Лиз Гамбиннер (Liz Gumbinner), автор и главный редактор портала Cool Mom Picks, даёт советы родителям, которые решили завести своему ребёнку электронную почту.
Перед тем как школьник отправит свой первый самостоятельный e-mail, необходимо провести с ним беседу о безопасности в интернете, этикете переписки и ответственности за свои слова (хоть и электронные). Но кроме таких очевидных аспектов, следует уделить внимание и менее заметным деталям. Юный пользователь должен знать общий принцип работы электронной почты, принятые в мире электронных писем правила. И лучше ему узнать об этом дома, а не «на улице».[wp-like-lock]
1. «Я буду видеть все твои письма»
Автор рекомендует настроить копирование всех входящих писем дочери или сына в свой почтовый ящик – так сделала она сама. Ребёнок должен первым же письмом уведомить об этом всех друзей – никакой слежки, всё по-честному. Мера, безусловно, неприменима к подросткам, которые требуют больше свободы действий, но для учеников 3-5 классов вполне подходящая. Так родитель сможет корректировать электронные привычки своего ребёнка, если на первых порах будут возникать определённые сложности.
2. Электронный адрес – не для всех
Этот пункт касается не только и не столько людей непосредственно из окружения ребёнка, сколько всевозможных онлайн-сервисов и ресурсов с «бесплатными» подписками на что угодно.
Электронная почта для школьника – средство общения с приятелями, а не ключ доступа к онлайн-базам сомнительных данных.
3. Электронный адрес друга – тем более, не для всех
Даже если ваш ребёнок ответственно относится к предыдущему пункту, нет гарантии, что его друзья поведут себя так же. Автор приводит пример, когда одноклассник без спроса подписал её дочь на «50 лучших бесплатных песен» через сомнительный сервис. Бдительная мама поведала школьникам, что в интернете, как и в жизни, действительно бесплатных вещей (без негативных последствий) ничтожно мало, а любой сервис может, как минимум, рассылать спам.
4. Некоторые письма написаны не человеком
Следует ознакомить ребёнка с автоответчиком в электронной почте и автоматическими сообщениями об ошибке. Последние могут встречаться особенно часто, пока автор письма не сформировал свою базу контактов и вводит адрес вручную – опечаток не избежать. Главное, что следует донести: ничего плохого не случилось; отвечать на такие письма не надо.
5. Электронные письма – это не SMS
Вроде как очевидная истина, но вот простой пример из опыта самой Лиз: друг её дочери в течение 20 минут отправил 8 сообщений группе контактов приблизительного содержания: «Я здесь? А вы здесь? Это вообще работает?». Следует пояснить юным пользователям, рождённым в эпоху мгновенных мессенджеров и чатов, что в электронной почте адресат не пребывает всё время онлайн и не проверяет ящик ежеминутно. Иногда приходится какое-то время ожидать ответа.
6. Можно «ответить всем» или просто ответить
Чтобы школьники не запутались в бесконечной ленте группового обсуждения домашней работы, покажите разницу между отправкой ответа всем и сразу, и переписки тет-а-тет с конкретным адресатом. Цепочки сообщений станут гораздо короче и удобнее – особенно, если позже надо будет искать в них информацию.
А кроме того, можно в любой момент начать новую переписку, если предыдущая слишком длинная или перестала соответствовать первоначальной теме обсуждения.
7. Входящие письма можно сортировать по-разному
В продолжение предыдущих двух пунктов покажите школьнику функции сортировки по теме письма, возможности отображения входящих писем цепочкой или отдельно и т.д. Посоветуйте начинать новую переписку для каждой новой темы, с указанием предмета разговора в названии письма – это существенно облегчит поиск по ящику.
Если дети переписываются в одной цепочке, научите удалять ранние сообщения, чтобы письмо не превращалось в нечитабельную «простынь».
8. Копии и скрытые копии, которые не надо использовать
Копии и скрытые копии часто используются в бизнесе и корпоративных рассылках, о тонкостях которых детям знать абсолютно необязательно. О чём школьникам стоит рассказать – нельзя отправлять скрытую копию переписки двоих третьему участнику, без ведома собеседника. Лучше с самых юных лет внушить эту мысль вашему чаду, чтобы не пришлось учить основам сетевого этикета в будущем.
9. Письма можно и нужно иногда удалять
Не стоит коллекционировать входящие письма, как поздравительные открытки. Будет полезно, если ваш ребёнок научится удалять неважные письма. В целях устрашения можно даже продемонстрировать собственный ящик с парой тысяч «важных» входящих сообщений.
10. Мы в ответе за то, что написали
Так пафосно назван раздел, посвящённый проблеме ответственности за свои слова. Убедите ребёнка всегда писать грамотно и культурно. Если вашего авторитета для чада недостаточно – можно рассказать о скандалах со взломанной электронной почтой ведущих компаний или знаменитостей. Готов ли ваш юный остряк увидеть копию своего послания на первой странице школьной газеты, или молодёжного журнала, вместе с фото?
Доведите до сведения школьника истину, что электронные письма, фото и сообщения в мессенджерах так или иначе могут стать достоянием общественности – нет программ, которые нельзя взломать. И лучше, чтобы не пришлось за них краснеть. Может, это не критично когда тебе 9 лет, но смертоубийственно в 14 или 16.
Неважно, как вы добьётесь результата, но ребёнок должен запомнить, что электронные письма надо писать грамотно и культурно – это облегчит всю его последующую онлайн-жизнь.
11. Знаки
Иногда даже взрослым сложно набрать комбинацию клавиш, чтобы поставить знак препинания, но постарайтесь убедить ребёнка, что в этом есть высший смысл. Как минимум, от наличия или отсутствия точки может кардинально меняться смысл всего послания. Хороший способ – ведите со школьником грамотную переписку сами, чтобы у него был пример, достойный подражания.
По материалам: Coolmomtech[/wp-like-lock]