Александр Ольшанский: «Доменов будет столько же, сколько людей»

Президент компании Imena.UA и собственник интернет бизнесов (Mirohost.net, Banner.kiev.ua, Mail.ua, Pingwin.ua, Avanport-Design.com) Александр Ольшанский, в интервью «МедиаБизнесу» рассказал о развитии своих компаний, об уровне доверия к доменной зоне .ua и перспективах развития кириллической доменной зоны в Украине.

– Вы владеете несколькими бизнесами, в частности Mirohost.net, Banner.kiev.ua, Mail.ua, Pingwin.ua, Avanport-Design.com. Расскажите об их развитии в 2010 году, как повлиял на них кризис. Планируете ли вы в 2010 году какие-то новые начинания?

– Несмотря на кризис в 2009 году, все наши проекты стабильно развивались. Нам, конечно, пришлось немного урезать инвестиционные и маркетинговые бюджеты, но в общем и целом можно сказать, что рост стабильный и кризис нас только укрепил. Что касается планов на 2010 год то я скажу так: у нас есть несколько неплохих идей, но будем ли мы их реализовывать и в каком количестве – определит ситуация на рынке. Ну и конечно же мы намерены доинвестировать то, что уже было начато.

– Какие планы у вас относительно Mail.ua?

– К концу 2010 года мне хотелось бы, чтоб на этом ресурсе было около 500 тысяч пользователей. Хотя в финансовый план мы закладываем более скромные цифры — 200-300 тыс. По старым инвестиционным планам мы должны были уже в 2010 году получать серьезную прибыль от этого проекта. Но кризис внес свои коррективы, и скорее можно говорить о выходе на точку безубыточности.

– Но все же о новых проектах и об источниках их финансирования: какие новые проекты вы собираетесь запустить в 2010 году?

– В 2010 году мы планируем запустить 1-2 крупных инвестиционных проекта. Решение пока не принято, поэтому подробнее пока не скажу. Что касается источников финансирования, то в 2008 году мы делали заем (выпускали облигации), но в связи с кризисом многие партнеры, покупавшие наши облигации просили погасить этот заем досрочно. Что мы и сделали (хотя по условиям займа, и не были обязаны). На сегодняшний день мы практически рассчитались по всем заемным средствам, и соответственно сможем направить какие-то деньги на инвестиции. Кроме того, совершенно не исключено новое размещение наших облигаций. Дело в том, что сейчас произошло удивительное явление: с одной стороны на рынке стало мало денег, а с другой стороны заемщиков, которым можно дать эти деньги, стало еще меньше. Кризис научил инвесторов ценить хорошего заемщика, и мы это попробуем использовать в качестве нашего тактического преимущества.

– Расскажите о перспективах развития кириллической доменной зоны в Украине.

– Ситуация следующая. ICANN начал выделять домены для стран с нелатинскими символами. Это делается в рамках эксперимента. Некоторые страны захотели участвовать, например Россия с доменом .рф. Украина вроде бы тоже захотела присоединиться к этой инициативе и получить домен .укр. Заявку на .укр подали. Основная шумиха в прессе была поднята по поводу того, что была частная компания, которая вела зону .укр в альтернативной, не «айкеновской» иерархии. То есть, по большому счету, к интернету, в бытовом понимании этого слова, эта зона отношения не имеет. И теперь эта компания заявила о своем интересе, чтобы пользователи из альтернативной зоны перешли в зону .укр, которую делегирует Украине ICANN. Хотя по сути эти зоны никак между собой не связаны, и совершенно очевидно, что пользователи альтернативной зоны .укр не могут иметь никаких преференций перед остальными пользователями Уанета. Оценивая происходящее вокруг этого вопроса, скажу, что в целом идея получить кириллическую зону для нашей страны — положительная. Но явный недостаток прозрачности в этом процессе породил настоящую волну слухов и домыслов.

– В чем конкрентно заключается “недостаток прозрачности”?

– Есть два ответа: короткий, но не полный. И длинный, но явно выходящий за рамки нашего интервью. Попробую ответить коротко. Заявка подана от имени Украины, Украинским Сетевым Информационным Центром (УСИЦ). Эта структура была создана семь лет назад рядом общественных организаций и государственных органов с целью разработки правил и процедур, касающихся администрирования домена .UA и делегирования в нем доменов пользователям. К сожалению, за истекше время УСИЦ так и не смог предложить рынку разумной альтернативы существующей де-факто с 2001 года системе администрирования .UA. Процедура принятия решений в этой организации ( а точнее в Координационном Совете) непрозначна, заседания проводятся редко и, как правило, в закрытом режиме. Кроме того, частая смена представлителей соответствующих государственных органов (в связи со сменой должностей) не способствует быстрому принятию решений. С другой стороны пололжительный момент как раз и заключается в том, что если администрирование .укр таки будет получено УСИЦ, то это будет экспериментом не на большой зоне .UA , в которой сегодня насчитывается более 400 тыс уже делегированных доменов, а как бы экспериментом “с чистого листа”. И таким образом через некоторое время (в случае успеха) эта организация сможет более обосновано заявлять свои претензии на администрирование большого .UA.

– Как вы оцениваете уровень развития доменной зоны .ua?

– Средне. 200 тысяч платных доменов на 46 млн населения Украины. В то же время в зоне .de, например, на 80 млн жителей Германии еще в прошлом году было12 млн доменов. Дело в том, что количество зарегистрированных доменов и их совокупная цена на рынке в точности отражают уровень доверия к администрации домена и существующей системе регистраций. А она в Украине не лучшая. Кроме того, в нашей стране до сих пор существуют разные архаичные ограничения на регистрацию доменов (домены первого уровня только по торговым маркам, привязка доменов не к регистрантам, а к псевдонимам UANIC, отсутствие единых процедур перевода доменов от одного регистратора к другому и передаче прав от одного регистранта другому и т. п.). Эти ограничения достались нам в “наследство” со времен 90-х годов.

– Какова доля регистраций у Imena UA?

– Она практически не меняется из года в год по разным доменным зонам от 30% до 36%. Мы занимаем вполне определенную рыночную нишу, предоставляя качественный сервис за умеренные деньги, и размеры этой ниши именно такие.

– Когда произойдет скачек количества регистраций в Украине?

– Здесь два фактора. Первый, как я уже говорил, это давно назревшие, и перезревшие, реформы в системе регистрации доменов, в первую очередь отмена ограничения на регистрацию доменов первого уровня только по ТМ. Ведь фактически в большинстве случаев для того, чтобы зарегистрировать домен первого уровня люди регистрируют торговые марки, которые им вовсе не нужны, а это увеличивает стоимость регистраций с нормальных общепринятых в мире $10-20 до $1300-1500. Второй фактор заключается в том, что количество регистраций доменов – это отражение количества пользователей интернета, но с запаздыванием приблизительно в 3-4 года. Исходя из этого, если мы возьмем количество новых пользователей сети в 2009 году, то поймем сколько примерно регистраций будет в 2013 году. Вообще говоря рано или поздно доменов будет столько же, сколько людей или даже больше, ведь это единственная цифровая собственность в Сети. Эдакий фундаментальный кирпичик цифрового мира. Ведь все, чем может владеть человек или компания в интернете — завязано на собственный домен. И это атрибут, который выполняет в новом мире такую же роль, как имя собственное.

В первой части интервью Александр Ольшанский рассказал о конкуренции и тенденциях на украинском интернет рынке, а также о том, сколько нужно денег для запуска стоящего проекта.

Mediabusiness.com.ua, январь 2010