«Игра Престолов» — аналогии самого популярного фэнтези ХХІ века с миром реальной науки, технологии и истории

На телеканале НВО 12 апреля этого года (в воскресенье) стартует новый сезон сериала «Игра Престолов» — одного из немногих сериалов современности, который посмотрели намного больше людей, чем прочло оригинальный цикл книг Дж. Мартина.

Перед началом нового сезона мы решили изучить, где же литературное произведение и его экранизация перекликаются с реальной жизнью.

История

Наиболее богат цикл романов «Песнь Льда и Пламени» аналогиями в историческом плане между фэнтезийным миром героев и реальными историческими прототипами. Судите сами:

Screen Shot 2015-04-10 at 21.16.29Screen Shot 2015-04-10 at 21.17.00Screen Shot 2015-04-10 at 21.17.28Screen Shot 2015-04-10 at 21.17.45Screen Shot 2015-04-10 at 21.18.16Screen Shot 2015-04-10 at 21.18.49

Наука

По уровню развития науки (а точнее — её зачаточному состоянию и смеси скорее с алхимией и магией, чем с чистыми научными исследованиями) мир Вестероса и других земель в книгах и сериале скорее похож на Средние Века до Реформации. Правда, в плане диагностики, медицины и хирургии зачастую мир Вестероса стоит на порядок впереди по сравнению со Средневековой Европой. Кроме того, налицо большой прогресс в архитектуре и проектировании без применения какой-либо магии. Самый мощный проект в цикле романов — Стена, которая отгораживает дикие племена и полчища зомби (Белых Ходоков) от остального королевства (даже если представить себе, что это аналогия с Великой Китайской стеной, то судя по масштабам и климатическим условиям, древним китайцам было проще построить своё сооружение, чем героям Мартина).

Технологии и вооружение

В мире Джорджа Мартина очень развито кораблестроение: достаточно посмотреть на список галеонов, фрегатов и других кораблей у ключевых королевств в книгах — и становится понятно, что как минимум картографию, навигацию, инженерное дело и кораблестроение на высоком уровне освоили почти все королевства.

Кстати, об астрономии: события сериала (и книг) происходят в так называемом Известном Мире, и он шарообразен. На вопросы о том, имеет ли мир форму шара и попала бы Дейенерис в Вестерос, если бы совершила путешествие на восток, обогнув планету, Мартин отвечал утвердительно, хотя замечал, что Известный Мир может быть немного больше Земли. О других характеристиках мира (включая планеты, созвездия, смену сезонов и навыки наблюдения народов из Известного Мира за небесными телами) можно узнать из справки по циклу книг.

Помимо обсидиа́на (магматической горной породы с магическими свойствами) в сериале фигурирует и валирийская сталь — сплав особого рода, создавать который умели только мастера древней Валирии. Из валирийской стали делают оружие непревзойдённой остроты и прочности, прежде всего мечи. Любопытно, что американский ученый-материаловед Райан Конселл (Ryan Consell) раскрыл химические тайны валирийской стали. По его словам, примеси делают металл более твёрдым и одновременно более хрупким, и поэтому нужный сплав можно получить только методом проб и ошибок. Помимо того, что валирийская сталь явно содержала примеси (а значит, была композитным материалом) в одной из книг фигурирует процесс перековки одного меча на два новых (что в принципе невозможно с реальной сталью). На основе наблюдений Конселл пришёл к выводу, что валирийская сталь — не сталь вовсе, а скорее аналог современного суперматериала из металла и керамики.

Общий уровень технологий и вооружения в фэнтези-мире «Игры Престолов» скорее соответствует средневековью времён Столетней Войны. В мире Вестероса нет пороха, зато есть Дикий Огонь, который по характеристикам и свойствам напоминает напалм (или «греческий огонь», реально используемый в войнах прошлого во времена Византийской империи). Ну и конечно, всякие драконы и магические существа, которых в реальном мире не было даже в Средние Века (а также медицинские снадобья из мистических субстанций и магических растений и камней).

Напомним, не только в «Песни Льда и Пламени» есть аналогии между выдуманными и реальными событиями и технологиями. Ранее мы писали о том, как перекликаются технологии реального мира с книгами выдающегося писателя Терри Пратчетта.

Читайте также:

Електронний «ніс» допоможе розпізнати несвіжість продуктів та «запах» хвороб

Зупинити старіння: передові стартапи в галузі геронтології

Нобелівська премія з фізики присуджена за роботу про машинне навчання нейромереж

Тонкий еластичний і міцний, як сталь: чи може графен нарешті змінити наш світ?