Blog Imena.UA

Хорватское чудо ценой в $1 млн

Когда хорватский стартап Rimac представил свой первый прототип электроавтомобиля, в команде было всего 8 сотрудников. За три года штат вырос до 150 человек, аккумуляторы компании приобретает шведский производитель эксклюзивных спорткаров Koenigsegg, а среди представленных на рынке готовых продуктов — двухместный спортивный автомобиль Concept One на электродвигателе в 1 088 л.с., рыночная стоимость которого равна $1 млн. Инженеры разрабатывают несколько засекреченных проектов, которые наверняка будут не менее впечатляющими.

Мейт Римак (Mate Rimac) основал свою компанию в 2009 году после того, как самолично переделал BMW E30 в электрокар и удивился, как быстро у него это получилось. В 2010-м он впервые победил на соревнованиях автомобилей с ДВС, представив рабочий прототип Concept One. Уже через год на авто-шоу во Франкфурте, Германия, машина была представлена с впечатляющими характеристиками, в которые мало кто тогда верил.

В этом году на Женевском автосалоне хорваты представили уже 2 суперкара общей мощностью более 2,4 тыс. л.с., а также приобщились к созданию чуть ли не половины экспонатов всей выставки, продав разработки Rimac Automobili другим производителям машин.

Эту машину уже ждёт покупатель из Флориды, США

Made in Croatia

Управлять автомобильным стартапом в бывшей коммунистической стране — не самая простая задача. Ни государство, ни общество в этой части Европы не будут активно поддерживать «создание машин для богачей». Одно дело — это устанавливать рекорды на гонках с переоборудованным BMW, и совсем другое — продавать машины стоимостью в $1 млн под неизвестной торговой маркой. При том, что уже 6 из 8 собранных Concept Ones нашли своих владельцев, как и обе Concept S (последний — это эксклюзивный гоночный автомобиль).

Такой результат уже сам по себе впечатляет, но автомашины составляют лишь около 10% всего того, что приносит прибыль Rimac Automobili. Чтобы выжить в непростых условиях и создать собственные продукты, специалистам из Хорватии пришлось потрудиться для других брендов.

Когда большие автоконцерны переключаются на новый продукт и запускают производство электротранспорта, они обычно обращаются к специалистам с большим инженерным опытом за разработкой электроники и консалтингом. Такими консультациями занимаются Porsche и McLaren, R&D для других компаний составляют значительную часть прибыли Red Bull и Aston Martin.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Rimac же пришлось самостоятельно разрабатывать все технологии. Частично так произошло потому, что недостаточно было средств на сотрудничество со знаменитыми инженерами; отчасти — потому что компании уровня Bosch или Continental не стали бы даже общаться с представителями стартапа, где в команде было всего 8 человек. Хорваты отказались переезжать в более лояльный к автомобильным инициативам Абу-Даби и преодолели финансовые сложности, представив свой концепт в 2013 году. Залог успеха в том, что они сами начали консультировать другие предприятия, не такие требовательные к громкому имени бренда.

Один из самых известных партнёров Rimac Automobili — производитель спортивных автомобилей Koenigsegg из Швеции. В частности, хорваты продают свои батареи ручной сборки для гоночных авто класса F1. Специалисты Rimac разработали полностью всю электронику для спортивного автомобиля Lykan от W Motors Lykan, как и для словенского продукта Quadrofoil (проект персонального катера, который то ли летит над водой, то ли мчится по ней на электрической тяге).

Уникальные батареи Rimac установлены в бюджетных китайских электровелосипедах Qoros и в элитных электробайках Greyp, цена которых стартует с отметки в 8 380 евро. Для последних хорваты планируют собрать 300-600 аккумуляторов. Вместе с заказом на 100 батарей для Koenigsegg это можно считать выходом Rimac Automobili на массовое производство.

Что под капотом

Конструкция Concept One включает в себя 16 тыс. металлических и 200 углеволоконных деталей, электродвигатель с полным приводом обеспечивает мощность 1 088 л.с. и 1597,72 Нм мощности крутящего момента. 4 мотора соединены осями попарно, и у каждой пары есть своя коробка переключения передач. Задняя пара оборудована блоком с двойным сцеплением.

Система автомобиля отправляет запрос на проверку работы каждого колеса более 100 раз в секунду и высчитывает оптимальные показатели работы двигателя для определённой скорости. Электроника контролирует заносы на поворотах и может корректировать поворачиваемость машины, в зависимости от выбранного стиля и режима езды. Инженеры возложили на технологии функции слежения за силой сцепления, стабилизатор, электронный ABS.

Как насчёт впечатляющих цифр? От нуля до 100 км/ч Concept One разгоняется за 2,6 сек, от нуля до 200 км/ч — за 6,2, а от нуля до 300 км/ч — всего за 14,2 сек. Максимальная скорость автомобиля составляет около 350 км/ч, уверяют конструкторы компании. Кроме того, у двигателя хорватской машины наивысший КПД энергии из всех представленных электромобилей на рынке — 97%.

Упомянутая выше модель Concept S являет собой версию Concept One для гоночного трека, с большей аэродинамичностью и мощностью, но меньшим весом. До 100 км/ч этот электрокар разгоняется за 2,5 сек., мощность двигателя равна 1 384 л.с., мощность крутящего момента — 1796,75 Нм. В Rimac Automobili собрали 2 таких модели, но обе по предварительному заказу, оформленному ещё до официальной премьеры в Женеве.

Можно предсказать, что спрос на элитные спортивные электромобили повысится, но в Rimac твёрдо намерены сохранить производство в пределах страны и на одной фабрике, которая выпустила детали для всех уже собранных машин. Производство находится недалеко от Загреба, хорватской столицы. В Rimac особенно гордятся преданным персоналом, который сплошь состоит из таких же авантюристов и любителей скорости, как сам Мейт.

Предпринимателю Римаку удалось создать революционный вид транспорта и новые рабочие места в небольшой Хорватии, заявить о стране и её талантливых инженерах на крупнейшем автомобильном саммите — и вывести компанию на прибыльный уровень. Но что немаловажно, продукция Rimac Automobili — это те самые «зелёные технологии», внедрение которых так актуально сейчас по всему миру и особенно в туристических регионах, к которым по праву принадлежит и Хорватия.

Источник: Jalopnik