На этой неделе главной темой всех новостей — политических, экономических и технологических — остаётся цена «чёрного золота». Нефть начала стремительно дешеветь после того, как было объявлено об отмене санкций США и мирового сообщества в отношении Ирана. Анонс возможного возвращения одного из самых крупных обладателей стратегического мирового запаса нефти, наряду с озвученными планами Саудовской Аравии в ближайшие 20 лет окончательно свернуть нефтедобычу и перейти к поставкам солнечной энергии — вот две основных «информационных бомбы» лета. Что же происходит на рынке технологий такого, чтобы отказ от нефти в такие короткие сроки был экономически оправдан?
Мировая экономика в целом развивается волнообразно. За каждым экономическим спадом следует скачок, обусловленный внедрением новых изобретений. Как правило, появление таких технологий связано с прорывом в области изобретений и рационализаторством. Они неизбежно «убивают» часть традиционных рабочих мест — но в конечном итоге приводят к стремительному приросту продуктивности и эффективности производства.
Изобретение колеса и простейших механизмов привело к падению востребованности носильщиков и перекроило суть транспортной системы древнего мира в пользу повозок, караванов и постоялых дворов. Целая новая инфраструктура возникла, когда повозки стали надёжнее, быстрее и получили большую грузоподъёмность.
Паровая машина и станки «убили» ручной труд на фабриках — но сделали массовое производство дешевле, а условия труда безопаснее для рабочих, в конечном итоге вылившись в движение профсоюзов и пересмотр норм рабочего дня и выработки для тех, кто создавал готовый продукт.
Нефть как ключ к решению топливной проблемы «убила» пар и физическую силу, заменив паровые котлы, установки на конной тяге, и сделав помещения светлыми в тёмное время суток, а затем дав возможность быстрее передвигаться, получать тепло зимой и электричество круглый год. Долгое время эта субстанция недаром называлась «чёрное золото». За владение стратегическим ресурсом, способным дать бензин, электричество и технические смазочные материалы, шли войны во всех уголках планеты. Частные армии наёмников соперничали с правительствами, страны — друг с другом, целые нации и политические режимы входили в многолетнее противостояние ради доступа к крупным месторождениям.
Теперь всё изменилось снова. Мало кто уже помнит цену в $150 за баррель. Российская Федерация, главный поставщик нефти и газа в страны Восточной и Центральной Европы, закладывала в свой бюджет на 2014-2015 гг. цифру в $110 — но уже не идёт речь даже о возвращении к отметке $70. Прогнозы на ближайшие полгода-год не исключают падение цен до $35 за баррель. Нужно ли говорить, что всё это происходит на фоне одного из наиболее масштабных мировых политических кризисов, когда страны-поставщики «чёрного золота» охвачены войнами (Сирия, Афганистан, часть Турции на границе с непризнанным Курдистаном) или подпали под санкции из-за «спонсирования» военных конфликтов (Россия и до недавнего времени — Иран)?
Ветер и солнечный свет готовятся «добить» то немногое, что осталось от могущества нефтедобывающих корпораций. Изобретатели-одиночки демонстрируют то бесшумные ветрогенераторы, то мобильные солнечные батареи, то экспериментальные электростанции, способные обеспечивать энергией горные селения вдали от цивилизации. Но после презентации Элоном Маском аккумулятора, способного обеспечить полноценным электроснабжением жилой дом или квартиру, вопросы о «будущем» отпадают сами собой.
Цивилизованный мир, заработавший достаточно денег на нефти, прекрасно осознаёт (в отличие от Кремля), что этот ресурс — не вечен, закончится сравнительно быстро, и уже через каких-то 40-50 лет нам всем понадобится новый источник энергии. Долгое время в качестве такой альтернативы рассматривали «мирный атом» (даже несмотря на катастрофу на ЧАЭС, которая стала крупнейшей техногенной аварией конца ХХ века). Но события в Фукусиме показали, что на атомную энергетику рассчитывать не приходится: риски слишком велики, а потенциальный вред перекроет все возможные краткосрочные выгоды. И тогда правительственные и частные структуры обратили внимание на солнце, ветер и биогаз.
Третья Мировая промышленная Революция произойдёт не с изобретением двигателей для полётов на сверхдальние расстояния в космосе (это может затянуться на несколько десятилетий или даже столетий) и не с колонизацией Марса (хоть из-за сразу двух готовящихся космических миссий и кажется, что это будет технологический прорыв). Третья революция — это замена нефтепроводов и перекачивающих станций мегаваттными линиями и десятками гектаров «солнечных ферм»; тысячами ветряков и сотнями станций, добывающих энергию из моря; заводами по переработке отходов в биотопливо и станциями выпуска синтетического бензина.
Нефть уходит в прошлое. Мы наконец-то заметили, что энергоресурсы в буквальном смысле находятся у нас над головой и под ногами. И для их добычи даже не нужно бурить скважины — достаточно вытряхнуть мусорный бак или использовать погожий день не только для прогулок. Главное — не уступить тем, кто хочет сохранить господство нефти на мировой арене даже ценой применения оружия и отказа от логики технического прогресса.