Роман Россов, система P2P-переводов TransferWise: «Черкасский офис был самым первым»

[responsivevoice_button voice=”Russian Female” buttontext=”Прослушать”]

Практически каждый активный пользователь интернета сталкивался с необходимостью осуществить международный денежный перевод. Сервисов для проведения подобных операций сегодня множество: от авторитетных международных площадок до банковских программ и стартапов. Отдельный класс составляют программы для р2р-переводов, которые работают с автоматической конвертацией разных валют без непосредственного пересечения денежными средствами границ государств. Один из таких — международный сервис TransferWise, в команду которого входят украинские специалисты из офиса компании в Черкассах. Product Manager Роман Россов ответил на наши вопросы о преимуществах TransferWise и планах компании по завоеванию рынка денежных переводов.

320569_414279895310468_1219231720_n

Роман Россов

— Начнём с истории создания. Кто и как создал этот сервис для P2P-переводов?

Идея для создания такого сервиса пришла двум друзьям Таавету и Кристо из Эстонии, когда они впервые оказались эмигрантами в Лондоне, Великобритания. Таавет работал на Skype в Эстонии и получал зарплату в евро, но жил в Лондоне. Кристо работал в Лондоне, но у него был ипотечный кредит в евро в Эстонии. При попытке перевести деньги за границу они столкнулись с высокими платежами, которые взимают банки за международные переводы.

Они поняли, что могут помочь друг другу с обменом валют и разработали простой план: каждый месяц Кристо вносил фунты стерлингов на британский банковский счёт Таавета, а Таавет – на счёт Кристо вносил евро. Они использовали официальный средний рыночный курс (например, тот, что был указан в газетах, а не коммерческий банковский курс) и получили нужное количество денег, без уплаты банковских сборов.

В течение нескольких месяцев они сэкономили тысячи фунтов и поняли, что, вероятно, есть миллионы других людей, которые также нуждаются в таком сервисе. Они приступили к работе, — так и родился TransferWise.

— Где брали первые средства на запуск проекта?

Первые деньги для запуска проекта – это были сбережения Кристо и Таавета, которые пошли на улучшенный прототип сервиса, с которым они успешло выступили и выиграли Seedcamp 2011 (акселератор в Великобритании – ред.).

— На рынке существует много подобных сервисов, в т.ч. — популярные международные компании. Как собираетесь конкурировать с той же PayPal или программами от украинских банков?

Сегодня TransferWise поддерживает более 26 валют в 52 странах и 360 направлений. Наши основные конкурентные преимущества, которыми мы планируем завоевать со временем и украинский рынок, заключаются в следующем:

  • прозрачный обменный курс и справедливая стоимость услуг (всё это сразу видно в сервисе, ещё на этапе оформления перевода);
  • поскольку сервис базируется на технологии peer-to-peer, в отличие от международных банковских переводов (где комиссия ~5%), в TransferWise комиссия ~0,5% + ~2,5% конвертация валют;
  • наш пользователь экономит и на курсе от TransferWise, и на оплате услуг за перевод. При конвертации наш сервис ориентируется на международные системы конвертации, например, Reuters Exchange;
  • т.к. иногда в Украине курс скачет очень сильно, в TransferWise разработали механизмы борьбы с рисками;
  • платит отправитель, получатель лишь получает деньги и сделать это довольно легко — в любом банкомате или кассе «ПриватБанка»;
  • время перевода длится 1-2 рабочих банковских дня, хотя чаще всего перевод приходит получателю в течение 30 минут.

— С какими валютами вы работаете? Вот украинский пользователь хочет получить или отправить деньги через TransferWise — как ему лучше это сделать?

Во-первых, нужно сказать, что переводы в Украину через сервис TransferWise можно делать в любой из 26 валют, которые поддерживает сервис. В нашей стране, в связи с ограничениями, введёнными НБУ, выплата переводов возможна только в гривне. Кроме того, из Украины переводы пока недоступны, всё зависит от изменения законодательного поля.

— В чём «фишка» TransferWise, которая должна убедить клиента воспользоваться именно этим сервисом, несмотря на то, что в Украине он работает только на приём переводов из-за рубежа?

Если вкратце, наши главные преимущества таковы:

  1. Лёгкость использования сервиса.
  2. Прозрачность формирования стоимости и курса валют.
  3. Большая экономия по сравнению с банковскими и международными системами денежных переводов (Western Union, MoneyGram, MIGOM).

Например, вот сколько дополнительных средств придётся потратить для перевода £300 в разных сервисах:

Saving_while_transfer_300_pounds

— Сейчас вы планируете подаваться в инкубаторы либо акселераторы в Украине или за рубежом?

В акселераторы нет планов подаваться. У нас всегда стартует рекламная кампания когда направление выходит из «инкубационного периода».

— Работа с персональными данными и банковскими картами требует от сервиса повышенной безопасности. Как у вас обеспечивается сохранность пользовательской информации? Какие инструменты используете для защиты данных от хакеров?

TransferWise работает по британскому финансовому и европейскому законодательству по раскрытию схем «отмывания денег» и по указанию британской FCA (Financial Conduct Authority) компания TransferWise подчиняется тем же законам, что и любой коммерческий банк. Разрешение FCA также означает, что у компании существуют предельно чёткие процедуры (например, процедура верификации «KYC» или «Знай своего клиента») по раскрытию таких схем.

Можно не опасаться, что во время такого перевода вы скомпрометируете данные кредитной карты: чтобы перечислить деньги понадобятся лишь последние четыре цифры карточки получателя, его имя, фамилия и телефон.

— Можно ли отозвать перевод через TransferWise или оформить возврат, если клиент выяснил, что перечислил деньги мошеннику или по неверным реквизитам?

Конечно же, перевод можно отменить. В профиле пользователя, на вкладке «Мои переводы» есть кнопка «Отмена» – эта функция доступна в течение нескольких часов после операции. Если клиент сомневается в личности адресата, которому был совершён перевод – необходимо обратиться к службе поддержки.

— Поделитесь цифрами о количестве активных пользователей и транзакций в день

Месячный оборот переводов через сервис TransferWise в июне 2015 превысил £500 млн (больше 2% рынка переводов в Великобритании), а клиенты сэкономили более £22 млн, по сравнению с другими провайдерами. Через TransferWise каждый месяц проходит €700 млн.

Saved_money

— Знаем, что у проекта есть офис в Черкассах, а также в Таллине и Лондоне. Расскажите подробней о команде украинского офиса, об участии сотрудников в IT-жизни города

Да, действительно у нас сейчас 3 офиса. Таллинский самый большой, но черкасский был самым первым и там, можно сказать, находится ядро разработки. Всего в офисе 12 человек. Первый сотрудник компании — разработчик из Черкасс, Богдан Данилюк. Кристо и Таавет вышли на него на одной из фриланс-бирж, когда искали разработчика, который помог бы им сделать MVP. Именно Богдан сделал для заказчиков бета-версию продукта, которая была успешно представлена в акселераторе SeedCamp 2011.

Сейчас у нас работают девелоперы senior-уровня в разработке, фактически, одни из лучших разработчиков Черкасс. Как продуктовая компания мы исповедуем принцип, что каждый сотрудник должен пользоваться тем, чем он занимается. Мы постоянно проводим мероприятия по обмену опытом в городе, к нам часто приезжают коллеги из всех наших офисов и обязательно выступают перед местным IT-сообществом. Наши девелоперы в свою очередь, преподают IT-курсы для начинающих, компания очень много вкладывает в обучение сотрудников.

— И напоследок поговорим об амбициях: какие планы на будущее, каких количественных показателей планируете достичь?

Наша цель — 1% частных переводов по всему миру.