата оставил после себя богатое наследство: в 2014 году компания вышла «в плюс», даже несмотря на сложности с Wii U. Однако, что делать с таким наследием не понимает никто.

Сатору Ивата планировал для Nintendo новые векторы развития. Он собирался заниматься здравоохранением, производством фигурок, созданием мобильных приложений и строительством парков аттракционов. Кроме того, в ближайшем будущем компания Nintendo должна представить NX – новую консоль. Первую за 10 лет консоль, которая выйдет уже без своего главного идейного вдохновителя.

Больше десяти лет компания Nintendo была рупором, в котором всегда звучал голос Сатору Ивата – человека, сумевшего совместить творчество и бизнес. Возможно, завтра будет избран новый президент, или компанию распродадут на аукционе. Несомненно лишь одно – без этого человека игроки будут иметь дело уже с другой Nintendo. Нынешняя ушла навсегда вместе с тем, кто привёл её к величию.

Читайте также:

Как выбрать CMS для интернет-магазина

Как установить тему для WordPress

Світова медіаіндустрія змінюється на очах – і цьому сприяють українські інженери

Історія віртуальної реальності з 19-го століття по наші дні