Киберсквоттеру в помощь. Чем грозит кириллица в доменных именах

Кириллица в адресах сайтов мало кому пригодится, но её появление стало поводом для наведения порядка на рынке регистрации интернет-имён

Украинские компании начали использовать кириллицу для своих доменных имён. Обзавестись нелатинским адресом в интернете можно с 19 октября в доменных зонах .com.ua и .kiev.ua. Теперь не проблема зарегистрировать не только yourcompanyname.com.ua, но и названиевашейкомпании.com.ua.

Хотя первым действующим гибридным доменом стал хостинг .dp.ua, зарегистрированный ещё 2 января, – администратор днепропетровских региональных доменов .dp.ua и .dnepropetrovsk.ua Владимир Киян первым дал возможность использовать кириллицу в интернет-именах. Это был своего рода эксперимент, необходимый для проверки востребованности нововведения. По словам Кияна, всего за десять месяцев зарегистрировано около трёх сотен таких адресов.

Опасная фонетика

Их не догонят. Александр Ольшанский, президент холдинга Internet Invest, считает, что гибридные интернет-адреса будут на руку охотникам за привлекательными интернет-адресами
Киян скептически относится к перспективам гибридов: проблемы есть и чисто технические (например, не все почтовые клиенты смогут работать с такими доменами), но главное, что при наборе двуязычных адресов придётся переключать алфавитные раскладки, что неудобно. Не говоря уже о том, что иностранцам такие домены непонятны, а кириллической клавиатуры у них и вовсе нет.

По словам Татьяны Долинской, директора компании «Хостмастер» (технического администратора зоны .ua), нововведение позволит определить, насколько подобные домены востребованы в Украине. «И даже если их популярность будет невысокой, всё равно их нужно вводить хотя бы для того, чтобы у украинцев была возможность ими воспользоваться», – говорит она. Руководитель регистратора доменных имён Nic.ua Андрей Хветкевич считает, что кириллица может стать дополнительным маркетинговым инструментом для веб-проектов, особенно для тех, чья аудитория плохо владеет английским.

Процедура введения полукириллических доменов вызвала горячие споры. Ведь в руках спекулянтов имена-гибриды угрожают уже существующим официальным сайтам компаний. Тем, чей бренд представляет интерес для мошенников, придётся обзаводиться гибридными интернет-адресами, чтобы уберечься от спекулянтов‑киберсквоттеров, говорит Александр Ольшанский, президент компании «Интернет-Инвест» (регистратор доменных имён Imena.ua). «Полукириллические домены – угроза примерно для 15% владельцев сайтов коммерческой направленности. Поскольку их названия фонетически неразличимы с латинскими, при активном использовании аудиальной рекламы они могут отнять у оригинальных доменов до 10% интернет-трафика, и потери в продажах составят 10% Полукириллические домены – угроза примерно для 15% владельцев сайтов коммерческой направленности. Их названия фонетически неразличимы с латинскими, при активном использовании аудиальной рекламы они могут отнять у оригинальных доменов до 10% трафика, потери в продажах составят 10% . А такие убытки сейчас никто не может себе позволить», – объясняет он.

Специально для того, чтобы уберечь рынок от киберсквоттеров, ввод кириллицы предполагает этап приоритетной регистрации, который длится до 17 ноября. В этот период доменные имена могут получить владельцы кириллических торговых марок. После этого ещё один месяц новые адреса могут регистрировать все желающие, но на срок 10 лет – это ограничение отсечёт какое‑то количество киберсквоттеров, сделав для них невыгодным захват доменов с целью перепродажи.

Всё же, по мнению Ольшанского, многие владельцы существующих доменов по разным причинам не успеют зарегистрировать кириллические аналоги, а десятилетний порог недостаточно высок для защиты от мошенников. «864 гривны – это пустяк по сравнению с тем, сколько можно заработать на регистрации кириллического домена, отняв у его прототипа, зарегистрированного на латинице, 10% его трафика», – говорит он.

Не причина, но повод

Участники рынка сходятся в одном: появление кириллических доменов стало толчком к реформам внутри самого рынка регистрации доменов. «Хостмастер», до этого игнорировавший призывы сделать управление в этой сфере более прозрачным и регламентированным, пошёл навстречу регистраторам и пригласил их к выработке правил и процедур работы отрасли. Ранее администратор формировал и изменял правила самостоятельно – в результате у регистраторов накопилось недовольство действующими порядками в украинской доменной зоне. Совместная работа над нюансами запуска гибридных имён помогла немного снять накопившееся напряжение.

В частности, регистраторы получили право самостоятельно проверять документы, касающиеся торговых марок, – до недавних пор этим занимался сам «Хостмастер». Вместе с тем игроки рынка получили и больше ответственности. Так, если ранее при нарушениях или недобросовестных действиях они практически ничего не теряли, то теперь им придётся платить. Штрафная техническая экспертиза обойдётся нарушителю в 10 тыс. грн. Не для каждого эта сумма безболезненна, учитывая, что подавляющее большинство компаний в год регистрирует менее сотни доменов.

Ужесточение условий ведения бизнеса приведёт к тому, что рынок станет более консолидированным. «Введённые правила станут значительным препятствием для недобросовестных регистраторов, зато они помогут рынку развиваться», – считает Хветкевич.

В Украине существует 185 регистраторов доменных имён. И ранее пополнить их ряды мог практически каждый. Для этого достаточно было потратить всего около $5 тыс. на оборудование. Хотя для серьёзных заработков на регистрациях необходимо вкладывать гораздо больше – в программное обеспечение, персонал, маркетинговую раскрутку.

Поэтому серьёзных игроков на рынке несколько десятков, которым и принадлежит около 80% всех регистраций в зоне .ua. При этом двадцатый в рейтинге регистраторов занимает менее одного процента. Это объясняется тем, что для большинства компаний регистрация доменов является не основным, а побочным бизнесом.

Порядочная усталость

Необходимость подключить регистраторов к выработке правил работы на рынке назрела давно. По мнению собеседников Фокуса, «Хостмастер» не вполне справлялся с единоличным управлением зоной .ua, многие процедуры и внештатные ситуации остались не прописанными, что привело к большому количеству неразрешённых коллизий.

По словам Ольшанского, в украинских судах непрерывно идут десятки «доменных» процессов, и первопричину стоит искать в недостаточно отработанных правилах зоны .ua. Самый громкий пример – дело корпорации Google, которая уже около двух лет безуспешно борется за домен google.ua с компанией «Гоу огле» Самый громкий пример – дело корпорации Google, которая уже около двух лет безуспешно борется за домен google.ua с компанией «Гоу огле» .

Вторая сторона проблемы – сложность и дороговизна регистрации торговой марки. Многие предприятия малого бизнеса не могут себе позволить потратить несколько месяцев и до 10 тыс. грн. на официальную регистрацию своего бренда. Иногда им проще обзавестись сайтом на домене .com или .net.

Всё это ухудшает привлекательность украинских доменов и грозит если не коллапсом рынка, то хотя бы тем, что клиенты предпочтут обзаводиться интернет-именами в других зонах.

Правила, выработанные совместными усилиями, пока касаются тех регистраторов, которые выразили желание заниматься гибридными доменами. Но со временем они распространятся на деятельность остальных. А взаимодействие администратора .ua с бизнесменами даёт последним надежду, что постепенно решатся и другие задачи украинской доменной зоны.

В «Хостмастере» с нареканиями не соглашаются и указывают на свои достижения. Например, домен .ua ни разу не прекращал свою работу, и в его истории не случилось ни одного инцидента, связанного с нарушением компьютерной безопасности или повреждением данных.
«Будучи бизнесменами, регистраторы смотрят на развитие домена с точки зрения заработков. Но здесь никогда никому полностью нельзя угодить, – говорит Татьяна Долинская. – Всё же мы рассчитываем, что с помощью диалога сможем выработать наиболее оптимальные механизмы принятия решений, которые максимально учитывают интересы всех сторон».

Национализация доменов

Попытки внедрить нелатинские интернет-имена предпринимались ещё в середине 1990-х годов. Но решение вводить домены на местных языках международный регулятор доменных имён ICANN принял только в 2001-м. По мнению организации, это облегчит пользование сетью многим людям, не знающим английского языка. Интернет-адреса с использованием местных алфавитов есть в разных зонах – литовской (.lt), корейской (.kr,) польской (.pl), шведской (.se.).

Дальше всех пошли Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Россия. Они добились возможности иметь не просто гибридные адреса (когда часть его всё же остаётся на латинице), а полностью адаптированные под местную раскладку домены. Регистрация имён в домене .РФ началась в мае этого года. Всего в ICANN поступило 33 запроса на получение национальных доменов, и 18 из них международный регулятор одобрил. Одним из последних стал вариант доменной зоны .iran на фарси. Украина не является исключением. Полностью нелатинский домен .укр пытается получить компания УСИЦ, которая год назад подала соответствующую заявку в ICANN.

Виталий Жданов, Фокус

Focus.UA, Ноябрь, 2010