Фешн с умом: украинские маркетплейсы с концептом reuse

Мы совершаем импульсивные и необдуманные покупки, но расстаёмся с ними быстро и безжалостно. Мы стесняемся быть материалистами, но создаём культ вещей. Мы захламляем свои гардеробы и планету. Однако мы не так уж безнадёжны – и подтверждением этому есть идеология осознанного потребления.

В конце 70-х годов прошлого века люди с неуёмным желанием покупать получили индульгенцию, а заодно с ней и свой собственный идентификатор – «шопоголик». Термин звучал серьёзно, подразумевал наличие пограничного расстройства и в какой-то мере оправдывал покупательскую экспрессивность. С первого взгляда такого рода аддикция может показаться несерьёзной и раздутой «люксовой» проблемой, но иногда паттерны поведения шопоголиков приводят их в тупик, вызывая финансовые трудности, расстраивая межличностные отношения и хрупкий внутренний баланс.

Винить принято рекламу и её служителей – маркетологов. Последние не просто участвовали в зарождении общества массового потребления, но и неустанно поддерживают в нём жизнь. На них, соответственно, возложена и ответственность за все вытекающие последствия в виде различных душевных расстройств и морально-нравственных сбоев.

Толика правды в этом, безусловно, есть. Появилась новая сверхцель – заставить людей покупать то, что им ненужно. И на её достижение были кинуты все ресурсы. Дизайнерские приёмы, продающие тексты, финансовые стимулы и другие уловки – всё это ежедневно говорит – и даже кричит – нам: «ПОКУПАЙ!».

Многочисленные исследования по нейроэкономике, психологии и социологии лишний раз доказывают значимость покупки в нашей жизни. Приобретая что-либо в онлайн-сторе или громадном щоппинг-моле, мы получаем не просто очередную обновку, а нечто гораздо большее: значимость, уверенность, привлекательность для окружающих – самоощущение, которое в нас вселяет эта вещь. В покупательском стимуле замешаны и эндорфины, и стремление ко всему новому, и замещение, и банальная скука (отмечено, что скачок покупательской активности после Второй Мировой войны напрямую связан с уменьшением трудового дня). Соблазн велик. Так ли важно вовремя сказать себе: «Стоп»?

Какой бы отдалённой и неоформленной не казалась эта угроза многим людям, избыточность рука под руку с fast-fashion представляют нешуточную опасность для Земли и её обитателей. Instagram-fashionistы демонстрируют шикарную жизнь, которая по умолчанию невозможна без трендовой одежды в огромных количествах. И тут в силу вступает быстрая мода, проповедующая: «ты можешь быть не менее модным, популярным и желанным – купи у нас то же самое, но гораздо дешевле». В результате – тонны некачественных и дешёвых вещей, истощающих ресурсы и ставших мусорным грузом для Земли. Хотя, справедливости ради, и luxury-бренды ежегодно подкидывают «дров» в костёр избыточности (чего стоят прошлогодние скандалы с Burberry и Cartier).

Наши электронные ящики взрываются от скидок и акций. Хитроумные алгоритмы запоминают предыдущие поиски и активно предлагают аналогичные товары. Покупка новой вещи – теперь дело пары кликов. Кредо: «Я – это то, что я покупаю!» стало утопической явью. Но у мира появился щит – осознанное потребление, которое медленно, но уверенно набирает актуальность и находит отклик у растущего числа людей. А reuse, апсайклинг, ресайклинг и фрисайклинг вещей становятся распространёнными практиками.

«Подарить своей вещи вторую жизнь» – месседж Depop, Poshmark, Thredup, eBay и других известных маркетплейсов, на которых можно приобрести подержанные вещи. Благодаря таким площадкам надоевшая или ненужная вам вещь находит нового хозяина, не истерзав его/её бюджет. К тому же, перепродавая вещь, вы проявляете благосклонность к окружающей среде, заметно уставшей как от выброшенных, так и от утилизированных товаров.

Тренд на reuse пустил корни и в Украине. Теперь не прижившуюся в гардеробе вещь можно легко продать или подарить. Можно купить себе что-то неожиданно прекрасное и подружиться с продавцом. Можно потреблять осознанно, экономно и приятно.

Адепты украинской разумной моды и reuse рассказывают Blog IMENA о своих проектах.

GOODBUYFASHION

Бутик Goodbuyfashion неоднократно переезжал с места на место. Каждая из новых локаций быстро обживалась и становилась родной для представителей киевской богемы. Сюда приходили не только в поисках интересных вещей, но и за настроением. В GBF можно было в буквальном смысле укрыться от одинаковых и скучных вещей, наводнявших местные ТРЦ, послушать музыку и обговорить общемировые тренды.

Концепция reuse объединяла и вдохновляла многих посетителей, а также показывала, что «стильно – не значит очень дорого».

GBF рос, изменялся и, достигнув возраста совершеннолетия, не изменил своим принципам. Бессменная владелица и идейный вдохновитель бутика, Наталья Исупова, вспоминает о том, как всё начиналось и том, как приобщить людей к осознанному потреблению.

Наталья Исупова, владелица Goodbuyfashion

Как и когда возник Goodbuyfashion?

В начале нулевых я, разочаровавшись в рекламе, ушла из неё и искала возможности применения себя в чём-то важном и не таком «продажном», как мой предыдущий опыт. Это было время покупательского бума – гребли всё, «шкафы забиты, а носить нечего!». Мы с подругой решили открыть комиссионку, чтобы избавляться от своих запасов. Сняли квартиру на улице Богдана Хмельницкого, сами сделали ремонт и начали продавать свои вещи, потом вещи друзей, потом друзей друзей и т.д. С самого начала нас просто завалили «поставками», и поэтому мы решили отбирать вещи по принципу «сама бы такое носила» – как для себя. Так магазин сразу приобрел свой, ни на кого не похожий стиль.

Вас можно назвать первопроходцем в сфере экологичной моды. Почему вас заинтересовала эта тема?

Любовь к «старому», к вещам с историями воспиталась у меня ещё на печально известном Сенном рынке. Об экологии я тогда и не задумывалась. Но стала ловить редкие реплики о ней. Известный тренд-сеттер Ли Эделькорт уже тогда заявила о печальной популярности эко-тренда в моде. Однажды я попала на выставку, которая была организована Шведским консульством – об экологии в моде. И там я узнала о новых европейских тенденциях, которые активно развивали «северяне». Одно из них – «дресс-кроссинг» –обмен вещами на вечеринках. И я подумала, что мой магазин как раз обеспечивал такой «обмен» вещами. К тому же я тоже любила вечеринки:) С 2008 года я стала организовывать такие светские мероприятия – «Эко-Шик-Пати» – на которых люди не только обменивались вещами, но и попадали в среду эко-контента: показы мод, выставки, угощения и ярмарки были объединены темой экологичной моды. Сейчас я вижу, что «бежала впереди паровоза». Многие не откликались на такой месседж. Я пыталась быть не агрессивной, так как сама верю в эволюционный путь развития и взросления. Поэтому формат светской, ненавязчивой, приятной тусовки позволял, на мой взгляд, без надрыва «входить» в тему экологии в повседневной жизни. Одним из важных аспектов этих вечеринок была локация. Мы проводили их в необычных местах – в старом Ботаническом саду им. Фомина, и на Бессарабском рынке. Там, среди арбузов и дынь, оперная певица пела Оду Земле, в мясном ряду были выставлены картины художников, а по прилавкам ходили модели в вещах, специально созданных на эко-тему нашими молодыми дизайнерами. Было очень здорово! Во время Майдана тема вечеринок была не уместной. И поэтому уже в 2015 году goodbuyfashion продолжил тему экологии совместным с Ясей Хоменко проектом #TheShirtProject – апсайклинг мужских рубашек. Я очень рада, что Яся успешно продолжает работу в этом направлении. Сегодня социум стал более зрелым, чтобы воспринимать тему экологии в моде. Это хорошо.

У Goodbuyfashion есть страница в FB, но она не очень активна. Вам больше по душе эстетика и атмосфера офлайнового магазина?

С одной стороны, я понимаю эффективность и неизбежность социальных сетей сегодня, с другой вижу, как обделяет нас такое общение. Поэтому стараюсь чтобы GBF оставался местом реального общения – вы прихОдите, будто ко мне в гости, я угощаю вас чаем или вином, мы роемся в шкафу, примеряем вещи, обсуждаем важные и не очень события, сплетни и т.д. Каждую субботу в холодное время года мы проводим жур-фиксы – просто собираемся пообщаться. А весной-летом – дворовые распродажи с музыкой и угощениями под окнами магазина. В этом смысле goodbuyfashion – это Slow Fashion – неспешный дрейф в огромном море постоянно меняющейся Моды.

Если раньше б/у вещи для многих людей были чем-то «неприличным», то теперь на секондах и соответствующих сайтах можно встретить всё больше людей, самого разного возраста и достатка. Как это можно объяснить?

Время меняется и меняет нас. Проблемы экологии становятся всё более очевидными для всё более обширной аудитории. И если раньше эта тема была «неперевариваемой» – нужно было придумывать трюки, чтобы люди обратили на неё внимание, – то теперь можно сказать, что это стало модным. Если раньше на секонд ходила только богемная тусовка околокультурной среды Киева, то теперь – там все. И это хорошо!) Даже по своим покупателям я вижу, как меняется их отношение к вещам – оно становится более сдержанным, осознанным. Они легко расстаются с вещами, которые не носят и обдуманно делают новые покупки. И это тоже хорошо)

Может ли шопоголик стать осознанным потребителем?

Может – и это уже происходит. За 10 с лишним лет работы GBF – я с удовольствием наблюдаю этот процесс. Многие сделали это своим бизнесом. И это просто замечательно!

Где: физический бутик – ул. И.Франка, 15, кв 1

Страница в Facebook

Как: покупателю – приходите (лучше после предварительного звонка) и выбираете вещи в живую или можете забронировать/купить вещь на странице в Facebook, списавшись или позвонив администратору;

продавцу – привозите свои вещи, администратор отбирает те, которые соответствуют концепту магазина. После утверждается сумма, которую вы хотите получить. % включён в конечную стоимость вещи.

SHAFA

Когда вы впервые оказываетесь на Shafa, может показаться, что вы заглянули в необъятную, но от того не менее уютную гардеробную. Здесь нет отчуждённости и недосказанности онлайн-магазинов; нет нервозности и ссор в комментариях, и, наконец, нет броней и суетливости, присущей барахолкам и стоковым бутикам из Instagram и некогда популярного вКонтакте.

Разговор продавца и покупателя происходит в камерной обстановке личных сообщений. Можно и нужно задавать вопросы, уточнять и просить дополнительные замеры и фото вещи (таких тонких деталей и метрик не предоставит ни один магазин). Если сделка удалась, можно подытожить её положительным отзывом и, в противном случае – отрицательным.

Здесь можно найти и масс-маркет из последних коллекций, и винтажную сумочку из крокодиловой кожи, и редкие дорогие бренды. Б/У и новые вещи мирно сосуществуют на просторах Шафы, наглядно демонстрируя то, что цена – не всегда залог хорошего и стильного гардероба.

Рубрики и разделы Шафы постепенно расширяются, появляются новые рекламные опции, а продавцы укрепляют свою репутацию сотнями отзывов. Повторит ли Shafa успех Depop и прочих аналогичных площадок? О перспективах и целях этого маркетплейса рассказывает Мария Григорьева, маркетолог Shafa.ua.

Мария Григорьева, маркетолог Shafa.ua

Как появился и развивался проект Shafa?

Шафу в 2013 году создали бизнес-партнёры Антон Ермоленко и Игорь Гуменюк. Основатель «Касты» Андрей Логвин в своё время навёл их на мысль о жизненном цикле одежды. Конкретнее – на то, что часто мы выбрасываем или складируем в шкафу хорошие вещи, которые могли бы продолжить радовать кого-нибудь другого. Вот так у Шафы образовалась цель: продление жизненного цикла одежды. Она откликнулась у многих – так появились первые продавцы.

Кроме того, Шафа, как вы понимаете, появилась во время переломных изменений в жизни украинцев. Курс доллара вырос. Зарплаты остались прежними, но на эти деньги люди могли позволять себе всё меньше и меньше. Покупка новой одежды стала переходить в разряд роскоши, а надевать что-то по-прежнему было нужно. Так Шафа и стала местом, где можно купить брендовые вещи доступно, таким себе вторичным рынком хороших вещей. Появились первые покупатели.

В течение четырёх лет после запуска Шафа специализировалась на продаже и покупке только женской одежды, обуви, аксессуаров и парфюмерии. В 2017 году команда запустила раздел для детских вещей, в 2018 – для мужских, а в 2019 – вещей для дома (мы называем его между собой Shafa.Home 🙂

Сегодня на Шафе уже 6 млн вещей. В среднем одна стоит 250 грн. Например, платье Zara можно найти на сайте всего за 30 грн.

Команда Shafa

В августе 2017 проект присоединился к семье маркетплейсов украинской компании EVO. Основатели (Антон Ермоленко и Игорь Гуменюк) передали управление бизнесом Александру Роенко (сейчас – CEO Shafa.ua) и отправились развивать подобный проект в Бразилии.

Шафу сейчас растят и развивают 19 сотрудников в офисе и больше 10 – на аутсорсе.

Вы представляете собой не только маркетплейс, но и определённое мировоззрение. Как вы считаете, в современной Украине идея осознанного потребления набирает обороты или пока топчется на месте?

Конечно набирает! Мы видим, как с каждым годом всё больше украинцев начинают продавать вещи, чтобы продлить им жизнь. Мы понимаем это потому, что они ставят минимальные цены. Плюс мы провели исследование и услышали от многих пользователей, что они продают вещи «не для того, чтобы заработать, а, чтобы хорошая вещь не пропадала». Вместе с этим украинцы стали чаще покупать одежду, обувь и аксессуары с рук. Всё это как раз об одном из китов осознанного потребления – reuse (использовании вещей повторно).

Вы правы, эта тема для нас действительно важна. Даже больше – мы взяли за цель развивать культуру осознанного потребления вещей в Украине.

Так, например, мы первыми провели масштабную киевскую своп-вечеринку. А за ним ещё один зимний своп. Уточню на всякий случай, что своп – это мероприятие, на которое люди приходят и бесплатно обмениваются одеждой, обувью и аксессуарами. Запускают круговорот вещей в природе.

С помощью свопов мы даём людям ещё одну идею для осознанного потребления. И результаты есть! Я видела как минимум 3 свопа, которые организовывали другие люди:) Честно, мы этому очень рады! Значит, идея зашла, нашла отклик. Значит, нам удалось доказать, что она простая, но очень полезная.

Можно ли назвать пользователей Shafa «комьюнити»? Как вы взаимодействуете с ними?

Можно, но не в классическом понимании. Комьюнити на Шафе – это как в кружке по интересам. Тут большинство пользователей чувствуют себя в своей тарелке. Они готовы к диалогу, рады поделится опытом и помочь друг другу. Тут все свои.

Так получилось, что недавно мне понадобился совет продавца. Я тогда покупала палетку для макияжа и должна была выбрать: холодные оттенки или тёплые. Какие мне подойдут не знала, поэтому попросила продавца помочь разобраться. Она тут же согласилась, задала много вопросов, вникла в ответы и сказала: «Лучше холодные». И оказалась чертовски права! Я до сих пор в восторге. Было ощущение, что со мной говорит подруга. Это кайф – чувство, что человеку по ту сторону экрана не всё равно.

Иногда мы собираем продавцов на офлайновые мероприятия, чтобы узнать их получше. Или поделиться знаниями. Например, последние разы мы встречались на бесплатном мастер-классе по видеообзорам и на дне рождения Шафы. Покупателей зовём на свопы:) Но даже несмотря на это сложно сказать, что это мы создали комьюнити. Я бы сказала, что нам просто посчастливилось собрать вокруг проекта концентрацию добрых, отзывчивых и общительных людей.

В последнее время на Shafa появилось много бизнес-профилей. Как вы думаете, не вредит ли это атмосфере вашего сервиса?

Не вредит:) Даже больше того – сильно идёт атмосфере на пользу. На Шафе становится больше системных продавцов, это правда. И мы очень им рады. Они сильно укрепляют теплоту и ламповость Шафы. Вот, например, давайте вспомним мою историю про палетку для макияжа. В том случае я общалась с системным продавцом.

Правда в том, что системным продавцам важно, чтобы покупатель был доволен. Они дорожат отзывами, своей репутацией, потому очень внимательны к собеседникам. Они чаще всего заинтересованы в долгосрочных отношениях гораздо больше, чем те, кто продаёт вещи из своего гардероба. Поэтому системные продавцы растят и задают уровень сервиса на Шафе.

У Shafa самый удобный сайт и мобильное приложение для поиска и продажи б/у и новой одежды. Что входит в ваши планы на ближайшее будущее? Модернизации, апргрейды, идеи?

Спасибо за комплимент! 🙂 Я обязательно передам его ребятам-разработчикам. Это они большие молодцы!

Будущее Шафы за улучшениями в продукте: обязательно поработаем над удобством выбора вещей, их покупки, продажи. Продолжим делать продукт, который будет знать «без лишних слов», что именно вы хотите купить. Будем помогать продавать ещё проще.

Кроме того, планируем и дальше собирать вокруг Шафы клёвых людей. Для этого уже запустили и запустим ещё не одну рекламную кампанию, чтобы рассказывать украинкам и украинцам о продукте 🙂

Где: Сайт

Приложение для Android, приложение для iOS

Как: покупателю – регистрируете профиль, ищите вожделенное по категориям, брендам, используя фильтры поиска. Списываетесь с продавцом, бронируете или сразу покупаете вещь. Оплата и доставка (личная встреча, наложенный платёж, полная предоплата и т.д.- по договорённости);

продавцу – регистрируете профиль, делаете фото своих вещей, загружаете их, указывая всю необходимую базовую и дополнительную информацию о них. По желанию можете использовать платные опции продвижения, подробнее здесь. С 3.09.2019 каждый продавец должен оплатить комиссию за использование площадки – в размере 7% за проданную вещь. Подробнее здесь.

ХОРОШИЕ САПОГИ НАДО БРАТЬ

Хорошие сапоги – своеобразный знак качества. Здесь нет потрёпанных жизнью вещей, реплик и вселяющих ужас оптовиков. Благодаря такому формату группа сумела привлечь приличную во всех смыслах этого слова аудиторию, что способствует быстрому, комфортному и культурному процессу покупки/продажи.

Нововведения и правила порой принимались со скрежетом, но администрация группы держала марку. Правила чётко изложены в закреплённой публикации, и несогласные с ними вольны в один клик покинуть сообщество. В Хорошие сапоги царит равноправие, и товары категории «тяжёлый люкс» не довлеют над остальными вещами своей статусностью.

Со временем группа с «крылатым» названием стала строже – меньше обсуждений и общения и больше маркетплейса – но не утратила свою топовою позицию и остаётся стабильно-популярной площадкой для продажи б/у и новой одежды, аксессуаров и парфюмерии. О создании успешного проекта, работе с аудиторией и преодолении трудностей рассказывает Дмитрий Гибшман, стилист и owner Хорошие сапоги.

Дмитрий Гибшман, owner Хорошие сапоги!

Несколько лет назад вы создали группу, которая без преувеличений, стала одной из самых популярных площадок для продажи одежды в Украине. Как вы развивали проект?

Группу я создал 4 года назад. Мне интересен бизнес, в котором изначально никто не видит выгоды. И я был первым, кто придумал монетизацию такого бизнеса. После чего многие подобные группы подхватили эту идею. У нас в стране любят косплеить проекты без зазрения совести. В меня летели камни, я получал нелепые обвинения в свой адрес. А потом «судьи» просто заимствовали концепцию. Нормально ли это? Не думаю.

Развивал группу в одиночку, с нуля, не потратив ни копейки. Я писал посты, которые одновременно обижали одних и привлекали других людей, например, мои публикации про нелепость меховых жилетов:) В день добавлялось до 1000 человек. Хочу заметить, что есть группы и с большим количеством пользователей, но там нет обсуждений, нет атмосферы, нет жизни, зато много неактивных аккаунтов. У меня же всё честно. На самом деле социальная сеть даёт аналогичную возможность каждому. Нужно думать и стараться. Когда люди слышат о доходах Хорошие сапоги, у них часто округляются глаза. Но я не считаю, что 140 тысяч гривен – это что-то небывалое. Было бы круто, если бы Сапоги приносили 1 млн гривен ежемесячно. Но и 140 тоже неплохо:) Кроме шуток, считаю, что моя группа может спокойно приносить полмиллиона гривен в месяц, исходя из количества людей и их активности. Но, наверное, мне в помощь нужен какой-нибудь менеджер. Возможно, с начала осени внесу некоторые реформы. Я не против сделать проект ещё лучше, привлечь рекламодателей и инвестиции. Особенно мне интересна реклама крупных компаний. Например, когда УкрСиббанк сделал у нас рекламу карточки, ориентированной на девушек, было очень интересно. Я сделал 10 постов, и это нравилось людям, повышало имидж группы. Comfy, у которых всегда интересная реклама и сильная e-commerce, только выиграли, дав рекламу у нас, в Facebook. Я настроен, чтобы группа приносила больше дохода. Если вы сидите дома и не знаете, что делать – подумайте об онлайн-бизнесе. Никто не застрахован от успеха.

Я долгие годы вкладывался на полную, чтобы в результате стать успешным. У меня был бизнес, который обанкротился. Мне знакома тревога и депрессия, но я хотел измениться, стать плодотворнее, сильнее и продуктивнее. И шёл к этому.

Когда вы «монетизировали» группу, столкнулись с непониманием некоторых пользователей. 10% за услуги группы стали камнем преткновения. Как вы справились с ситуацией? И как дела обстоят теперь?

Многие не понимали/-ют главного: такого рода проект не может быть бесплатным по своей сути. За услуги нужно платить. Ведь существует закон кармы.

Резонанс в том, что я придумал сообщество, где люди не имеют права быть нечестными. Мой бизнес, сам по себе, абсолютно прозрачный. Люди знают, что должны оплатить определённый % за услугу. Нет никаких сложностей. Пользователь сам создаёт и регулирует шкалу своей честности. Если мне не заплатят, вроде бы, ничего плохого не произойдёт. Я не приду к пользователю домой, не буду устраивать судебных разбирательств. Но в структуре честного бизнеса всё способствует тому, чтобы ты вёл себя честно. И важно показывать это на своём примере. Монетизировав группу, сразу же начал платить налоги по этой комерческой деятельности. Всякая оплата, которая приходит ко мне на карту от пользователя, облагается налогом. У меня есть ФОП.

Признаюсь честно, в последнее время я уделяю группе меньше внимания. Устал от неё, от людей. Я надеялся, что Хорошие сапоги станут крупным сообществом. Так и вышло, но не всё и всегда было гладко. После закрытия Вконтакте, в группе появился не самый приятный контингент пользователей, которые порой оставляли хамские комментарии и вносили смуту в наш коллектив. От этого некоторым другим пользователям становилось некомфортно. Сейчас всё более и менее улеглось.

Хорошие Сапоги известны тем, что здесь можно купить/продать как оригинальный Hermes, так и Zara. Разнообразие – залог успеха?

До сих пор у нас можно купить и Chanel, и Yohji Yamamoto, и Maison Margiela. Хотя таких вещей, конечно, меньше, чем Zara. Я ничего не имею против масс-маркета, но хотелось бы видеть лучшие артефакты фешн-индустрии не изредка, а на постоянной основе. Надеюсь, что в группу придут новые люди, которые будут понимать все преимущества продаж/покупок на платформе Facebook: здесь не комиссионка из Instagram, а площадка, на которой вы имеете доступ к профилю человека, и понимаете с кем заключаете сделку, можете высказать своё «фе», если что-то пошло не так.

Любой проект имеет свой жизненный цикл. Если у вас планы по развитию или модернизации группы на ближайшее время?

Мне бы очень хотелось, чтобы группа развивалась. Но это невозможно без пользователей внутри неё. Необходимо, чтобы пользователи, взаимодействовали, комментировали и проявляли интерес. По группе можно отслеживать, что происходит в обществе в данный момент. Когда в стране какая-то напряжённая ситуация, люди проявляют меньшую активность. Группа – живой организм, и хотелось бы, чтобы он был здоров во всех смыслах этого слова.

На примере моей группы я также понимаю, что представляет собой наше общество. Когда я выкладывал фото со своими луками, кто-то делал комплименты, кто-то обзывался и писал гадости, затрагивая мою национальность, интересуясь моей ориентацией. Мне бы хотелось, чтобы общество было добрее и адекватнее. Чтобы в группе не выплёскивали негатив. Хотелось бы, чтобы люди больше и легче общались, покупали и продавали в интернете. Ведь онлайн – база нашего сегодняшнего существования.

Как бы то ни было, мой проект можно смело назвать успешным. В активные месяцы группа приносит до 120 тысяч гривен, что очень даже неплохо для пассивного дохода. Конечно, летом она приносит намного меньше, но это нормально. Хочу заметить, что моя группа – первое место, где давали рекламу УкрСиббанк и Comfy. Это важно. Ведь обычно все относятся к таким группам как к барахолкам – не люблю это слово – что сразу же удешевляет контент. Я не мог и не могу создать барахолку, я создал сообщество высокого уровня. И меня обижало, когда мне писали: «вы – всего лишь хозяин барахолки». Моя группа сделала много хорошего: мы оказывали финансовую помощь онкобольным, детям, и делали много других хороших вещей.

Мне нравиться, что я – новатор идеи монетизации группы, а также первопроходец в создании культурного и приятного сообщества. Это держало и держит меня в группе. Всегда рад видеть позитивные отклики о своей группе. Очень часто люди, которые присылают мне скрины об оплате, пишут много приятных слов. Эта атмосфера доверия, имидж группы. Безумно радуют, когда отмечают, что в группе «другой уровень пользователей» – со вкусом и мозгом. И парней. Их правда примерно 5%.

Вы не раз говорили о том, что ходите в местные сэконд-хенды. Как думаете: прижилась ли эта культура в Украине, или секонды так и остались табу для большинства украинцев?

Мне нравится время от времени покупать шорты и джинсы на сэконд-хендах. Рубашки с интересными принтами, одежда оверсайз, модный нынче винтажный деним – всё можно купить на сэконде. Мои ассистенты часто покупают там отличные вещи. Я никогда не любил людей, которые не отличаются друг от друга, даже если они одеты в дорогие брендовые вещи. Это неинтересно. И на своём примере хочу показать, что, если вы купили брюки за 30 гривен – вы большой молодец.

Я люблю сочетать джинсы с сэконда и дорогую обувь, в этом нет проблемы. Мир становится менее материальным, и это классно. Люди не хотят тратить много денег на одежду, они хотят платить за удовольствие и качество жизни. На сэкондах часто покупают люди с развитым чувством стиля. Те, кто умеют вписать вещь с сэконда в свой гардероб, большие молодцы. Хороший способ сэкономить. Хотя на себе экономить не стоит. Если вы что-то хотите, приобретите это. Важно иногда делать себе подарки. Возвращаясь к вопросу: покупая на сэконде – вы даёте вещам вторую жизнь, влияя на процесс разумного потребления, что немаловажно сегодня. В сэконде много плюсов. Всегда новые впечатления, хотя иногда бывает морально тяжело. Я лично люблю Лесной, но там порой странная атмосфера. Думаю, любовь к секонду ещё впереди. И со временем будет меньше «фыркающих» и недовольных.

Где: страница в Facebook

Как: покупателю – подать заявку на вступление в группу. Искать необходимое с помощью функции поиска или просто пролистывать ленту. Связавшись с продавцом, уточнить информацию о вещи и её покупки, после сделки отписаться администратору. Также возможна опция поста-поиска;

продавцу – подать заявку на вступление в группу. Создать пост с фото вашей вещи и информации о нём. Если нашёлся покупатель, и вещь была продана, оплатить 10%.

 

ШО-ТА У АШОТА

Шо-та у Ашота – необычное место. Тут не просто продают разонравившееся платье или сумку. Тут ведут диалог, дискутируют и анализируют. Если бы группу можно было описать двумя словами, лучше всего подошли бы «этично и эстетично». Пост с не отглаженным лонгсливом, небрежно брошенном на пол, не пройдёт модерацию.

Несмотря на информационно-просветительский фокус, в Шо-та у Ашота не приветствуются развёрнутые беседы под постами. Всё направлено на удобную сделку – качественные фото товара, необходимая информация о нём, возможность выяснить нюансы у продавца и в конце прикрепить скриншот о переведённых %.

Группа довольно известна, поэтому не стоит удивляться, встретив среди пользователей коллег и знакомых. Тем не менее, Шо-та у Ашота не подойдёт для всех. Как у любого сообщества, здесь есть правила и идеология, ознакомиться с которыми можно при «вступлении». Подобная выборочность пришлась по душе многим пользователям и сделала группу одной из самых успешных онлайн-площадок для продажи вещей. Юлия Шмакова, главный редактор сообщества, рассказывает о том, как воплотить в жизнь подобный проект, а также делиться советами по разумному потреблению.

 

Как возникло сообщество Шо-та у Ашота?

Юлия Шмакова, главный редактор Шо-та у Ашота

Проекту 8 лет. Из страницы, где люди пристраивают свои неудачные онлайн -покупки, мы превратились в маркетплейс, в сообщество осознанного потребления, где мы ратуем за вторую жизнь вещей. Снижение эко-следа, принцип no buy, reuse – мы об этом.

Рынок одежды и аксессуаров более чем перенасыщен. Как вы считаете, достигнет ли количество непроданных товаров критической массы в ближайшее время, и есть ли какой-то выход из этой ситуации?

Критическая масса уже достигнута. В этом можно убедиться, проехав 15 минут от центра Киева в Подгорцы, к пятому полигону ТБО, куда свозится половина мусора киевлян.
Там тот красный свитер, который вы купили на распродаже за 100 гривен, из крепкого полиэстера; он пролежит там 30 лет, прежде чем начнёт свой распад. Сам же его распад займёт тысячелетия.

Неразлагаемая одежда – это синтетический текстиль, в том числе полиэстер, спандекс, нейлон, лайкра и прочие. Грубо говоря, это всё пластик и нефть. Если вы решили что-то выбросить, подумайте, не пригодится ли это кому-то ещё. Если уж точно решили избавиться от вещи, рекомендуется сначала разрезать ткань на мелкие кусочки, чтобы она лучше и быстрее разлагалась.

Шерсть, бамбук, вискоза разлагаются 1-5 лет. Но лучше оставить в покое бедных овечек и мериносов: шерстяная индустрия крайне жестока, и не экологична.
Зимой и осенью носите органический хлопок в комбинации с долговечной и тёплой синтетикой или бамбуком, а шёлк замените вискозой – все эти материалы похожи по качествам и разлагаются также, зато никто не страдает.

Кожа разлагается 50 лет. Да, синтетическая будет жить ещё дольше, но животные – тоже часть экологии, и, если вы адекватный человек и понимаете, как делаются ваши вещи, то не станете спонсировать эту невообразимо жестокую индустрию. Тем более что на этапе производства кожа не выигрывает у синтетики.

В любом из случаев лучший вариант:

  • no buy;
  • выбирать обувь и одежду из вторых рук, в сообществах Шо-та у Ашота (dсё больше оборотов набирает формат «носи что есть», как вычурно прекрасны луки «слепила из того, что было»);
  • уменьшать свой экологический след: отдавать предпочтение экологичным альтернативам – из переработанного пластика или кукурузы и другой органики (крупные спортивные компании уже давно такое производят);
  • тщательно выбирать, качественное, вне времени, так называемый неволатильный гардероб.

Лично я придерживаюсь позиции «33». в гардеробе достаточно 33 вещей. Вам стало страшно?

Начинайте считать и представлять: три пары джинсов, три свитера, три футболки, три платья… и так далее. Звучит реальнее? То-то же.

Сверхпотребление и сверхпроизводство есть не только в одежде. Иррациональные растраты, иррациональные покупки одежды, еды, косметики – психологи сравнивают удовольствие от покупок с тем, что мы получаем от вкусной еды и близости с дорогим человеком.

Во время шоппинга человек теряет контроль над собой и, по подсчётам социологов, покупает от 30 до 80% ненужных ему вещей. Я избегаю торговых центров, они толкают в воронку потребления.

  • СПОСОБ 1: оставьте кредитку дома. Шоппинг отдельно, покупки отдельно.
  • СПОБОБ 2: тщательно подходите к покупке. После импульса «хочу красный свитер!» отойдите от кассы, поставьте дату в календаре, отсчитайте неделю. И займитесь делом: выберите ещё три красных свитера других брендов. Запомните их цены и преимущества.Чаще всего оказывается, что через неделю, когда сработает напоминалка, вы и не вспомните о «красном свитере».

Также стараюсь не попадать в супермаркеты еды, мерчендайзинг здесь работает великолепно: и вот вместо пачки заварного чая ты выходишь, увешанный покупками. Летом я туда и вовсе не захожу, предпочитаю рынки. Пусть благодарность пойдёт тем, кто вырастил этот продукт, тем самым поддерживаю малый, даже крошечный бизнес. К тому же походы в супермаркет – это всегда забытые в недрах холодильника и сгнившие к концу недели продукты, по подсчётам, средняя семья спускает в мусоропровод около €300 за год.

Кстати, в мире уже этим озаботились – есть сверхпроизводство, но там же есть и голод: не так давно французский парламент принял «закон Макрона», который обязывает любой продуктовый магазин во Франции, площадь которого превышает 400 квадратных метров, передавать все выведенные из продажи пищевые продукты в благотворительные организации и нуждающимся.

В вашей группе есть определённые ограничения и расширенные правила. Как это сказывается на охвате аудитории? Стало ли сообщество более нишевым?

Yes God Yes!

Мы мечтали быть нишевыми и у нас это получается. Селективность – гарантия того, что вы найдёте искомое. Определённые правила есть, но все они созидательного толка. Ограничения наложены на неэтичные товары: мы отказались от продаж косметики, которая тестируется на животных. Мы такие же потребители. Чтобы не стать в одиночный пикет, потребитель делает что? Он голосует рублем, гривной. Мы не продадим (и не купим, в первую очередь) то, что кому-то стоило глаз, рук, и части жизни. Меховые изделия – атавизм, жестокое убийство в век, когда нет нужды утепляться за счёт чьей-то шкуры, в мире полно невесомых практичных утеплителей.

  • Мы ввели платные консультации и перечисляем деньги прямиком на счёт приюта, который курируем, где находятся 34 животных-спинальника.
  • Мы придумали рубрики #шотаподарю, где реально дарим классные вещи друг другу.
  • Новая относительно #шоталюдям – это краудафандинг, здесь мы собираем вещи для малоимущих.
  • Помогаем фонду Starenki (фонд опекает пожилых людей, у которых нет родственников); усилиями участников группы купили пенсионерке Вере Григорьевне взамен сломавшегося новый холодильник: сначала мы кинули клич о старом работающем, но потом поразмыслили, и сбросились на новый.
  • По тегу #другавдом мы находим дома для брошенных животных.

Всё это – социальные функции коммьюнити. С нами сотрудничают авторы, крафтовые производители; для нас пишут шефы, химики, нам снимают фудстилисты. Это куда больше формата «купи-продай».

У Шо-та у Ашота есть несколько дочерних групп, в которых можно найти товары для детей, дома и продукты питания. Можно ли назвать их успешными? Планируется ли дальнейшее расширение «семьи»?

Вообще, групп пять:)

Я очень замкнутый человек, поэтому создала группу со своим альтер эго: «Шо-та у Аглаи», и захожу туда отдохнуть. Там никого нет.

А если глубже – таргетинг показал себя хорошо. Если ты пришёл в Шо-ту а Ашота, ты ищешь здесь отличную качественную одежду и аксессуары, но не ждёшь здесь встреч с детскими ползунками. Придя в Шо-та в дом, ты оправданно ожидаешь мебель и декор.

Сейчас мы отрабатываем платформу с категорически новым подходом, не P2P, как сейчас, а круче. Мы избавляем вас от всего. От вас требуется только передать нам одежду, а всё остальное (маркетплейс) – мы берём на себя.

Специалисты площадки сортируют вещи – лучшее отбирают для размещения, а то, что не подходит для продажи, отправляют назад или вторичную реализацию.

Отсортированные вещи фотографируют и размещают на Ашота и на канале в Telegram.

Прибыль с каждой продажи делится между площадкой (нами) и поставщиком в зависимости от стоимости вещи. Например, с продажи футболки за 200 грн поставщик получит не более 10% – остальное пойдёт на покрытие наших затрат. Но с продажи вечернего платья или брендовой сумочки, стоимость которых превышает $450, поставщику вернётся намного больше. И никаких забот, всё мы. Категории вещей – люкс, «тяжёлый люкс», как иронично сейчас его называют. Мы находимся в постоянном поиске формата, щупаем его и пробуем на себе.

Re-sale будет занимать львиную долю рынка. уже сейчас 42% потребителей модного продукта при покупке вещей категории premium и luxury, учитывают её перепродажную перспективу. Самые «устойчивые» стартапы делают базовые вещи или «классику вне времени».
Собрать свой разумный гардероб – это интересно.
Заботиться о судьбе планеты нужно:

  1. вместе
  2. нескучно

Где: страница в Facebook

Как: покупателю – подать заявку на вступление. Искать заведомое с помощью опции поиска или ждать свою мечту в ленте новостей.

продавцу – аналогично + оплатить услуги группы в размере 10% после сделки и прикрепить к посту принт-скрин перевода средств.

Фото: личные архивы спикеров

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:

Читайте также:

«Ви повинні враховувати дані»: як прогнозисти моди використовують штучний інтелект, щоб виявити тренди

Робособаки Boston Dynamics виступили на показі бренду Coperni

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

10 технологічних трендів українського рітейлу після війни