Сможет ли IT-индустрия стать локомотивом экономики Украины?

Сегодня индустрия программного обеспечения – практически единственная в Украине отрасль, которая показывает рост на фоне серьёзного спада экономики. Компании, разрабатывающие ПО для зарубежных заказчиков, чувствуют себя достаточно уверенно, объёмы продаж не снижаются. Более того, как и в прежние годы, в этой отрасли серьёзно ощущается нехватка хороших специалистов. Участники рынка сообщают, что недавно штат компаний-разработчиков пополнили даже беженцы из зоны АТО, которые оперативно прошли курсы обучения на тестировщиков программного обеспечения.

Тем не менее, даже эта отрасль переживает не лучшие времена – темп прироста в сегменте разработки программного обеспечения в этом году скорее всего составит всего 5-7%, по сравнению с 20-25% ранее. Очевидно, что индустрия ПО нуждается в существенной государственной поддержке, как это происходит во многих странах. Причём речь не только о налоговых льготах – фронт поддержки должен быть намного шире.

Рынок IT-аутсорсинга является «лакомым куском» для многих стран. Например, в Мексике действует программа государственной поддержки софтверной отрасли – до 2020 года страна намерена выйти на 3-е место в мире по уровню IT-аутсорсинга. Значительных успехов достигли страны Прибалтики, Бразилия, Румыния, даже в РФ и Белоруссии уже несколько лет существует особый льготный налоговый режим для IT-компаний. В Белоруссии действует 9% подоходный налог для сотрудников компаний национального Парка высоких технологий, а в соседней Румынии ставка подоходного налога для работников сферы разработки ПО составляет 0%.

Некоторое время назад Кабмин разработал План мероприятий по поддержке IT-индустрии. На днях в Киеве состоялся круглый стол, на котором обсуждался данный план. Мероприятие было организовано Ассоциацией «ИТ Украины» при поддержке Государственного агентства по вопросам электронного управления (ранее — “Держінформнауки України”).

План мероприятий содержит 16 пунктов, которые охватывают как льготное налогообложение, так и реформу IT-образования с целью подготовки кадров для отрасли.

Так, до октября следующего года планируется разработать и подать в ВР проект закона о внесении изменений в Налоговой кодекс. Фактически, речь идёт о совершенствовании и чётком прописывании норм по льготному законодательству. Планируется освободить от НДС подготовку программного продукта на всех этапах.

До апреля 2015 запланировано создание системы статистического мониторинга развития IT-индустрии и усовершенствование налоговых стимулов в IT-сфере. Для этого предложено провести соответствующее экономическое исследование.

От экспорта услуг — к экспорту продукта

Сразу несколько пунктов коснулись усовершенствования законодательства в области интеллектуальной собственности, согласно международной практике. Сейчас программа защищается по тому же принципу, что и литературное произведение, а ведь программа – это не набор слов, а логическая схема, нацеленная на совершение определённых действий. Кроме того, предлагается дать определение бесплатному ПО, поскольку сегодня оно в Украине вообще находится вне правого поля. Ещё одним пунктом запланировано определить природу лицензионного договора EULA (лицензия конечного пользователя), вместо нынешней сложной правовой схемы с передачей прав интеллектуальной собственности или роялти.

Также, до ноября 2015 года запланировано усовершенствовать терминологическую базу, утвердив распространение копий компьютерных программ без материального носителя, а до апреля — устранить императивную норму касательно обязательности авторского вознаграждения и обязательного определения её размера.

[message type=”warning”]Представители отрасли жёстко выступили против пункта, которым предполагалось утвердить методику определения стоимости разработки ПО. Как отметили участники обсуждения, такие методики станут ещё одной «кормушкой» для проверяющих органов, которые будут наказывать за то, что контракт заключён не в соответствии с методикой.[/message]

Кроме того, игроки рынка практически единогласно заявили, что отрасль нуждается в дерегуляции бизнеса. Особенно это касается внешнеэкономической деятельности, поскольку согласно отечественному законодательству украинская IT-компания не может легко и просто открыть и обеспечить работу своего представительства за рубежом для контакта с заказчиками напрямую.

Реформа IT-образования

Целый ряд пунктов касался улучшения развития системы IT-образования. В частности, до начала следующего года планируется увеличить объём госзаказа на подготовку специалистов в области кибернетики, информатики и автоматики. Кроме того, в предмете «Информатика» необходимо усилить преподавание алгоритмики, а при подготовке математиков и физиков увеличить объёмы преподавания IT-дисциплин. Как показывает статистика, специалисты, обучающиеся этим специальностям, нередко становятся успешными программистами.

Наконец, в классификатор профессий предполагается включить новые профессии: аудитор информационных технологий, специалист по кибербезопасности, начальник корпоративных IT и другие.

E-Government — в частные руки?

В процессе обсуждения Плана мероприятий участники затронули и тему электронного правительства. Рабочая группа по правительственной политике в E-Government представила так называемую «Зелену книгу з електронного урядування в Україні». Напомним, Зелёная книга — это документ, который используется правительствами демократических стран для декларирования и обсуждения основных направлений государственной политики в той или иной сфере. Ближайшим аналогом указанного документа в отечественных реалиях является «доктрина» или «стратегия».

Среди рекомендаций по развитию электронного управления в Украине в книге указаны следующие пункты: обеспечение интероперабельности и электронного взаимодействия информационных систем органов власти; развитие электронных услуг; развитие инфраструктуры открытых данных; становление электронной демократии в Украине; укрепление доверия в онлайн-среде.

Вместе с тем, по мнению представителей разработчиков ПО, инструменты Е-правительства должны внедрять и поддерживать частные компании, со стороны государства требуется лишь предоставление доступа к реестрам. Во-первых, на электронное правительство и информатизацию госорганов уже были потрачены внушительные суммы денег, порядка нескольких десятков миллиардов гривен, тем не менее, эффект пока не очень заметен. Во-вторых, на дальнейшее внедрение у государства всё равно средств нет.

Необходимо отметить, что именно такой подход исповедуется в Эстонии, где через электронный портал доступно порядка 500 сервисов (что кстати, позволило уволить около 1500 чиновников и сэкономить на их зарплатах огромные суммы денег). В стране с 2 млн населения бизнес зарабатывает на Е-услугах 100 млн евро в год и столько же зарабатывает государство.

Итоги

Обсуждение Плана мероприятий показало, что бизнес поддерживает практически все пункты плана Кабмина, кроме пункта по определению стоимости разработки ПО (см. выше). Однако, большинство законодательных инициатив, таких как налоговые льготы, будут реализованы лишь через год, а эффект от реформы образования в любом случае станет ощутим только спустя несколько лет. Но всё это будет возможно в случае, если законопроекты превратятся в законы. Гарантировать этого на 100%, к сожалению, нельзя. Особенно если учесть, что на обсуждении почему-то отсутствовали народные депутаты Украины Алексей Скрыпник и Ольга Белькова, хотя их участие было заявлено. И если власть будет медлить, то страны-конкуренты, которые, в отличие от нас, сегодня времени не теряют, оставят Украину далеко позади.

Читайте также:

Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

Политическое расфрендживание

Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Нам нужна новая наука прогресса