Китайских пользователей все меньше интересует Интернет без цензуры

Как известно, в марте 2010 года компания Google закрыла свой поисковый сайт в Китае. Со страницы google.cn была установлена автоматическая переадресация на базирующийся в Гонконге сайт google.com.hk. Уходу с китайского рынка интернет-поиска предшествовал конфликт Google и китайских властей. 12 января 2010 года на официальном блоге компании появилось сообщение, что ряд аккаунтов почтовой службы Gmail, принадлежавших китайским правозащитникам и активистам, регулярно просматривались третьими лицами. Факт наличия массовой слежки вместе с ограничениями свободы слова в интернете и блокировании многих иностранных сайтов заставил Google пересмотреть свое отношение к цензуре результатов поиска в Китае.

Китайский сегмент Интернета виртуально отгорожен от остального мира. Китайские сайты, доступные местным пользователям в полном объеме, обязаны по законам самостоятельно цензурировать свое содержание. До сегодняшнего дня так поступал и Google. Например, международный поиск Google по запросу «площадь Тяньаньмэнь» (в июне 1989-го там прошли акции протеста, которые были жестоко подавлены) показывал фотографии танков, а китайский сайт google.cn — нет.

И хотя пользователям Китая, теоретически, все равно какой домен набирать с строке браузера, после закрытия сайта google.cn доля Google резко упала  — с 35% до 15% в течение всего нескольких месяцев. Доля Baidu, наоборот, возросла.

Однако популярность поискового и картографического сервисов интернет-гиганта в этой стране продолжает падать. В сентябре 2012 года доля Google в Китае сократилась до 5,1%, а в октябре — до 4,72%, что ставит компанию на четвертое место. Лидирует на китайском рынке поисковая система Baidu с долей 75%, далее следуют сервисы Qihoo 360 (So.com) и Sogou.

Кстати, на четвертое место систему Google отодвинул недавно запущенный новый китайский поисковик Qihoo 360, который в октябре занял уже 9,64% поискового рынка. Он был запущен в августе текущего года и быстро смог подняться на второе место в Китае. Теряет популярность и картографический сервис Google Maps, в октябре его доля составила всего 9% данного рынка, и это шестое место по посещаемости.

Читайте также:

Як може зміниться навчання? Масштабний експеримент Китаю в сфері освіти

Google навчить дітей, як визначати дезінформацію і фейкові новини

Як вимкнути функцію відстежування в пристроях Android

Хто використовує ваше обличчя? Неприємна правда про технологію facial-recognition