Президент компании Imena.UA и собственник интернет бизнесов (Mirohost.net, Banner.kiev.ua, Mail.ua, Pingwin.ua, Avanport-Design.com) Александр Ольшанский, в интервью «МедиаБизнесу» рассказал о конкуренции и тенденциях на украинском интернет рынке, а также о том, сколько нужно денег для запуска стоящего проекта.
– В 2008 году много говорилось о польской интервенции на восток, в том числе, и на украинский интернет рынок ( GG Network, Pracuj.pl, Гемиус, Агора). Оцените результаты действий польских компаний.
– В 2008 году речь шла не только о польской «интервенции», а об «интервенции» в целом. Это было связано с колоссальным подъемом экономики вообще. Сейчас мы смотрим на все это со стороны явно переживаемого кризиса. А кризис, в первую очередь, сказывается на недострое в самом широком понимании этого слова. «Незавершенка» убила Советский Союз. Есть такой экономический анализ: объемы незавершенного капитального строительства с 1950 года. На графике – это ровная восходящая линия. Оно росло, росло, росло, и… «навернулся» целый Советский союз. Если это убило Союз, то это может убить любую компанию. «Незавершенка» в бизнесе в период кризиса – страшная вещь.
В 2008 году – это был другой рынок, другие деньги и стоимость ресурсов. Можно говорить о том, кто успел до кризиса, а кто не успел. На мой взгляд, есть несколько компаний, которые успели закрепиться до кризиса, а остальные пребывают в состоянии борьбы и ее результат мы увидим уже в следующем году.
Вроде бы закрепился Gemius в качестве альтернативного источника статистики. «Яндекс», «Бегун» успели закрепиться. Goolge здесь активной коммерческой деятельности не ведет, но чувствует себя у нас хорошо, как и на других рынках. А остальные «интервенты» все еще находятся в состоянии строительства, их результаты мы увидим, скорее всего, в 2010-2011 годах.
– Польские компании повлияли на развитие украинского рынка интернет рекламы?
– Я часто читаю лекцию, в которой объясняю, чем конкуренция на Украине отличается от конкуренции в России. «Яндекс», например, когда сидит в своем московском офисе думает, что он придет в Украину и будет конкурировать с «Метой». Смотрит на себя в зеркало и думает: что мне «Мета»? Я же целый «Яндекс»! Потом он приезжает в Украину и обнаруживает, что ему придется конкурировать с Googlе. Украинский рынок очень космополитичен, особенно в этой области. Поэтому, я бы не выделял национально польские компании. Хотя они, как и российские, рвутся сюда по причине сходства менталитета.
– Но это не означает, что рынки похожи?
– Думаю, что нет. В данном случае – это иллюзия. Конкурировать у них так просто здесь не получится. Они думают, что будут конкурировать с украинскими компаниями, а обнаруживают тут много российских. С точки зрения Интернета, Украина заняла фантастически правильную позицию. В силу либеральности этого рынка, он очень подвержен мировым трендам.
– Когда украинский интернет рынок заинтересует мировых инвесторов?
– Он уже интересен. Но денег еще мало. Думаю, что существенный скачек произойдет в 2011 году.
– Сколько денег будет на рынке в 2011 году?
– Я всегда говорил, что интернет рынок – это отражение рынка рекламы. Потому что, в конечном итоге, рекламный рынок является питающим. Думаю, что в 2011 году будет миллионов сорок-пятьдесят. Рынок «стрельнет». Думаю, что к Евро 2012 еще много чего «подтянется». Это, кстати, не надо неодооценивать. Будет массовый наплыв иностранных представителей, – многие из которых путают Украину с Уругваем, – они обнаружат, что здесь медведи не ходят по улицам, уедут к себе и расскажут… Это все сработает. Во всяком случае, все российские инвестфонды, однозначно говорят, что после «Оранжевой революции» украинские рынки выросли настолько, что на пять лет стали неинтересны. То есть, «Оранжевая революция» создала такой толчок пиара, что здесь все быстро подорожало. Думаю, что Евро 2012 будет тоже серьезным толчком к росту капитализации рынка.
– Как отразился кризис на инвестиционной активности?
– Я сейчас не знаю никого, кто начинал бы крупные инвестиционные проекты. Никто не инвестирует в крупные проекты. Но буквально в следующем году, скорее всего, новые проекты мы увидим.
– В какие интернет проекты сейчас стоит вкладывать в Украине?
– Знал бы прикуп – жил бы в Сочи (улыбается). Точно знаю, во что не стоит. В долгосрочной перспективе, я бы не вкладывал деньги в проекты, которые клонируют какие-либо из ныне существующих. Я бы вкладывал в проекты, которые несут оригинальные идеи. Кстати, я обратил внимание, что психология и менталитет на разных рынках часто отличаются. Общеизвестный факт, что сетевые СМИ – это феномен Украины. Я не знаю второй страны, где сетевые СМИ имеют такое влияние, как в Украине, а у нас они имеют колоссальное общеполитическое влияние.
– Сколько сейчас нужно денег, чтобы запустить перспективный проект?
– Меня часто спрашивают об этой цифре. Время, когда можно было за 10 тысяч долларов создать серьезный проект, давно закончилось. Сейчас я оцениваю эту сумму в 300 тысяч долларов. Это чтобы сделать что-то стоящее. А запуск по-настоящему крупного проекта потребует более значительных сумм.
– Какие мировые тренды вы сейчас наблюдаете?
– Самый известный и спорный тренд – социальные сети. Известный, потому что резкий взлет, спорный, потому что никто не понимает насколько этот взлет продлится и как это будет монетизироваться.
На мой взгляд, интернет до сих пор не до конца дружественная среда для пользователя. Все что будет упрощать и повышать эту дружественность – обречено на успех. Вот, например, идеал юзабилити – это Google. Ничего не могу с этим сделать. Чем проще – тем лучше.
Еще один тренд – изменение профиля использования. Если раньше интернет читали, то теперь его смотрят. Это связано с приходом молодого поколения. Мои дети, которым от 10 до 17 лет, интернет уже смотрят. С ростом технической вооруженности и возможности показывать видео, интернет будет все больше переходить в эту плоскость. И все больше будет появляться сервисов, основанных на этом.
– Исходя из статистики регистраций, какими темпами будет развиваться украинский интернет рынок в ближайшие пару лет?
– В этом году в Украине наблюдается некоторый спад доменных регистраций. Это, если рассматривать регистрацию доменов, как первый шаг к созданию интернет ресурса. Значит, если в 2009 году был спад по регистрациям, то в 2010 мы не досчитаемся новых Интернет-ресурсов. В году 2011 все выровняется. И в 2011 году всех накроет очередной волной «строительства» – произойдет скачек инвестиционной активности. И, как при любой массовой панике, пострадавших всегда больше, чем выигравших.
– По разным оценкам, объем интернет рынка Украины составит 100-180 млн грн в 2009 году. Как вы оцениваете рынок?
– Я оцениваю в 100 млн грн в год. Было бы 180 млн в год, если бы не случилось кризиса. Смехотворная величина пока что. Реклама в Интернете не уменьшилась в объеме, но упала в цене.
– Когда крупные рекламодатели начнут всерьез задумываться об Интернете, как об эффективном медиа?
– Если говорить об уровне проникновения, – он достаточный. Не хватает достаточного умения с этим носителем работать. Нужно время, чтобы менеджеры научились, приспособились. Традиционный подход к рекламе в интернете – малоэффективен. Нужно время. Телевизионная реклама тоже когда-то была малоэффективна, когда пыталась копировать рекламу печатную. Просто нужно понимать, что Интернет — новое медиа, с новыми свойствами. В 2011 году все начнет расти. Это произошло бы раньше, если бы не кризис.
– Какова доля украинского капитала в доходообразующей части украинского интернет-рынка?
– Пока больше половины приходится на украинские компании. Да, я и не уверен, что иностранный капитал будет преобладать здесь со временем. Многие думают так: сейчас придем в Украину, всех купим за три копейки. Но выясняется: что, во-первых, не три копейки, во-вторых, – хорошее не продается, в-третьих выясняется, что мы тут сами с усами. Думаю, что украинские компании прилично окрепли. Кроме того, наличие отечественного капитала на развитом рынке снижает риски для иностранных инвесторов. И с учетом мировых тенденций к «осторожному» инвестированию, я думаю, что большая часть инвест-сделок будет заключаться таким образом, чтобы доля украинского капитала оставалась ощутимой.
– Какова активность в области сделок на интернет рынке?
– Сейчас затишье. Те, у кого есть что-то хорошее, не хотят продавать из-за низких цен. Те, кто с деньгами не стремятся покупать, потому что велики риски, и ничего хорошего не купишь. Конечно, в это турбулентное время профессиональные инвесторы могут отыскать «жемчужину» задешево. Но также велика вероятность, что на поверку выяснится, что это вовсе не «жемчуг» .
– Как выборы повлияют на рынок интернет рекламы?
– Думаю, что между первым и вторым туром активность в интернете вырастет. Потому что во втором туре имеет значение оперативность. Самые оперативные медиаканалы – это интернет и «телевизор». С последним не все так просто, потому что там уже все поделено. Ничейная земля осталась одна. Поэтому думаю, что между первым и вторым туром в качестве медиаресурса интернет имеет большие перспективы.
Продолжение интервью с Александром Ольшанским ожидайте в конце декабря. Во второй части интервью господин Ольшанский расскажет в частности о споре за домен .UA и том, как развиваются его компании.
МедиаБизнес, декабрь 2009