Как повлияет дешёвая нефть на индустрию электромобилей?

Когда компания General Motors представила в 1996 году в Дейтройте свой первый суперсовременный на то время электромобиль EV1, предназначенный для широких масс, средняя стоимость бензина составляла менее $0,50 за литр. Это почти так же дёшево, как цена бензина сегодня. Тогда мало кто задумывался об экономии топлива и его дешевизна спровоцировала рост продаж «прожорливых» пикапов и внедорожников. В результате боссы GM свернули программу по развитию электромобилей в 2006 году.

Но примерно в конце того же 2006 года стоимость нефти стала стремительно расти, достигнув на пике $147 за баррель в 2008 году. Автопроизводители снова начали активно разрабатывать машины на альтернативных источниках энергии. Свою роль сыграли и усилия активистов по защите окружающей среды, которые потребовали интегрировать экологические нормы в законодательство. Как по иронии судьбы, именно в 2016 году, когда электромобили стали стремительно набирать популярность, нефть снова очень сильно подешевела.

Диаграмма изменения цен на нефть с 2004 по 2015 годы

Диаграмма изменения цен на нефть марки Brent с 2004 по 2015 годы

На выставке CES-2016 корпорация General Motors анонсировала рабочую версию электромобиля Bolt стоимостью около $30 тыс. Кроме того, электрогигант Tesla планирует представить в марте свою новую разработку Model 3. Компании Nissan, Ford и Volkswagen также активно работают над созданием инновационных моделей электромобилей и планируют вывести их на рынок в скором будущем. Toyota с уверенностью заявила, что к 2050 году традиционные транспортные средства (ТС) на двигателях внутреннего сгорания будут практически полностью вытеснены с рынка автомобилями с водородными, электрическими и гибридными силовыми установками. Но как повлияет на подобные амбициозные планы компаний стремительно дешевеющая нефть?

Электромобили находятся в самом начале пути, их доля пока очень невелика в сравнении с общим числом ТС. По оценкам экспертов из Carnegie Mellon University в минувшем году в США было продано всего 116,6 тыс электромобилей, эта цифра незначительно снизилась в сравнении с 123 тыс в 2014. В то же время, только в США общий сбыт автомобилей в 2015 составил 17,5 млн.

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в США с 2010 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зеленым — сбыт электромобилей

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в США с 2010 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зелёным — сбыт электромобилей. Источник: wikipedia

Значительная доля новых машин, проданных в США, относилась к лёгким пикапам, потребляющих больший объём топлива в сравнении с обычными пассажирскими авто — сыграла свою роль дешёвая нефть. К сожалению, основной риск для климатических изменений на планете состоит в том, что недорогое топливо стимулирует людей покупать менее экологичные ТС.

Продажи электромобилей по маркам в США за первые 3 квартала 2015 года. Источник: evobsession.com

Продажи электромобилей по маркам в США за первые 3 квартала 2015 года. Источник: evobsession.com

Дешёвый бензин не только поощряет потребителей покупать прожорливые авто. Когда топливо стоит дёшево, люди могут себе позволить ездить больше. Например, в 2015 в США был побит рекорд по величине среднегодового пробега.

«У нас короткая память, мы забыли, как буквально несколько лет назад галлон бензина стоил около $4. И хотя потребители в среднем эксплуатируют машину около 11,5 лет, они в основном строят планы по экономии в краткосрочной перспективе», — отметил Константин Самарас (Constantine Samaras) из Carnegie Mellon University.

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в Китае с 2011 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зеленым — сбыт электромобилей. Источник: wikipedia

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в Китае с 2011 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зелёным — сбыт электромобилей. Источник: wikipedia

Однако не всех радуют низкие цены на АЗС, ведь экономика в нефтедобывающих странах из-за этого довольно сильно пострадала. Обвал цен на нефть привёл к панике на бирже. Кроме того, для сторонников «зелёной» энергии низкие цены на нефть также являются проблемой, поскольку приводят к блокированию их усилий по сокращению «углеродного следа».

Кстати, более частые и длительные поездки на автомобиле означают и увеличенную загруженность дорог со всеми вытекающими последствиями. Например, это ведёт к необходимости чаще ремонтировать дороги.

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в Германии с 2010 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зеленым — сбыт электромобилей. Источник: wikipedia

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в Германии с 2010 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зелёным — сбыт электромобилей. Источник: wikipedia

Первичная эйфория из-за дешёвого бензина, очевидно, скоро пройдёт и потребители снова будут стараться экономить. Аналитики прогнозируют, что цены на топливо останутся низкими в ближайшие месяцы или даже годы, поскольку на рынке переизбыток нефти. А некоторые экономисты, которые изучают глобальный рынок нефти, полагают, что тренд спада/подъёма цен на нефть будет актуален ещё довольно долго в будущем.

Рано говорить о том, что дешёвый бензин снова заставит производителей автомобилей пересмотреть свои инвестиции в разработку электромобилей и ТС на альтернативном топливе, как это было 10 лет назад в корпорации General Motors. Подобно беспилотным авто и сервисам типа «поиск попутчиков», электрофикация часто рассматривается как долгосрочная стратегия. Мери Бара, генеральный директор General Motors, заявила, что компания не меняла своих планов по выпуску электромобилей серии Chevrolet Bolt EV и полагает, что на них будет огромный спрос.

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в Великобритании с 2011 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зеленым — сбыт электромобилей. Источник: wikipedia

Продажи автомобилей с гибридным и электрическим силовым приводом в Великобритании с 2011 по 2015 год. Синим цветом указаны продажи «гибридов», зелёным — сбыт электромобилей. Источник: wikipedia

Автоиндустрия вложила немалые инвестиции в разработку двигателей на альтернативном топливе. И если цены останутся низкими ещё некоторый период времени, то часть производителей может сдвинуть акцент с разработки электромобилей на исследование других технологий. Кроме того, при больших затратах на конструирование, разработку и построение ТС на альтернативном топливе, такие машины потеряют спрос со стороны пользователей в силу высокой стоимости.

В настоящее время компании, ведущие разработку электроавто, пока не намерены менять свои планы.

«Низкие цены на топливо продолжают снижать спрос на электромобили среди покупателей, которые ориентируются исключительно на себестоимость одного километра пробега, — заявил Андрю Спикер (Andrew Speaker), директор Nissan по сбыту и маркетингу электрических ТС. — Вместе с тем, мы полагаем, что продажи электромобилей через некоторое время будут расти по причине внесения более строгих экологических норм в законодательство, а также более низких операционных затрат и стремления сократить зависимость от зарубежных энергетических ресурсов, уменьшить загрязнение окружающий среды и и при этом наслаждаться вождением».

Если индустрия будет придерживаться своего нынешнего курса по развитию беспилотных электрических автомобилей, стоимость топлива в один прекрасный день перестанет играть какую-либо роль на авторынке. Мы входим в новую эру, где технологии автоматизации, электрификации и информатизации интегрируются в транспортную индустрию. Конечно, низкие цены на нефть в течение длительного периода могут притормозить этот процесс, но вряд ли полностью остановят. Только представьте, каких бы успехов достигла сегодня корпорация General Motors, если бы она не свернула в своё время работы по совершенствованию электромобилей.

Источник: The Verge

Читайте также:

Слишком много: переизбыток товаров онлайн

Smart city – новый идеальный город?

5G грядёт: всё, что нужно знать о новом поколении мобильной связи

Сергей Замикула, LEKORNA: «Рынок эко-продуктов растёт с каждым годом»