Blog Imena.UA

Цифровые навыки, которые пригодятся вашим детям

top view of mother and son using digital media. Modern online generation addicted to internet.

Для предыдущего поколения умение использовать IT было нишевым навыком. Сегодня это – ключевая компетенция для достижения успеха в большинстве сфер жизни. Именно поэтому цифровые навыки – это неотъемлемая часть комплексной системы образования. Без национальной программы цифрового образования контроль и доступ к технологиям будет распредёлен неравномерно, что в дальнейшем усугубит неравенство и будет препятствовать экономической мобильности. Что же делать подрастающему поколению, чтобы избежать проблемы отставания от своих сверстников в странах, которые лучше развиты технологически?

Каков ваш DQ?

Задача для педагогов — не ограничиваться пониманием IT как инструмента или «образовательных платформ». Вместо этого воспитывайте в учениках умение пользоваться ІТ и уверенность в своих знаниях. Такие черты пригодятся, чтобы преуспевать и онлайн-, и оффлайн — в мире, где цифровые медиа везде. Как IQ или EQ, которые используются для оценки общего и эмоционального интеллекта, индивидуальную восприимчивость человека к цифровым медиа тоже оценивается. Этот показатель называется DQ — цифровой интеллект.

DQ делится на три составляющих:

Больше внимания цифровому гражданству

Из этих трёх уровней цифровому творчеству уделяют больше внимания. Школы пытаются приобщить детей к медиаграмотности, навыкам программирования и робототехнике. Это напрямую связано с будущим трудоустройством и созданием новых рабочих мест. Также сегодня существуют важные образовательные инициативы (по типу американской code.org и африканской IamTheCode.org), которые расширяют доступ к изучению программирования.

Поощряется и цифровое предпринимательство. Особенно это касается среднего и высшего образования. Университеты внедрили и разработали новые курсы, например – «технопредпринимательство» (technopreneurship) и предпринимательские хакатоны для поддержки культуры инноваций. Видны глобальные тенденции, цель которых – привить детям навыки социального предпринимательства. Над этим работают менторские программы (Mara Foundation) и школьные инициативы (Ashoka Changemaker School).

А вот цифровое гражданство часто остаётся без должного внимания со стороны педагогов. Хотя оно имеет основополагающее значение для способности человека использовать технологии и жить в цифровом мире. Ребёнку стоит изучать цифровое гражданство как можно раньше. В идеале в то время, когда дети начинают играть в игры, использовать социальные медиа или цифровые устройства.

Цифровые навыки, которые следует усвоить детям

Педагоги склонны считать, что дети усвоят эти навыки самостоятельно или что их стоит формировать дома. Из-за цифрового разрыва в случае с поколением Z, которое выросло в эру смартфонов и социальных медиа, ни родители, ни учителя не знают, как правильно дать детям эти навыки.

Маленькие дети часто подвергаются зависимости от технологий, кибербуллингу (интернет-травле) и склонению к развратным действиям через интернет. Также они впитывают деструктивные поведенческие нормы, которые влияют на способность общаться с окружающими. К сожалению, большинство детей сталкивается с такими проблемами. И пагубному воздействию подвержены уязвимые группы, к которым относятся дети со специальными потребностями, представители национальных меньшинств и дети из малоимущих семей. Эти категории чаще подвергаются риску и сталкиваются с серьёзными последствиями.

Так каким же навыкам обучать детей в рамках цифрового гражданства? Можно выделить 8 таких навыков:

Как выглядит качественное цифровое образование

Изучение цифрового гражданства включает анализ и обратную связь. Инструменты анализа должны быть комплексными и адаптивными , чтобы оценивать профессиональные и коммуникативные навыки. В конечном итоге такие оценки — это средство обратной связи, дающее детям понимание слабых и сильных сторон и помогающее найти путь к успеху.

Национальным лидерам надо осознать цифровое гражданство как фундамент цифрового интеллекта. Участники национальной сферы образования должны запустить программы цифрового гражданства в рамках общей структуры DQ-образования.

Главное, чтобы люди вводили цифровое образование в своих сферах влияния: родители – дома, учителя – в классах, лидеры – в сообществах. Не стоит откладывать. Нет времени ждать. Дети уже погружены в цифровой мир и влияют на будущее. И только от нас зависят необходимые навыки и поддержка.

Доменный регистратор №1 в Украине imena.ua

Больше о цифровом образовании вы можете прочесть в наших материалах:

Источник: WeForum