Люди, заставшие в более-менее взрослом возрасте советские времена, наверняка помнят, что представляла собой любая банковская трансакция того времени. Нужно было прийти в определённое время в Сберегательную кассу (именно так назывались банковские отделения), выстоять очередь, заполнить кучу бланков и лишь после этого заплатить несколько десятков советских рублей за коммунальные услуги и т.д.
Конечно же, как западные банки, так и первые коммерческие банки на просторах СНГ искали возможность освободить и клиентов, и своих сотрудников от бумажной «писанины» и ручной работы.
Первые проекты, связанные с управлением банковскими счетами с персонального компьютера клиента появились ещё в середине восьмидесятых годов. Связываясь с помощью модема с компьютером банка, клиент мог получить информацию о состоянии своего счета. Такие системы получили название Home banking. С ростом доступности Интернета для широкого пользователя, ведущие банки начали разрабатывать системы управления счетом через сеть. Интересно, что уже в 1997 году открылся первый в мире полностью виртуальный банк – Security First Network Bank. Впрочем, долго он не продержался, поскольку заслужить доверие заказчиков без реальной банковской инфраструктуры ни этому, ни другим виртуальным банкам так и не удалось.
Интернет-банкинг должен замещать физические банковские отделения.
На сегодня практически любой крупный банк предлагает услуги интернет-банкинга (ИБ). В большинстве случаев, для пользования услугами ИБ понадобится электронно-цифровой ключ. Однако некоторые банки для авторизации пользователя предлагают двухфакторную аутентификацию с помощью пароля и SMS.
Интернет-банкинг должен постепенно замещать физические банковские отделения, считают многие банкиры. Так, Виталий Воротников, заместитель председателя правления SEB Банк, полагает, что украинским банкам необходимо постепенно сокращать число своих отделений, их и так слишком много, гораздо больше, чем в западных банках. На смену должен прийти онлайн-банкинг.
Интернет-банкинг никогда не заменит физические отделения банка.
Но, несмотря на кажущуюся простоту и удобство интернет-банкинга — доступ к счету 24 часа в сутки в любом месте — число его пользователей пока не особо велико. Так, по данным GfK Ukraine, в конце минувшего года интернет-банкингом воспользовались 1,3% жителей Украины. Это самый низкий показатель среди всех государств Европы. Игорь Шаров, директор ИТ-департамента «Ощадбанка», полагает, что все дело в привычке. Новым технологиям пока не удалось сломать лед недоверия среди основной массы населения страны. «Все проблемы безопасности при работе с интернет-банкингом уже давно решены. И все же большинство заказчиков идет по привычке в отделение банка для оплаты любой, даже небольшой суммы денег».
Интернет-банкинг никогда не заменит физические отделения банка, считает Сергей Адаменко, заместитель председателя правления Сбербанка России в Украине. «Если вам нужно заплатить за квартиру, вы можете прибегнуть к оплате через Интернет. Но если вам нужно взять крупный кредит, или положить деньги на депозит, вам все равно придется идти в банк, и от этого никуда не деться. Именно поэтому некоторые банки до сих пор наращивают число своих отделений».
Низкую популярность ИБ поясняет и тот факт, что интернетом в Украине на данный момент пользуется лишь около 40% населения. Вместе с повышением уровня проникновения Сети будет расти и число пользователей интернет-банкинга. Украины. Кроме того, потенциальных клиентов ИБ также настораживает необходимость получения ЭЦП, ведь это дополнительные расходы. Поэтому многое ещё будет зависеть от того, насколько выгодные условия применения ИБ смогут предложить украинские банки.