Новые технологии улучшат образование вашего ребёнка, но не его творческий потенциал

Родительская ответственность всегда сопряжена с некоторым волнением: адекватное большинство всегда желает лучшего для своих детей и боится допустить ошибки. Это в особенности касается сферы образования, которая может стать трамплином для успешного и здорового будущего. Внедрение цифровых технологий в процесс дошкольного и школьного образования обещает сделать обучение детей увлекательнее и комфортнее. Но есть определённые нюансы.

На первый взгляд, это маловероятное совпадение. С одной стороны, дополненная реальность/виртуальная реальность (AR/VR), блокчейн, искусственный интеллект (AI) или нейрокомпьютеры – так называемые «экспоненциальные технологии» (технологии, которые развиваются экспоненциально быстро: мощность и скорость удваиваются, а затраты снижаются вдвое каждый год). С другой стороны, дети дошкольного возраста, участвующие в программах Head Start в США, получающие дошкольное образование, комплексные медицинские и общественные услуги для наиболее уязвимых детей и их семей. Революционные технологии, катапультируемые человечество в новую эволюционную главу, и продвижение готовности к школе для детей с низким доходом, кажется, резко контрастируют. Но у этих двух лагерей больше общего, чем можно представить, и у них есть чему поучиться друг у друга.

Рождение Head Start в рамках Войны с бедностью президента Линдона Джонсона (Lyndon Johnson) 50 лет назад, было прорывным нововведением ещё до того, как это стало модным словосочетанием. Программа, результат работы междисциплинарной целевой группы, была первым масштабным примером прикладного дизайн-мышления, и с тех пор она произвела значительное количество «экономных инноваций» во главе с практиками, учителями, администраторами и родителями, добравшись до 30 млн детей, в том числе одного миллиона ежегодно. Глубокое понимание потребностей «пользователей», высокая степень сочувствия и сильная изобретательность в условиях жёстких ограничений являются характеристиками Head Start, и это те качества, которые сейчас часто рассматриваются как отличительные черты новаторов.

Национальная ассоциация Head Start недавно запустила HeadStarter Network, независимую некоммерческую организацию, цель которой – объединить знания и инновации Head Start с передовыми профессионалами в области образования и индустрией технологий, чтобы помочь создать модели следующего поколения для дошкольного образования.

Первый в истории Tech&Early Ed Incubator от HeadStarter Network, двухдневный конкурс идей, состоялся в Остине (США) в конце февраля. В мероприятии, которое было отчасти конференцией, отчасти хакатоном, принимали участие 50 человек, а также группа экспертов, которые выбирали идею-победителя для дальнейшей разработки при поддержке HeadStarter Network и её партнёров.

Перед участниками стояла двоякая задача: во-первых, генерировать идеи для включения экспоненциальных технологий в классе; и, во-вторых, изучить, как AR/VR, блокчейн, AI и тому подобное могут повысить эффективность управления программами обучения детей младшего возраста.

Важность активного опыта

Дети учатся лучше благодаря активному участию, а не пассивному потреблению текста и визуальных эффектов. Дополненная реальность (AR), в которой используются технологии, стимулирующие познавательную и физическую активность, связывающие виртуальный и реальный миры и стимулирующие игру, может сочетаться с образовательным контентом для создания увлекательного погружения для детей.

Команда-победитель инкубатора разработала идею для AR-продукта, «Project Saf-AR-i», который использует дополненную реальность, чтобы сделать эмпирическое обучение доступным для большего числа детей. Saf-AR-I приглашает виртуальных посетителей в путешествие по дикой природе Африки, используя низкотехнологичные QR-коды (недорогостоящие) в качестве подсказок для наложения физического мира на виртуальные объекты и связанную с ними информацию. В весёлом и осязаемом виде приложение преподаёт уроки математики, грамотности и эмпатии.

Блокчейн как отличный эквалайзер

С точки зрения организации управления, эффективное управление данными является постоянной задачей всех программ дошкольного образования. Мало того, что наборы данных находятся в разрозненных базах данных, которые являются обременительными для агрегирования и анализа в различных программах; дети и их семьи также часто непреднамеренно отказываются от своей личной информации, и в результате правительственные или коммерческие платформы являются единственными, кто может получить к ней доступ и извлечь из неё выгоду. Наряду с необходимостью соблюдать всё более жёсткие стандарты производительности становится очевидным, почему в области уже давно ищут более эффективное, интегрированное решение.

Появление блокчейна, базовой технологии для биткойнов и других криптовалют, которая, несмотря на текущий ажиотаж (и растущую обратную реакцию), представляет собой новую интригующую парадигму. Эксперт по инкубатору и по блокчейну для социального воздействия, Катерина Ринди (Caterina Rindi), проиллюстрировала в своих комментариях, что основополагающие принципы блокчейна – децентрализованная структура, постоянная запись ввода данных, радикальная прозрачность и равный доступ для всех участников, – могут помочь обеспечить суверенную идентичность и, таким образом, расширить возможности учителей, администраторов и детей.

Более того, благодаря своей децентрализованной структуре, блокчейн может собирать и открывать все данные в одном месте, что позволяет всем заинтересованным сторонам получать агрегированные данные. В конечном итоге это может позволить пользователям распознавать поведенческие, демографические или фискальные модели, легко настраивать элементы программы и, возможно, даже применять прогнозную аналитику. Блокчейн возвращает данные в руки тех, кто их производит, и позволяет им постоянно внедрять новшества.

От AI до EI

AI – это многообещающий способ связать классные и управленческие потребности. Как взрослые, мы уже погружены в это, понимаем ли мы это или нет (от алгоритмов быстрого обучения на Amazon до чат-ботов), но то, как именно можно использовать эту технологию в классе, было задачей, которую взяла на себя другая команда инкубатора.

Предложенное ими программное обеспечение под названием Tiny Moments.ai было разработано для снижения уровня токсического стресса у детей, который общепризнанно увеличивает риск будущих проблем с физическим и психическим здоровьем, а также потенциально нарушает формирования мозговой цепочки у детей. Tiny Moments будет отслеживать взаимодействия ребёнка в классе, предупреждать родителей и учителей в моменты пикового стресса и на основе алгоритмов глубокого обучения выявлять ключевые стрессоры, а также предлагать эффективные контрмеры: те «незначительные моменты», которые влияют на поведение ребенка и могут улучшить его или её благополучие.

Команда утверждала, что её решение также облегчит бремя учителей (за счёт автоматизации некоторых отчётов) и расширит возможности родителей, предоставив им полную картину об опыте обучения их детей в классе. Чем-то напоминает Seesaw (популярное приложение для коммуникаций между родителями) с АІ-двигателем.

Судьи были впечатлены строгостью и верностью концепции Tiny Moments, но беспокоились о проблемах конфиденциальности, а также испытывали сомнения по поводу изучения эмоционального самовыражения детей. Кроме того, они отметили автоматическую отчётность как потенциально лишающую преподавателей своей принадлежности. Эти проблемы отражают те, которые часто выражаются в ответ на решения AI, направленные на оптимизацию.

Могут быть подняты и философские вопросы: что, если более или менее бинарный подход к стрессу уменьшит эмоциональный диапазон детей и заставит их стать золотой серединой? Как дети могут научиться управлять своими эмоциями, если они не испытывают весь спектр? И как именно платформа на основе искусственного интеллекта будет отличать токсический стресс от положительного или терпимого стресса, который может быть полезен для развития ребенка? Это решение, которое можно и нужно делегировать машинам?

Учить человечество

Концепция Tiny Moments указывает на фундаментальную напряжённость в отношениях между дошкольным образованием и экспоненциальными технологиями. Хотя мы хотим, чтобы наши дети стали технически грамотными, мы также сталкиваемся с реальностью того, что именно эта технология может сделать их устаревшими в будущей среде автоматизированной рабочей силы («Будут ли роботы у наших детей?», задаётся вопросом New York Times).

Дошкольное образование служит лупой для использования экспоненциальных технологий: это может быть болезнь, лекарство или и тем, и другим, но это не панацея. Это может гуманизировать или дегуманизировать нас, усугубить нашу уязвимость или усилить наши сильные стороны, помочь обрести свободу или расширить наши возможности, превратить нас в простых потребителей или усилить нашу человечность. Ещё есть время сформировать наше будущее так, как мы этого хотим, чем раньше – тем лучше.

Поскольку становится всё труднее или даже невозможно регулировать огромное влияние экспоненциальных технологий, мы надеемся на моральное осознание будущих поколений, равно как и их вера в мирное и процветающее общество будет опираться на эти самые технологии.
После того, как сегодняшние детипреддетсадовскоговозраста вошли в рабочую силу, для них будет нормой работать бок о бок с коллаборативными роботами (если в рабочей силе на тот момент ещё останутся люди), соприкасатья с искусственным интеллектом во всех аспектах их жизни и управлять своими личными данными и идентификационными данными в блокчейне и перемещаться между виртуальным и реальным миром через приложения AR/VR. И кто знает, возможно, они уже «полностью слились» с машинами.

Чтобы процветать в этом дивном новом мире, сегодняшним детям, безусловно, потребуется продвинутая техническая грамотность, по крайней мере, на концептуальном уровне (фактическое кодирование может выполняться AI и больше не требовать вмешательства человека). Но самое главное, что им понадобятся сильные социально-эмоциональные навыки, чтобы приспособиться к более динамичным и нестабильным отношениям, повышенной неопределённости и неоднозначным социальным условиям, а также к выражению и управлению более гибкими личностями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Источник: TNW

Читайте также:

VR-зустрічі стали можливі без спеціальної гарнітури

Пристрій, який імітує перешкоди у віртуальній реальності

Негласные правила дистанционной работы

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых