Бесплатный WiFi в самолетах — перспектива ближайшего будущего?

Благодаря активному расширению покрытия мобильной связи стандартов 3G и 4G, а также развертыванию Wi-Fi в кафе/ресторанах и даже подземных станциях метро скоростной Интернет становится доступным практически повсеместно. Но есть ещё места, где мобильная связь и Интернет не только не присутствуют, но даже и запрещены. Это самолеты.

Мобильная связь на борту была «вне закона» ещё задолго до появления беспроводного Интернета. Считалось, что работа сотовых терминалов может помешать работе радиооборудования, установленного на самолетах. При определенных очень маловероятных условиях мобильная связь и в самом деле способна оказывать влияние на показания бортовых приборов. Но стремительное развитие технологий и популяризация мобильных устройств в итоге всё же сделали запрет на пользование связью на борту пережитком прошлого.

На сегодня некоторые компании уже предлагают возможность использования мобильной связи, отправку SMS и MMS в качестве дополнительного сервиса. При этом для пассажиров пользование услугой  выглядит так, будто они находятся в роуминге. Собственно тарифы по своей величине также соответствуют роуминговым. Однако многих пассажиров, особенно бизнес-класса, больше волнует наличие в самолете интернет-доступа.

Авиакомпании признаются, что наличие доступа в Интернет во время полёта входит в тройку самых задаваемых вопросов: вместе с ценой на билет и провоз багажа. Однако решить этот вопрос оказалось не так то просто. Дело в том, что на высоте 10-11 тысяч метров и скорости 800-900 км/час самолет не может поддерживать связь с наземными базовыми станциями мобильной связи.

Правда, некоторые перевозчики нашли компромиссный вариант решения этой проблемы, устанавливая на борту сервер с различным мультимедийным контентом (видео, аудио, фото, текстовые материалы), который раздает содержимое через Wi-Fi в самолете. Но такой сервис, конечно же, не может заменить полноценный доступ в Интернет.

Но если связь с наземными передатчикам невозможна, остается один вариант — спутник. Первый шаг в развертывания спутникового интернет-доступа на борту сделала компания Boeing (кстати, еще в 2001 году).

Суть технологии, которая называется Connexion, заключается в установке оборудования, позволяющего оградить системы самолета от внутренних помех благодаря вынесению антенны за борт самолета. В салоне устанавливается базовая станция, которая обеспечивает для пассажиров трансляцию Интернета через Wi-fi или Ethernet.

Имеется также альтернативная технология Avionics, разработанная компанией Panasonic. Но в любом случае, для получения доступа к Интернету используются самонастраивающиеся спутниковые антенны, которые служат конектором между самолётом и геостационарным спутником (находящимся на высоте 37 тысяч километров над экватором). Эти спутники способны передавать данные с наземных станций на движущиеся с большой скоростью приемники и принимать сигнал с таких же мигрирующих передатчиков.

Спутники, в свою очередь, имеют постоянные соединения с наземными станциями, в задачу которых входит обеспечение SMS/MMS и голосовых сервисов, интернет-доступа, а также биллинга.

Скорость соединения с самолётом составляет от 5 до 20 Мбит/с для входящего трафика (земля-спутник-самолёт) и 1-3 Мбит/с — для исходящего (самолёт-спутник-земля).

Новую технологию уже внедрили на трансатлантических рейсах такие компании как Lufthansa (сервис FlyNet), Aeromobile и Virgin Atlantic. Другие перевозчики также рассматривают возможность предоставления подобной услуги. Пока что интернет-доступ оплачивается почасово и стоит достаточно дорого. Но по мере отладки технологии многие авиакомпании могут начать предоставлять его практически «бесплатно», просто сделав небольшую наценку в  стоимости билетов.