Возможен ли украинский Элон Маск?

Научный потенциал молодого поколения украинцев огромен: то наши школьники конкурс от Intel на мировом уровне выиграют, то студенты стипендию от Google получат. Изобретения молодых специалистов используются военными, альтернативную энергетику и «зелёные» городские технологии готовы «прокачать» физики и самоучки-изобретатели. Почему тогда до сих пор в украинском пространстве не появился свой Элон Маск — революционер-новатор, бог маркетинга и коммерчески успешных технологических идей? Ведь кого как не его (очевидно) ожидают даже в кабинетах чиновников, готовя презентации для зарубежных инвесторов о возможностях открытия инновационного бизнеса в Украине.

Но время идёт, «своего» Маска до сих пор нет (да простят меня коллеги по цеху, сгоряча именующие им основателя Petcube, — но то, что делает Элон, не завязано целиком на исключительном визионерстве и умении поймать тренд будущего; оно завязано на экономической модели общества, в котором живут Маск, Кук и многие другие, кем привыкли восхищаться украинские медиа).

Появлению крупных фигур ІТ-бизнеса и мира стартапов с украинскими корнями могут посодействовать лишь несколько изменений. Без них все талантливые вундеркинды и физики-изобретатели так и останутся безвестными чудаками с неясной перспективой.

Демифологизация стартап-движения

Так уж совпало, что в эти дни я читаю «Путеводитель предпринимателя» Билла Олета (рецензия на неё в скором времени выйдет в нашей рубрике «Книги»). Первое, о чём говорит преподаватель МІТ: для создания и развития успешного инновационного предпринимательства нужно прекратить носиться с мифом о том, что индустрию ІТ создали «великие визионеры». Они, безусловно, изменили многое в плане технологического бизнеса — но без команды любой стартап не означает ничего.

В Украине возник некий миф о том, что инновационную экономику порождают одиночки (хотя это не так). Инновационную экономику формируют инфраструктура, образование, системная политика налоговых льгот и механизм демократичного привлечения команд к этому процессу — не только украинских, но и зарубежных. Посмотрите на то, что в этом плане делают Израиль, страны Балтии, некоторые европейские страны. Украина за 24 года независимости не делала такого ни разу. Глупо ожидать, что десяток талантливых одиночек (как бы они вас ни вдохновляли) могут «сделать» украинскую Долину.

Государство должно перестать быть «священной коровой» и заняться реальным делом

В свете сказанного выше мы подходим к первому системному изменению, которое должно быть реализовано. Роль государства как регулятора в Украине сводится чаще всего к роли «надсмотрщика». Пересматривать свои права и требования к предпринимателям государство не даёт, реальные рычаги влияния для технологического бизнеса сводятся к обещаниям политиков и попыткам организовать круглые столы, комиссии или экспертные советы.

Время проходит, круглые столы собираются, советы советуют — дальше этого ничего не идёт. Да, формируется инфраструктура для стартапов (обучающие платформы и школы, коворкинг-центры и площадки) — но происходит это скорее вопреки роли государства, чем благодаря ему.

Государство — это не только чиновники в кабинетах профильных министерств и ведомств. Государство — это все мы: люди, которые работают в ІТ-индустрии; люди, которые о ней пишут; люди, которые её возглавляют и в неё инвестируют. У каждого из нас есть свои предложения по модели инновационного предпринимательства. Чиновники должны перестать быть для нас исключительным источником правил и требований. Иначе ІТ-индустрия так и будет представлять собой преимущественно аутсорсинговые компании, которые делают продукт на внешний рынок и там же оставляют свои налоги.

Современная модель принятия законов и регулирующих решений со стороны государства стимулирует не заходить в Украину и приводить иностранных инвесторов, а выходить из неё. И тут мы подходим к следующему изменению, без которого невозможен украинский Маск или Цукерберг.

Демократизация налогового поля

Уже неоднократно говорилось о том, что никакая инновационная экономика не может (да и не будет) построена в стране, где до сих пор существует НДС. Количество налогов, которые платит технологический бизнес, только в этом году начали сокращать. Но этого мало. Мало просто понизить ставку и «разбросать» её на все команды: от компаний на несколько сотен человек до стартапов из 3-5 разработчиков. Малое предпринимательство в сфере ІТ нуждается в более радикальных мерах поддержки: налоговых каникулах, стартап-визах с нулевой ставкой налогообложения на год или два минимум (если мы хотим привлекать проекты и продукты извне и говорим об открытой инновационной экономике).

Нельзя списывать все требования по налогам лишь на ситуацию с войной. В Израиле война не прекращается уже 50 лет. Означает ли это, что там перестали создавать благоприятные условия для технологического предпринимательства? Нет. США перманентно участвует в войнах на территории разных стран и несёт расходы на оборонную отрасль в десятки и сотни раз большие, чем многие страны мира. Означает ли это, что в Долине установили высокие налоги? Нет.

Без перехода ко льготному налоговому периоду команды продолжат уезжать, а продукты продолжат разрабатываться, собираться и продаваться за пределами Украины. Такова реальность, так работает технологический рынок, особенно гибкий в современных условиях. ІТ-компания на 90% — это кадры. Мозг каждого специалиста, ноутбук и смартфон. Это не завод и не нефтедобывающая корпорация. Наши чиновники продолжают об этом забывать.

Налоговые проверки с погромами офисов и блокированием активов и инфраструктуры должны остаться во временах Януковича и Азарова, а не мутировать и сохраняться в том или ином виде в будущем. Рейд персонажей в масках с оружием, который ставит компанию «на уши», — не самый лучший показатель инвестиционной привлекательности; ещё одно напоминание нашим фискальным службам (если они, конечно, заинтересованы в притоке налогоплательщиков в страну, а не оттоке из неё).

Образование (онлайн и не только)

Но даже если предположить, что все предыдущие шаги будут выполнены в полной мере, остаётся ещё один важный компонент (его упоминает в своей книге Билл Олет, но о нём говорят и другие представители современной ІТ-индустрии). Речь идёт об образовании.

Мы слишком долго говорили о том, что у нас одна из самых образованных наций в мире, и забыли, что теория и практика в украинской образовательной системе — к большому сожалению — идут своими параллельными путями. Вузы в Украине (даже технические) пока и близко не подошли к тем решениям, которые использует в своём обучении МІТ, Гарвард или Оксфорд. Нет больших платформ с лекциями и видеосеминаров, нет адекватной системы дистанционного обучения, нет сертифицированных онлайн-программ, которые признавались бы Министерством образования.

Даже в соседней России благодаря «Нетологии» есть дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей, которые сертифицированы государством — у нас пока таких решений нет. Да, есть платформа Prometheus, есть периодически организуемые онлайн-курсы или локальные семинары от различных ІТ-компаний. Но они даже наполовину не могут решить проблему с комплексным подходом к техническому образованию, к экономическому образованию, где будет практика, а не только бесконечное переписывание учебников в конспекты. И конечно же, пора вводить преподавание на английском, если мы собираемся интегрировать экономику и ІТ-сферу Украины в мировой контекст. Ситуация, когда 25-летние разработчики ходят на курсы английского, потому что за 5 лет в университете так и не выучили толком ни один иностранный язык — неприемлема. Но она, к сожалению, — элемент нашей реальности.

Качество образования отражается на качестве идей и подходу к их реализации. Все эти истории о стартаперах, радостно тратящих деньги инвесторов, на порядок реже встречаются там, где людей учат оценивать риски и системно подходить к рабочему процессу. Этому в наших вузах не учат точно также, как 5, и 10, и 20 лет назад. А между тем системное мышление, оценка рисков и прогнозирование — не приоритет визионеров-одиночек, стивов джобсов и элонов масков. Это — обязательные инструменты предпринимателя, который хочет преуспеть.

Украинский Элон Маск появится тогда, когда все перечисленные выше компоненты изменятся, а мы начнём мыслить не категориями «героев» и «идолов» с украинским паспортом. Предпринимателями не рождаются — ими становятся. Чтобы их было как можно больше, нужно провести ряд структурных изменений не только в экономике, государственном аппарате и обществе, но и в собственном мышлении. Не стоит говорить о слепом копировании чужого успеха, опыта или системы взаимоотношений. Стоит создавать собственные.

Заглавное фото: YURIY DYACHYSHYN/AFP/GETTY IMAGES

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків