В Украине ввели электронные налоговые проверки

Бумажные документы уступают место электронному документообороту, причём это актуально как для частных компаний, так и государственных органов. Например, бухгалтеры уже давно имеют возможность сдавать отчёты о деятельности предприятия в электронном виде. А недавно налоговая администрация ввела заполнение деклараций о доходах через Интернет. Теперь же в «электронную область» мигрируют и проверки. Так, принятый Закон Украины №5503-VI от 20.12.2012 г (Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо перегляду ставок деяких податків і зборів) вводит в Украине новую форму проверок — электронную.

Для налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности, такие проверки станут доступны с 1 января 2014 года; субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 1 января 2015 года; остальных налогоплательщиков — с 1 января 2016 года.

В законе сказано, что «документальной невыездной внеплановой электронной проверкой (далее — электронная проверка) считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного плательщиком налогов с незначительной степенью риска». Заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки.

Для проведения электронной проверки налогоплательщик должен подать в орган государственной налоговой службы заявление в электронной форме, подписанное электронной подписью. Обязательное условие: все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, должны подаваться в электронной форме и хранятся на машинных носителях информации). Общий формат и порядок предоставления такой информации устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

По результатам электронной проверки составляется справка в двух экземплярах, которая вручается лично налогоплательщику или его законному представителю для ознакомления и подписания на протяжении 5-ти рабочих дней со дня вручения. Примечательно, что в случае несогласия налогоплательщика с выводами ЭП, он всё равно обязан её подписать. В то же время предусмотрено его право подать свои возражения вместе с подписанным экземпляром справки. Эти возражения рассматриваются органом ГНС на протяжении 5-ти рабочих дней со дня их получения, после чего отправляется ответ в порядке, определенном статьей 58 НК для отправки (вручения) налоговых сообщений-решений.

Стоит отметить, что бухгалтеры по разному оценивают полезность нового закона. Среди его преимуществ называют тот факт, что теперь им не придётся лично ходить на встречные проверки. Ведь «встречки» (как их называют на сленге) отнимают у бухгалтеров немало времени, и это притом, что проверяют даже не их, а чужое предприятие.

С другой стороны, если налогоплательщик с не согласен с выводами проверки, то на месте «договориться» всегда проще, чем заочно. Поэтому в первую очередь, новый тип проверки будет востребован малыми компаниями, которые ведут достаточно простую документацию, связанную с уплатой налогов и сборов. Что касается крупных предприятий, то для них ЭП будет актуален лишь после значительного упрощения налогового законодательства в стране.