Газетные «утки» как инструмент бизнеса

27 ноября неизвестный автор через агрегатор пресс-релизов PRWeb распространил ложное сообщение о планах Google купить WiFi-провайдера ICOA за $400 млн. Крупные агентства и издания, типа Associated Press и Forbes, немедленно растиражировали эту новость даже не удосужившись получить подтверждение от Google. И как результат – повышение стоимости ценных бумаг ICOA в пять раз.

Конечно, когда всё выяснилось, торги были остановлены из-за спекулятивного роста. Но трейдеры всё таки успели совершить сделки с 3,3 миллиарда акций провайдера, тогда как обычно ежесуточный оборот составляет менее миллиона.

И такие случае сплошь и рядом.

Так в апреле этого года, после первого тура президентских выборов во Франции, на интернет-ресурсе Mediapart был опубликован документ, в котором утверждалось, что Н.Саркози получил 50 миллионов евро на свою первую избирательную президентскую кампанию от ливийского лидера Муамара Каддафи. Статью очень быстро перепечатали многие мировые СМИ. Сам Саркози назвал этот документ грандиозной фальшивкой. По-видимому, публикация документа была связана с тем, что в прошлом году сын Каддафи Сейф аль-Ислам говорил о финансировании кампании Саркози, призывая президента Франции вернуть данные средства. В интервью Сейф аль-Ислам утверждал, что обладает всеми необходимыми доказательствами своих слов, но в последствие так и не обнародовал никаких подтверждающих документов.

Между первым  и вторым туром выборов шансы у Н. Саркози и Ф. Олланда были практически равны. Но вброс в информационное пространство Франции «утки» о финансировании предыдущих выборов Николя Саркози ливийским лидером «вбили» последний гвоздь в крышку гроба политической карьеры француза.

Ещё пример. Чуть больше месяца назад, полиграфическая компания RR Donnelly случайно опубликовала незаконченный финансовый отчёт Google за третий квартал, в который показал, что цифры по прибылям оказались ниже ожидаемых. Кроме того, произошёл существенный спад в росте доходов от рекламного бизнеса поисковика. Обычно генеральный директор компании Ларри Пейдже наводит окончательный глянец на финансовых показателях, подробно поясняя рост или падение каждого бизнес-показателя. Но в данном случае в СМИ попал «сырой» отчёт с неожиданно слабыми показателями. Из-за чего суммарная стоимость акционерного капитала интернет-гигант снизилась на 20 млрд долл.

Да и в минувшем году такие истории тоже случались неоднократно: в «дутых» новостях фигурировали Bank of America, General Mills, Dow Jones, WSJ Online и другие компании.  Например, в 2011 году Associated Press «повелся» на пресс-релиз о том, что GE выплатит государству 3,8 млрд долл в качестве компенсации за неуплату налогов. А в 2010 году многие издания напечатали фальшивый пресс-релиз о том, что инициирована судебная кампания против Chevron.

Подобные ситуация нередко встречаются и в Украине. Так, несколько недель назад сразу в нескольких ведущих украинских СМИ появилась информация о том, что студент Киево-Могилянская академия (НаУКМА) выбросился из окна аудитории с криками “За Джобса! За Айфон!” после того, как преподаватель высказал мнение, что устройства HTC и HP лучше iPhone и Macbook. Через некоторое время появилось опровержение данного случая, с пояснением, что это была лишь шутка. Конечно, в данном случае «газетная утка» не привела к серьёзным последствиям. Но кто его знает, как бы сложилась ситуация, если бы HTC, HP и Apple были украинскими компаниями, а их акции котировались на локальной бирже.

Благодаря Интернету распространить ложную информацию очень просто. Нужно только найти правильный инфоповод и СМИ сразу её подхватят. Для чего? Бизнес, манипуляция общественным мнением… Читателям остаётся только надеяться на профессионализм журналистов, которые должны перепроверять информацию перед публикацией. И чем она невероятней, тем тщательнее это делать. А не гнаться за “написать раньше всех”.

#  #  #  #