Кого Facebook считает «активным пользователем»?

В заявке на первичное размещение акций, которую компания Facebook подала в Комиссию по ценным бумагам и биржевым операциям, указывается что сеть имеет 845 млн. “ежемесячных” активных пользователей, из которых 483 млн. считаются “ежедневными”. Но кого Facebook считает «активным пользователем»?

На стр. 44-45 заявки компания даёт своё определение что подразумевается под словом “активный”.

В понимании Facebook, «активными» считаются не только пользователи, которые заходят на её веб-сайт, а также целую категорию людей, которые не посещая сайт, принимают участие в «обмене контентом или общении с друзьями на Facebook или подключении через веб-сайт третьей стороны, который интегрирован с Facebook».

Иными словами, каждый раз, когда вы нажимаете на кнопку «Like» на каком-то сайте, скажем, blog.imena.ua, вас зачисляют в «активные пользователи» Facebook. Если вы «расшариваете» ваши сообщения в Twitter на свою страничку в Facebook, вас также зачисляют в эту категорию. То же самое случится, если вы поделитесь музыкой с другом на Spotify, даже если вы при этом вообще не открываете сайт Facebook.com.

Похоже, что Facebook просто использует термин «активный» в качестве эвфемизма для слова «заинтересованный» или «задействованный».

Задумайтесь, что эти факты означают для монетизации их «ежедневных» пользователей. Если пользователь нажимая на кнопку ‘like’, при этом не переходит на сайт Facebook, он и не увидит рекламу и не сможет купить рекламируемые товары или услуги. В лучшем случае он лишь воспользуется инфраструктурой FB, чтобы сообщить друзьям о том, что ему понравился некий ресурс в вебе. Вот и все.

Естественно, теперь возникает вопрос: а сколько на Facebook действительно активных пользователей?

В декабре, компания Nielsen Company насчитала 153 млн. активных пользователей в США, хотя Facebook сообщала, что «по её ощущениям», у нее 161 млн. ежемесячных посетителей. Если предположить, что на Соединенные Штаты приходится только 19% бизнеса FB, это означает, что общее число как минимум на 40 млн. меньше обещанных 845 млн.

Правда, в заявке компания Facebook указала, что её цифры могут отличаться от тех оценок, которые представлены другими сторонами. Причины заключаются, например, в том, что «приложения на определенных мобильных устройствах могут автоматически связываться с нашими серверами для регулярного обновления без ведома пользователя» и т. д. Тем не менее, в компании утверждают, что разница в оценках независимых исследовательских агентств не будет превышать 5%.

Отметим, что «дот-ком» компании, как правило, всегда подвергают скрупулезному  исследованию на предмет наличия «махинаций». Одним из самых вопиющих примеров, замеченных в этом году, можно назвать до абсурда нелепую и вводящую в заблуждение метрику подсчета финансовых поступлений компании Groupon, которая учитывала все виды прибыли, но игнорировала все маркетинговые расходы.  Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям США подвергла сомнению эту метрику и компании пришлось от нее отказаться.

Напомним, что Google недавно также подвергли критике за публикацию количества только зарегистрированных пользователей её сервиса Google Plus, притом, что компания не указала, как много людей действительно используют её социальную сеть. Подобную критику можно было услышать и в отношении Twitter. Поэтому, справедливости ради надо сказать, что Facebook как минимум пытается считать только тех людей, которые хоть как-то задействованы в ее сервисе.

Но основной вопрос заключается в том, как Facebook намерена монетизировать всех свои «активных», а вернее «заинтересованных» пользователей? Сможет ли Facebook однажды заставить веб-сайты партнёров не только интегрировать кнопку Like на их страницах, но и показывать хотя бы небольшой рекламный блок? Возможно. Но узнаем мы об этом только после IPO.