Комфорт в формате сolocation

Рынок аппаратного хостинга в Украине находится на этапе своего становления. Спрос на эту услугу увеличивается, растет количество предложений и число участников рынка. Уже сегодня можно наблюдать рост интереса к этому сегменту рынка со стороны целого ряда крупных компаний. А также — определенные метаморфозы развития этой обманчиво простой услуги. О том, как будет развиваться столь перспективное направление и чего стоит ждать потребителям данного сервиса — интервью с Александром Ольшанским, президентом компании «Интернет Инвест» ( Imena.UA/Mirohost.net – прим ред.) , которая в начале октября ввела в эксплуатацию собственный датацентр.

Как Вы оцениваете украинский рынок услуг colocation сегодня?

Александр Ольшанский: На мой взгляд, отечественный сегмент colocation находится в довольно зачаточном состоянии. На этом рынке я бы выделил всего три-четыре крупных компании, предоставляющих услуги colocation должного уровня. При чем только одна из них специализируется именно на данном виде услуг. Для остальных же сервис размещения серверов является дополнительным в ряду предоставляемых услуг. При этом украинский рынок colocation далек от неизбежного расслоения сервиса по специализации. В мире, например, в зависимости от направленности услуги существуют датацентры, ориентированные на операторов, на компании (корпоративный сектор), банки, крупные профессиональные и небольшие частные интернет проекты. Соответственно, в зависимости от типа услуги, датацентры бывают ориентированны на colocation или специализируются на аренде или лизинге оборудования. Я хочу сказать, что данный бизнес по своей сути достаточно сложный. Однако в Украине рынок еще маленький, и о нишевом расслоении сервисов или их специализации речь пока не идет.

Каковы, по Вашим оценкам, финансовые показатели развития рынка colocation?

А. О.: Сегодня я бы оценил оборот средств в этом сегменте ориентировочно в несколько миллионов долларов ежегодно. Это весьма и весьма небольшие деньги, особенно если учитывать, что строительство датацентра приемлемого уровня обойдется не меньше миллиона а то и двух долларов. Тем не менее, важно понимать, что, во-первых, этот рынок будет очень быстро расти, а во-вторых — неизбежно его нишевое расслоение. И к прогнозам относительно темпов роста следует относиться осторожно, поскольку рост будет очень неоднородным именно вследствие расслоения. Кроме того надо принимать во внмание, что датацентр представляет собой не только и не столько количество и качество «железа», сколько бизнес-модель. И в разных нишах эти модели будут сушественно разные. Так, для датацентров, ориентированных на предоставление услуг банкам наиболее логичной бизнес-моделью является аренда места. Для датацентров, ориентированных на интернет-проекты — это аутсорсинг обслуживания оборудования. В корпоративном секторе наиболее эффективной бизнес-моделью могут быть например лизинг оборудования в комбинации с арендой площадей. Для датацентров, ориентированных на предоставление услуг операторам или провайдерам распространенной является практика продажи взаимосоединений…Таким образом, каждая из существующих ниш определяется своей моделью организации бизнеса. При этом спектр сервисных предложений начинается с услуги «чистого» colocation (аренды площадей), характерного для весьма специализированных объектов типа банков, с жестко определенными характеристиками и заканчивается полным аутсорсингом обслуживания оборудования, при котором клиента вообще не интересует как выглядит его сервер. Кстати, на западе такой тип услуги сегодня наиболее востребован: большинство потребителей услуг датацентров никогда свой сервер не видели. И не увидят, так как их интересует не сервер как таковой а скорее некий объем сервисов, связанных с удаленной эксплуатацией «железа».

Существуют ли отличия в непосредственно услуге, если рассматривать ее модификацию в этих сегментах?

А. О.: Отличий достаточно много. Я бы даже заметил, что де-факто это совсем разные услуги, которые объединяет лишь сходная (да и то не всегда) техническая база. Так, создание датацентра для нужд банковской инфраструктуры является абсолютно отдельным направлением. Оно характеризуется и повышенными требованиями к технической безопасности, и лицензированием в НБУ, и совершенно иным порядком обслуживания оборудования. А при строительстве датацентра, ориентированного на корпоративный сектор важно учесть такие факторы как расположение технической площадки и возможность доступа персонала заказчика, поскольку именно в корпоративном секторе возникают нестандартные задачи, требуеющие разрешения «на месте». Однако, если быть честным то мои познания о специфике предоставления услуг в этих секторах все же больше теоретические. А вот в чем наша компания точно профи – так это в обслуживании интернет-проектов. Мы начали присматриваться к этому рынку, еще когда я возглавлял компанию Digital Generation (1999-2003гг), а обслуживание более сотни тысяч доменов и десятков тысяч клиентов хостинга в компании Imena.UA/Mirohost.net окончательно расставило все точки над «и». И потому именно на этом пользовательском сегменте мы намерены сфокусировать свою деятельность в сфере colocation.

Какие из сегментов (ниш) будут развиваться быстрее? Какие услуи на украинском рынке сегодня более востребованы и почему?

А. О.: На мой взгляд, очень перспективен рынок банковского colocation, поскольку там сочетается хорошая доходность и перспективы бурого роста в ближайшие 3-5 лет, Корпоративный сегмент, по моему мнению, будет расти ровнее. То есть, с одной стороны – медленнее, а с другой — в этом сегменте, стабильный рост и высокая доходность сохранятся на протяжении ближайших десяти лет. И это связано с проникновением в украинскую корпоративную культуру идей аутсорсинга. Кроме этого, очень интересен рынок межоператорских датацентров, который не требует больших площадей, но характеризуется повышенными требованиями к надежности инфраструктуры. Этот сегмент так же будет задавать довольно высокий уровень цен. А сегмент, на который делает ставку наша компания – размещение интернет-проектов это скорее «крепкий середнячок». То есть его ожидает умеренный, но длительный рост и средняя доходность.

Почему же компания Imena.UA/Mirohost.net решила заниматься именно этим сегментом рынка, ведь по вашим собственным словам есть гораздо более «лакомые кусочки»?

А. О.: Ну я косвенно уже дал ответ на этот вопрос. Аутсорсинг как таковой – очень сложный рынок услуг, где заниматься надо лишь тем, в чем ты имеешь беспрецедентный опыт и можешь с уверенностью сказать, что ты здесь лучший. В этом суть любой аутсорсинговой деятельности. Что собственно и обеспечило на западе аутсорсингу славу средства для повышения эффективности любого бизнеса: ведь для каждой задачи бизнесмен может выбрать самого лучшего исполнителя. Наверное смешно выглядело бы заявление компании Imena.UA/Mirohost.net, что мы лучшие, например, в банковской специфике. Поэтому наш путь развития сервиса colocation находится в области обслуживания, в первую очередь, интернет-проектов. Хотя я не исключаю что с течением времени нас заинтересуют и другие сегменты этого рынка. Просто, на мой взгляд, все следует делать основательно, и уж если браться за какое-либо дело, то нужно доводить его до совершенства.

В чем особенность вашего предложения рынку?

А. О.: В первую очередь для интернет-проектов важно оптимальное соотношение цены и качества. В этом сегменте не нужен запредельный уровень надежности с заоблачными ценами (типа 500 долл за юнит), или высокий уровень обеспечения секретности (типа обшивания серверных трехмилимитровыми листами металла). С точки зрения инфраструктуры датацентра, нужно лишь свести вероятность технического сбоя по вине датацентра к величинам много меньшим чем вероятность сбоя по вине используемых серверов
Следующая ключевая, на мой вгляд, особенность – это аварии и простои, связанные с так называемым человеческим фактором, а по существу с недочетами в администрировании серверных операционных систем. И тут мы тоже намерены предложить услуги наших специалистов.

В целом же для стабильного и надежного функционирования интернет-проекта идеален следующий набор сервисов:
– аренда сервера,
– возможность горячей замены сервера на аналогичный
-администрирование серверной операционной системы специалистами датацентра
-система мониторинга работоспособности
– предоставление статистики
-бэкап информации в специальные хранилища
-размещение в датацентре с соответствующим резервированием питания и охлаждения
-круглосуточная техподдержка
-сервис «удаленные руки»
-возможность оперативно наращивать конфигурацию сервера и пропускную способность каналов

Этот необходимый минимум мы и предлагаем нашим клиентам, предоставляя им самостоятельно оценить предложенное нами соотношение цены и качества. То есть предоставляя сервера в аренду вместе со всем комплексом дополнительных услуг мы постараемся сохранить цены практически на уровне цены на простую ареду места. Одним из существенных механизмов для этого мы видим возможности получения скидок на оборудование при покупках 1000 и более однотипных серверов. А в качестве бонуса мы предложим нашим клиентам, консультации, по вопросам продвижения их проектов в сети.

Какое влияние окажет выход вашей компании на рынок colocation?

А.О.: Я вообще не думаю что кто-то может изменить рынок, наша философия в том что рынок меняет нас. И без сомнения в ближайшие 3-5 лет развитие рынка аутсорсинга (в сфере colocation, в частности) изменит многое в нашей компании. Если же говорить о тенденциях и перспективах развития этого рынка, то, как я уже говорил, со временем он расслоится четко по сегментам, отличающимися, в первую очередь, бизнес- моделями. И несомненно, здесь увеличится количество игроков. Если говорить сегменте обслуживания интернет проектов то он будет меняться именно в сторону аутсорсинга, поскольку это явялется общемировой тенденцией развития такого рода услуг. Естественно, данным веяниям будут более подвержены молодые интернет-компании и так называемые «частные проекты» (интернет проекты обслуживаемые 2-3 людьми прим. ред), склонные вынести на аутсорсинг, все процессы, которые только возможно. Ведь, как правило, заботы по поводу работы оборудования в таких компаниях отнимают до 50% времени и не приносят никакого дохода. Так, что большинство компаний с удовольствием избавилось бы от этих забот, переложив их на плечи датацентра.

Какое количество участников рынка, на ваш взгляд, оптимально для удовлетворения потребительского спроса в сегменте colocation?

А. О.: Вообще, чем выше конкуренция тем выше качество услуг, так что чем больше тем лучше. Но в реальной жизни количество участников рынка сложно прогнозировать. Безусловным явялется факт, что со временем существующие игроки пройдут этап нишевой специализации, в отдельных нишах неизбежно появление новых участников, но значительного увеличения их числа, я все же не ожидаю. Например, вероятно появление новых фигур на рынке, именно в банковском сегменте — в силу очень серьезного спроса и высокой доходности этой услуги. Однако, с другой стороны, в этом сегменте много игроков не потребуется: так одного или двух датацентров, ориентированных на банковский сектор будет достаточно для удовлетворения как существующие так и будущие потенциальные потребности. А вот в корпоративном секторе и секторе интернет-проектов появления принципиально новых игроков я не прогнозирую. Поскольку для оказания по-настоящему качественной услуги здесь нужен опыт, который, как известно, за деньги не купишь. Так что, тут скорее вероятен выход на эти рынки кого то из уже известных компаний, например ряда крупных операторов связи, которые таким образом будут диверсифицировать свой бизнес.

В чем залог качества сервиса colocation и есть ли шанс заказчику увидеть это качество? На что следует обратить внимание при поиске подходящей технической площадки?

А. О.: Увидеть качество скорее всего не получится, а вот ощутить – да. Я не очень верю в услугу colocation в том виде, когда клиенту предоставляют место для его сервера и подключение к Интернет. Я верю в аутсорсинг технической составляющей интернет-проектов. Такого рода услуга позволяет заказчику полностью забыть обо всех вопросах, с этим связанных.
Ведь что такое аутсорсинг? Когда в нашу компанию приходит новый сотрудник мы первым делом мы посвящаем его в суть нашей миссии: избавить клиентов от головной боли . Поэтому единственное, на что следует обращать внимание при выборе поставщика любых услуг это уровень комфорта, который вам обеспечивают.
Так что мой совет: оценивая поставщика услуг следите за уровнем своей головной боли. Это самый надежный способ, а мегабиты, мегаватты и т.д. – это лишь средства для достижения вашего комфорта как заказчика.

“Сети и телекоммуникации”, 10/2008