ІТ и Россия, которую мы не теряли

Этой заметкой редакция блога Imena.UA начинает цикл материалов с условным названием «Главред на злобу дня» — некий аналог наиболее обсуждаемой темы в текущей ситуации сквозь призму авторского восприятия.

Постараемся не задевать чувств читателей и подходить взвешенно даже к болезненным темам. Тем более, что сегодня — как раз такая.

В СМИ (около-ІТ, венчурных, культурных, общественно-политических), блогах, соцсетях нет-нет да и поднимается украинскими журналистами, обозревателями и просто пользователями тема «А что же теперь делать с РФ и российским рынком?»

После года аннексии Крыма, полутора тысяч убитых, сбитого «Боинга», танков с российскими флагами в Луганской области — что делать с российским рынком для технологий, стоит ли на него выходить стартапам, которые только начинают свой путь к целевой аудитории? Мой ответ прост: ничего делать не надо. Этот рынок за прошедший год перестал играть сколь-либо необходимую роль для молодого проекта в любой из технологических и медийных сфер. И вот почему.

Как было: «За соболями» — от культуры до ІТ-бизнеса

Старая добрая традиция — «наш проект / группу / фильм / передачу / телезвезду / бизнес / торговую марку тепло приняли в Москве — ну вот теперь попрёт». Так было годами, даже десятилетиями. Неважно, сколько конференций вы посетили в Европе, сколько воркшопов сделали в Украине, сколько конкурсов выиграли — если вы работаете на русскоязычный рынок, вам нужно показаться перед русской ІТ-тусовкой.

Вершина достижения стартапера — «пост в ЦП» (любой сгодится, даже негативно окрашенный, а для многих проектов, балансирующих на грани — именно окрашенный скандалом, «о нас же узнают миллионы!» — вы даже не представляете, какие городские сумасшедшие украинского рынка и с какими идеями писали в рубрику для стартапов и интервью в период моей работы в Siliconrus — но заметка не об этом).

За признанием и «доверительными грамотами» от гуру и царей издревле было принято ездить в «белокаменную». Князья ездили за соболями, холопы — к боярам на поклон, стартаперы — к инвесторам, «звёзды» локальных медиа и журналисты — за возможностью вписать в резюме / портфолио строчку о хотя бы нескольких месяцах каторжного труда и унижений в каком-то крупном холдинге, газете, журнале или на ТВ. Потому что это — «признание»: «ну раз уж в Москве…» (с протяжным «е» на конце).

Синдром «старшего брата» перекинулся и на сферу ІТ. На украинские конференции поглядывали снисходительно даже сами украинские участники. Зато чуть ли не со священным трепетом ждали на них гостей из Москвы и Питера. Любопытная деталь — многие из этих «Экспертов Рынка» и «Ведущих Аналитиков» за 2014 год успели окончательно оторваться от реальности, променяв один честный часовой разговор со вчерашними коллегами на круглосуточную ахинею из четырёх телеканалов Кремля. И от похлопывания по плечу, мол, «молодой украинский ІТ-рынок», «незрелые журналисты», «у вас только зарождается digital / e-commerce / культура пользования смартфонами» — от всего этого беззлобного превосходства перешли в своих публичных комментариях в соцсетях и даже в авторских материалах к открытой вражде и ненависти к этническим группам и целым народам. Телевизор оказался сильнее высоких технологий и годами нарабатываемого авторитета.

Самая крупная конференция Украины в области ІТ в этом году собрала свыше 6 тысяч человек, десятки спикеров, панелистов и инвесторов из США, стран Европы и Украины, были даже высокопоставленные гости из Израиля — и только гостей из России было крайне мало. Причина проста: «за соболями» наши в Москву больше не едут, а политический и социальный климат в соседней с Украиной стране такой, что за хорошее слово в нашу сторону можно стать не то что «нерукопожатным», а поплатиться жизнью. Вот и молчат те, кто ещё вчера в Киев на ІТ-тусовки приезжать не боялся. Кто не молчит — отделывается обтекаемыми заявлениями «про всё хорошее против всего плохого» либо в открытую характеризует украинских интернет-пользователей не в самых светлых красках (а те — в свою очередь — логично отвечают взаимностью).

Над всем этим второй год «висит» Крым — не «дамоклов меч», но камень на шее русской ІТ-индустрии. Западные компании ушли из него, украинские ІТ-компании и банки закрылись и переехали, всеобщий бойкот и саботаж сделал территорию пригодной для военной базы — но не для «Третьей Кремниевой долины», которую сгоряча наобещали российские чиновники после «референдума» в марте 2014 года.

Никакой «Долины-3» и «Сколково-2» в Крыму не будет. По крайней мере, пока «зелёные человечки» продолжают бодро «патрулировать» захваченный ими перешеек Крымского полуострова. Необходимая для ІТ-кластера инфраструктура, инвестиции, господдержка, авиаперевозки, нормальное обеспечение мобильными коммуникациями, интернет-банкингом и онлайн-сервисами на полуострове отсутствуют.

End of story, как говорят те самые зарубежные инвесторы, на которых так уповали те немногие, кто верил в ІТ-чудо на территории АРК.

Широка страна… или не очень?

Оставим медийную и политическую составляющую в стороне, оставим даже несостоявшийся «Крым-чей». Посмотрим лучше на то, как российский ІТ-рынок медленно, но уверенно занялся самоизоляцией, отгораживаясь от западного мира (хотя по сути всё, связанное с ІТ-бизнесом, из этого самого «бездуховного Запада» и пришло: от айфонов с макбуками до понятия венчурных фондов и акселераторов с инкубаторами). Ситуация с российским ІТ-рынком напоминает корабль, который медленно, но уверенно идёт без руля и парусов в никому неизвестном направлении. Хотя нет: наиболее внимательные и предприимчивые выгрузят ценности с этого «корабля» в другие «шлюпки» и «корзины», помня принцип о том, что хрупкие предметы лучше всё же хранить по отдельности. А росссийская экономика сегодня — более чем хрупкий предмет.

13 апреля этого года в «Секрете фирмы» вышел отличный материал о том, что представляет собой рынок венчурных фондов в РФ сегодня и какие перспективы ожидают российские стартапы и проекты из пограничных стран с русскоязычной аудиторией (далее ничего, кроме цитаты):

«По данным Dow Jones, в 2012 году в России случился венчурный бум, — страна поднялась на четвёртое место в Европе по объёмам вложений в высокотехнологичные отрасли. Триумф был недолгим — в 2014-м венчурный рынок России уменьшился на 26%, до $480,9 млн. Политическая и экономическая нестабильность и последовавшая девальвация рубля привели к тому, что инвестировать в Россию стало слишком рискованно. Стоимость российских компаний в портфелях венчурных капиталистов потеряла, по разным оценкам, от 30 до 100%»

Выход в Европу временно (или долговременно) закрыт; кто не успел или по каким-то причинам не хочет на европейский рынок — пробивает дорогу в Азию:

«Никто не понимает, что будет дальше, из-за этого технологических проектов в России становится всё меньше. «Предприниматель, по определению сфокусированный на своём стартапе, начинает думать: окей, иностранный паспорт у меня есть, сяду на самолет, полечу куда-нибудь и буду делать его там, где проще добиться успеха», — объясняет Сергей Белоусов, партнёр фонда Runa Capital»

Поправки к законодательству, санкции, отказы в визах, потенциальный призыв в армию, незатихающий конфликт на Востоке Украины, в котором участвуют войска РФ — от такой перспективы хочется либо эмигрировать, либо вывести капитал. Стартаперы делают первое, инвесторы — второе. Фонд «Life.SREDA» даже агрегатор финтех- и стартап-новостей азиатского рынка запустил — и перевёз штаб-квартиру в Сингапур. Подальше от «искандеров», которым уже не смешно — тошно от перспектив технологического бизнеса на российских просторах:

«В этом году практически никто из венчурных фондов не вкладывался в российские компании. Runa Capital, ABRT, The Untitled Ventures и другие, хотя и заявляют, что не уходят из России, в прошлом году начали куда больше внимания уделять зарубежным рынкам, а к российским проектам охладели.

«В первую очередь это Израиль, где очень много всемирных проектов, во вторую — Силиконовая долина, в третью — Юго-Восточная Азия, там самая удобная точка присутствия — Сингапур», — говорит Константин Синюшин, партнёр фонда The Untitled Ventures»

Привожу здесь специально выдержки из солидной аргументированной публикации, чтобы вы понимали: речь идёт не о настроениях сферических хипстеров в вакууме — каких-нибудь выпускников «Digital October», подписчиках «Дождя» и фанатов смузи и маффинов, не желающих по повестке оказаться в армии и с АК в руках пересечь границу с Ростовом, в один конец. Речь идёт о людях серьёзных и с серьёзными деньгами. И эти люди предпочитают уйти куда-нибудь подальше от планов лысеющего хозяина Кремля.

А что же Сколково? Что стало с мечтой «догнать и перегнать Долину»? Не получилось и не получится (не только потому, что игры российского премьера в покровителя технологий, судя по всему, закончились) — деньги любят и тишину, и лояльные к инвесторам законы. А как всё тот же «Секрет фирмы» подсказывает, ни того, ни другого в РФ не наблюдается:

«С начала этого года в силу вступил закон о деофшоризации. Это стало ещё одним стимулом для венчурных инвесторов отказаться от работы в России. Закон вводит понятие «контролируемая иностранная компания» — у предпринимателей появляется обязанность уведомить налоговую о своём участии в иностранных компаниях. Предполагалось, что срок подачи уведомлений будет ограничен 1 апреля, но его продлили до 15 июня. Теперь компании, имеющие капитал российских компаний или резидентов, становятся подотчётны российскому законодательству. Александр Туркот, партнёр Maxfield Capital, уверен, что закон о деофшоризации толкает фонды к тому, чтобы уходить из страны: «Для фондов эта история тяжёлая, потому что если он вкладывает в Силиконовой долине или в Аргентине больше 10% в американскую или любую другую компанию, то и эта компания по цепочке может подпадать под российское регулирование»

Стартапы, перестаньте смотреть на «русский рынок»

Реальность такова, что стартапы никогда и не были рынкообразующим фактором в России. От них и от ІТ-компаний в принципе никогда не зависело наполнение бюджета или будущее РФ как крупного технологического игрока. Оно зависело (и зависит) от нефти, газа, урановых руд, металлопроката и ядерных боеголовок — вот и вся арифметика. Никакие принципы Парето, книги Стивена Бленка, презентации Сэта Година и прочих Риддерстралле с Нордстрёмами не подчиняли себе логику русского ІТ-рынка и венчурных фондов. Зато его себе хорошо подчиняла нефть, газ и «Газпром». Хочет царь Вторую Долину (ударение на «и», не путать с подзабытой певицей из ранних 90-х) — вот она, никаких миллионов не жалко. Не хочет, надоело? Перекидываем все деньги на военные учения и танки с чёрно-красно-синими триколорами мифической «Новороссии».

Быть может, импортозамещение спасёт ситуацию, и Россия покажет всему миру беспрецедентный прорыв в области ІТ, внедрив свои решения и аналоги? Крайне любопытный материал на этот счёт появился на прошлой неделе в Roem.ru. Внезапно оказалось, что почти четыре десятка сайтов министерств и ведомств РФ используют вместо кастомного отечественного решения «Госмониторинг» (на которое и выделялись деньги из федерального бюджета) … счётчик Google Analytics. Похоже, в ту же «копилку» канет и вся инициатива с заменой неправильных бездуховных айфонов каким-нибудь расово верными андроидами из китайского «железа», собранными китайскими же конструкторами на заводе, номинально принадлежащем россиянам.

Помните, Россия представляла с большим пафосом Yotaphone 2, призванный потеснить iPhone и даже Samsung? Среди ваших знакомых (даже из России) много пользователей «йотафонов»?

Назовите навскидку хотя бы один российский проект — от агрегаторов до сервисов бронирования билетов, геолокации, фитнес-трекеров или прочих мобильных стартапов — хоть один проект, не скопированный с американского, канадского или европейского аналога, а созданный «с нуля» в самой РФ. Мне на ум приходит только Coub. Всё, что дала оригинального российская стартап-индустрия миру — очень популярный сервис для создания крутых коротких циклических роликов.

Подобно такому же циклическому ролику, в головах украинских ІТ-предпринимателей, учёных-«технарей», журналистов и блогеров годами прокручивался тезис о том, что «вот российский рынок может, а у нас что — у нас же (и дальше следовал перечень негативных историй о том, как в Украине принципиально ничего получится не может, потому что и люди не те, и рынок маленький, и ниша узкая, и покупатель жадный, и кофаундеры сволочи, и программистов разбаловали теннисными столами и т.д. и т.п.)…»

Перестаньте тащить за собой «тёмное прошлое», состоящее из лояльности к российскому рынку, потребителю, читателю, онлайн-пользователю. Россия в историческом, культурном и технологическом плане уже давно не «ведёт за собой», а лишь копирует, крадёт идеи и наследует зарубежные аналоги. Посмотрите-ка лучше по сторонам.

Сколько людей в мире знают английский? А испанский? А китайский? Вот они — и есть ваш рынок. Сколько проектов в сфере технологий показали за прошедший год только волонтёры, которых в Украине даже не десятая часть общества? Вот они и есть те люди, у которых стоит поучиться. А не очередной лектор из Москвы или ещё откуда-то там, который приезжает учить вас тому, как сделать самый читаемый мобильный журнал среди заполитизированных хипстеров на руинах старой «Ленты.Ру».

Легенда о великой и могучей технологически развитой России закончилась. Не верите — просто почитайте хорошую историю о том, как будущее «Роскосмоса» и первый российский коммерческий спутник буквально «закопали» в результате аннексии Крыма. Ни технологически, ни инвестиционно путинская Россия никогда не будет иметь будущего. В отличие от вас: вы, к счастью, — не Путин.

Украинский рынок ІТ работает в сложное время, но обладает достаточной энергией и потенциалом для прорыва. Вы можете создать собственную историю успеха (взять тот же Petcube — при всей простоте и очевидности идеи). Для этого вам больше не нужен пост в самом крупном издании Рунета или участие в московском слёте диджитальщиков. Просто придётся выучить английский, участвовать в мероприятиях, нацеленных на европейский рынок, много работать и отказаться от мечты «взять у инвестора миллион и купить Ferrari, а на остальные сделать приложение». Пусть Москва не верит слезам и чему-то там ещё — для украинских ІТ-специалистов это не имеет уже никакого значения.

P.S.: Мнение главного редактора может не совпадать с позицией издания, всей редакции, является частным, но продиктовано здравым смыслом.

Читайте также:

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки

Чому дрони можуть стати кращою заміною феєрверків