Если Android – это украденная идея, значит и iPhone тоже

Согласно заявлению официального биографа директора Apple, Стив Джобс пришёл в ярость, когда в январе 2010 года он увидел телефоны HTC на базе Android. “Я хочу, чтобы Вы прекратили использовать наши идеи у себя в Android”, с такими словами Джобс обратился к Эрику Шмидту, а затем и к исполнительному директору Google. После этого Джобс поклялся, что будет «тратить каждый пенни из $40 млрд. бюджета на искоренение этого зла».

Джобс назвал Android “украденным продуктом”, но такое утверждение может быть весьма размытым, если речь идёт об инновационных технологиях. Ведь если на то пошло, то и IPhone тоже не был от начала до конца продуманными Джобсом.

Процесс развития в технологиях мультитач и смартфонов растянулся на несколько десятилетий. В 1980-х были созданы первые мультитач-устройства. И этот период объединил большое количество исследовательских и коммерческих фирм. Было бы невозможно создать iPhone без заимствования этих идей и наработок. А после выпуска Android, компания Apple включила некоторые Google-идеи в создание iOS.


(«Digital Desk» – движением руки уменьшаем размер картинки, 1991 год)

Текущие судебные тяжбы производителей смартфонов являются продолжением «интерфейсовых» баталий конца 1980-х за графический интерфейс пользователя “look and feel” (GUI). Apple тогда проиграла первое сражение, когда суды постановили, что ключевые элементы пользовательского интерфейса Macintosh не имеют права на защиту авторских прав. К сожалению, за последние 20 лет суды упростили процесс приобретения патентов на программное обеспечение. Поэтому Apple теперь располагает более мощным законным инструментом борьбы в отличие от своих конкурентов. Хотя существует реальная угроза того, что битва смартфонов закончиться подавлением конкуренции.

Мультитач в лаборатории

Высокотехнологичные инновации часто разрабатываются исследователями в лаборатории задолго до того, как они выводятся на коммерческий рынок. Создание мультитача не было исключением. По словам Билла Бакстона, мультитач-пионер теперь в Microsoft Research, это первый мультитач-экран, который был разработан в Бел Лебс (“Bell Labs”) в 1984 году. Бакстон сообщает, что экран, созданный Бобом Боуи, «использует прозрачную емкостную матрицу, состоящую из тактильных датчиков, покрывающих ЭЛТ(CRT)». Это позволяет пользователю «манипулировать графическими объектами с помощью пальцев и с отличным временем реагирования».

В последующие два десятилетия исследователи экспериментировали с различными методами изготовления мультитач-дисплеев. 1991 проект Xerox PARC под названием «Цифровой стол» (Digital Desk) использовал проектор и камеру, расположенные выше обычного стола для отслеживания прикосновений. Для мультитач стола под названием DiamondTouch также применялась технология оверхед-проектора, но его тактильный датчик справлялся с малым количеством тока через тело пользователя в приемник в пользовательском кресле. Исследователь в NYU Джефф Хан разработал экран с рирпроекцией, который достиг характеристик мультитач экрана с помощью технологии, называемой «нарушенное полное внутреннее отражение».

(Джефф Хан демонстрирует свой мультитач продукт в 2006 году)

Пока одни совершенствовали оборудование с мультитач технологией, другие улучшали программное обеспечение, которое функционировало бы на нем. Одной из наиболее важных областей исследований было разработка словаря движений, которые бы пользовались всеми аппаратными возможностями новинки. Проект «Цифровой стол»(Digital Desk) включал чертежное приложение, позволяющее изменять размер изображения с помощью сведения и разведения пальцев. А в 2003 году висследователи университета Торонто описали в статье плоские сенсорные системы, которые включали ещё и движение “легкого стука” для отправки объектов от одного пользователя к другому через стол.

К февралю 2006 года Хан собрал несколько этих идей для создания набора приложений для мультитач-устройств, которые он представил на известной конференции TED. Он акцентировал внимание на приложении для просмотра фото, в которых используется движения «сведения и разведения пальцев» для изменения размеров и вращения фотографии; оно включает экранную клавиатуру для маркировки фотографий. Также он продемонстрировал интерактивную карту, которая позволяет пользователю соединять, поворачивать изображения и менять их масштаб с помощью движений по перетаскиванию, сведению и разведению пальцев, аналогичных тем, что используются в современных смартфонах.

Коммерциализация мультитача

В 2004 году французская фирма Jazzmutant торжественно представила музыкальный проигрыватель Lemur, который многие считают самым первым коммерческим продуктом с технологией мультитач. Lemur может быть сконфигурированным для отображения самых разнообразных кнопок, слайдеров и других элементов пользовательского интерфейса. Когда с ними производились определенные операции, устройство воспроизводило музыку в похожем на MIDI-формат Open Sound Control. Этот продукт был представлен в 2005 году и стоил тогда более $2000.

(Jazzmutant Lemur, 2005 год)

В конечном итоге цены на Lemur были снижены из-за распространения недорогих планшетных компьютеров, типа iPad. Но Jazzmutant теперь лицензирует свою мультитач-технологию под именем Stantum, что обошлось ей в $13 миллионов в 2009 году.

Джефф Хан также начал получать прибыль из своего исследования и основал в 2006 году Perceptive Pixel, компанию, которая сосредоточилась на создании больших, высококачественных мультитач-дисплеев. Среди её клиентов есть такие компании как CNN. В 2006 году DiamondTouch стал коммерческим продуктом.

В Microsoft утверждают, что у них исследователи работали над мультитач технологиями с 2001 года. Сотрудник в Майкрософт Энди Вильсон объявил о Touchlight (мультитач-технологии с использованием камер и рирпроектора) в 2004 году. У Touchlight интерфейс напоминает Minority Report — трехмерный объект отображается на экране, и пользователь может вращать и задавать его масштаб с помощью соответствующих движений пальцев.

Уилсон также был ключевой фигурой в развивающейся компании Microsoft Surface, специализирующейся на настольных сенсорных системах, которые использовали аналогичное сочетания рирпроекторного дисплея и камер. Согласно заявлениям представителей Microsoft сама конструкция устройства была завершена в 2005 году, и была представлена как коммерческий продукт в середине 2007 года, через пару месяцами после выхода iPhone. Поверхность также использует движения перетаскивания, разведения и сведения пальцев для манипулирования фотографиями и другими объектами на экране.

Другой ключевой фигурой в начале разработки и коммерциализации технологий мультитач был Уэйн Уэстерман, исследователь в компьютерной сфере, чья докторская диссертация даёт описание сложных мультитач устройств для ввода данных. В отличие от других вышеупомянутых технологий устройства Уестермана не имели мультитач-дисплеев; они были исключительно устройствами для ввода данных. Как и Джон Элиас, Уэстерман основал свою компанию FingerWorks по изготовлению ряда мультитач-клавиатур, которые были представлены на рынке как способ предотвращения “туннельного синдрома”. В 2005 году Fingerworks приобрела компания Apple, и Уэстерман с Элиасом стали сотрудниками Apple. Их влияние было заметным не только в сфере мультитач-технологий iPhone и iPad, но и в все более сложных мультитач-возможностях сенсорных панелей в Mac.

Телефоны с сенсорным экраном Simon от компании IBM был представлен публике в 1993 году, и традиционно считается первым сенсорным экраном на телефонах. Это был черно-белый экран с не всеми возможностями технологии мультитач, но у него было много качеств, которые мы связываем с смартфонами сегодня.

(IBM Simon, 1993 г.)

Пользователи набирали текст с помощью экранной клавиатуры, и Simon также включал календарь, адресную книгу, будильник и функцию электронной почты. Приложение электронной почты даже включало функцию нажатия на номер телефона, чтобы получить возможность набрать его. Simon от компании IBM, введенный в 1993 TekGadg Simon не стали очень популярными, но сенсорные телефоны продолжали совершенствоваться. В начале 2000-х годов они приобрели цветной экран, более сложные приложения и встроенную камеру. Они оставались все еще сингл-тач устройствами, и для многих требовался стилус для точного ввода информации пользователем. Клавиатуры на устройстве были стандартными. В этих телефонах работают операционные системы от Майкрософт, Palm, Research in Motion и др. Апрель 2005 года ознаменовался выпуском Neonode N1m. При этом устройствам iPhone не доставало утонченности, у них было мало примечательных особенностей. Это был один из немногих телефонов своего поколения, не имеющий аппаратную клавиатуру, полагаясь почти полностью на кнопки с программным обеспечением для ввода данных. Они поддерживают скользящие движения пальцами в дополнение к отдельному отводу. И тут используется движение «скольжения для разблокирования», почти идентичное тому движению, которое прославили устройства iPhone.

Более сложные интерфейсы для устройств с сенсорным экраном начали появляться в 2006 году. В октябре Synaptics обнародовал Onyx – испытательный цветной сенсорный экран телефона, который включает в себя ряд дополнительных возможностей. Хотя, возможно, это не было по-настоящему мультитач-устройство, тем не менее его сенсорный датчик включал умение различать касания пальцев пользователя, касание щеки (позволяя отвечать по телефону, не беспокоясь о случайных нажатиях) и отслеживать движения пальца на экране. А среди приложений в телефоне Onyx есть функция удобной конференции, а также музыкальный проигрыватель, интерактивную карту и календарь.


(LG Prada, март 2007 года)

В декабре того же года LG представила новую модель LG Prada — победив iPhone на рынке за несколько месяцев. Эти два устройства объединяло несколько общих характеристик. Prada была выпущена с традиционной клавиатурой, в которой в большинстве случаев использовались программные кнопки для ввода информации. В устройстве также имелась функция музыкального проигрывателя, входа в Интернет, просмотра фотографий и проверки электронной почты. IPhone же был представлен в январе 2007 года. И компания LG обвинила Apple в копировании своего дизайна, заявив, что тот был разработан в сентябре 2006 года на конкурс IF Design Award (который он и выиграл). Однако это обвинение звучало не очень убедительно. Хотя между телефонами и имеется неоспоримое сходство, iPhone представил более сложный пользовательский интерфейс. Например, в устройствах iPhone использовалось движение стука и прокрутки (flick-to-scroll), такое же как и на смартфонах; LG Prada использовал сбоку полосу прокрутки как на рабочем столе. Два телефона, вероятно, были разработаны независимо друг от друга.

И всё же, Android – это украденная идея?

Почти наверняка ответом будет «Да». IPhone стал предметом обсуждений в Силиконовой долине в 2007 и 2008 годах. И практически невозможно представить, что команда разработчиков Android не знали о его возможностях и не поддалась их влиянию. Но если даже Google и провинился в заимствовании идей Apple, но тогда и сама компания Apple виновата тоже. Многие исследователи и компании изобрели технологии, которые предшествовали iPhone, но именно компания Стива Джобса объединила ряд нововведений, разработанных по отдельности, в единое целое — сенсорные телефоны, ёмкостные сенсорные панели, сложные пользовательские мультитач-интерфейсы — и объединил их в такой продукт, который оказался более интересным, чем просто набор вышеперечисленных характеристик.

И хотя Android содержит ряд функций iPhone, инженеры компании Google всё же добавили и свои изменения, где, как им казалось, компания Apple не всё продумала до конца. К примеру, в ранних системах оповещения в iPhone каждое новое SMS-сообщение появлялось в виде режимного диалогового окна в центре экрана, кроме того система не предоставляла возможности увидеть сразу несколько сообщений. Google сделал схему уведомлений более гибкой. Вместо того чтобы выдавать оповещения в форме диалоговых окон, требующих немедленной реакции со стороны пользователя, Android отображает сокращенные уведомления в верхней части экрана, где добавляется значок для оповещения о существующих уведомлениях. Когда пользователь был готов ответить, он просто передвигал вниз панель уведомлений, чтобы увидеть список всех ожидающих уведомлений.

Когда Apple обновила свой Центр уведомлений в iOS 5, то он был удивительно похож на схему центра уведомлений в в Android. Однако обновление содержало собственные нововведения, такие как возможность добавлять виджеты с информацией о погоде, цены на акции и другие часто обновляемые сообщения. Но главное изменение – уведомления про новое SMS отображалось в верхней части экрана, и открывалось с помощью “стягивающего” движения вниз — эта идея практически идентична изобретенному подходу в Google.

Изобретая в темноте

Посягал ли Google на патент компании Apple, его авторские права или другие владения с точки зрения закона? Оказывается, что компании Google не грозят обвинения по нарушению авторского права. Android создан на основе Linux и использует виртуальную машину, подобную Java; iOS основан на основе Darwin и использует производные рамки от NeXT Objective C. Мы не знаем о каких-либо утверждениях, что Android был разработан на базе копий кода iOS. Но вопрос, посягал ли Google на патенты Apple, оказался сложнее чем ожидалось.

Патентное право обычно выдается фирмам в течении года со дня публичной презентации изобретения. Apple обнародовал iPhone в январе 2007 года, поэтому срок подачи заявление на патент на изобретение iPhone истёк бы в январе 2008 года. После подачи заявление есть ещё 18-месячная задержка до того, как приложения предаются гласности. Так что, если бы компания Apple подала заявку на патент iPhone в последний день до истечения срока, Google не узнал о его существовании до июля 2009 года — а это почти год после того, как первый телефон Android стал хитом на рынке. И даже после того, как патентные заявки предаются гласности, несколько лет может пройти, пока патентное ведомство примет по ним решение.

Нет также уверенности в том, что именно защищает выданный патент и поможет ли он отстоять право в суде. Короче говоря, команда разработчиков Android Эрика Шмидта не имела бы ни малейшего представления в 2008 году о том, какие идеи в юридическом понимании были идеями Apple. Единственный безопасный способ избежать нарушения авторских прав компании Apple было бы вообще избежать мультитач телефонов OS.

Вы можете по-разному относиться к происходящему, но в целом конечный пользователь только выигрывает от такого процесса заимствования идей на рынке смартфонов. Ведь таким образом происходит своеобразный “естественный отбор” и лучшие из них остаются и совершенствуются, делая процесс использования смартфонов максимально комфортным.

перевод статьи издания Arstechnica.

Читайте также:

Що таке Apple Vision Pro – кому потрібний цей гаджет і чи варто його купувати

7 техногігантів із США зрівнялися з 5 країнами за часткою в індексі ACWI

Apple назвала номінантів на звання найкращих додатків App Store Awards 2023

Прем’єра iPhone 15 та інших новинок Apple. Усі подробиці з презентації