Ростелеком и Комстар заключили пиринговое соглашение об обмене интернет-трафиком

Рост интернет-трафика вынуждает конкурентов к сотрудничеству. Так ОАО “Ростелеком” и ОАО “Комстар” на днях заключили пиринговое соглашение об обмене интернет-трафиком, что в итоге позволит избежать необходимости пересылки трафика между абонентами в соседних зданиях через Москву, а иногда и через Европу, улучшить качество доступа к контент-ресурсам и сэкономить на сетевых капитальных расходах (CAPEX).

Инициатором выступила компания “Ростелеком”, который стремится стать поставщиком Интернета №1. “Наша задача – предложить конечным пользователям лучший по качеству Интернет, – говорит коммерческий директор ОАО “Ростелеком” Павел Зайцев. – Для этого компании нужна новая система отношений, во-первых, с крупнейшими интернет-провайдерами, а во-вторых, с владельцами самых посещаемых российских интернет-ресурсов”.

Пойти на перестройку взаимодействия конкурентов подтолкнула также небывалая загрузка магистральных сетей операторов и некоторых сетей доступа в крупнейших городах. “За последний месяц трафик по сети “Ростелекома” увеличился в среднем на 150 Гбит/с, на определенных участках сети “Комстара” – на 100 Гбит/с, – говорит начальник отдела взаимодействия с интернет-провайдерами департамента продаж операторам “Ростелекома” Алексей Рогдев. – И продолжает расти. Поэтому “Ростелекому”, как и “Комстару”, важно, чтобы трафик распределялся оптимальным образом”. Рогдев объясняет это простым примером. Сейчас при обмене данными между абонентами “Уралсвязьинформа” и “Комстара”, находящимися в соседних зданиях, файлы могут проходить тысячи километров до Москвы и обратно, а иногда идут и через Европу, создавая лишнюю нагрузку на магистральные сети. Значительно сократить этот путь операторы могут, состыковав сети не только в Москве, но и в регионах.

“Между клиентами “Ростелекома” и “Комстара” проходит много интернет-трафика. Сокращение длины маршрутов прохождения этого трафика позитивно скажется на качестве оказываемых клиентам обеих компаний услуг, – отмечает директор по развитию сервисных платформ и сетей “Комстара” Виктор Белов. – Пиринг – обмен трафиком между интернет-сетями – это обоюдовыгодное взаимодействие, и операторы идут друг другу навстречу”.

Именно поэтому, по словам менеджеров “Ростелекома”, их задача – осуществить прямые стыки с такими операторами, как “Комстар-ОТС”, “ВымпелКом”, и рядом других. “Приближать любой обмен трафиком к клиенту, создавать контент шаговой доступности – благо для любого провайдера. “Ростелеком” открыт крупным игрокам рынка, готов к новым пиринговым соглашениям, созданию новых сетевых стыков в центре и, главное, в регионах”, – уверяет Павел Зайцев.

“Часть трафика будет проходить более коротким маршрутом, внутри России, минуя зарубежную часть сети “Комстар”, – поясняет Виктор Белов. – На конкретных числовых показателях значительно это никак не скажется, однако в целом позитивно повлияет на связность сети Интернет внутри России”.

Причем, по словам Павла Зайцева, локализация трафика в регионах путем организации стыков – лишь первый инструмент оптимизации капитальных затрат на развитие сети. “Ростелеком” разрабатывает планы строительства CDN (content delivery network) – распределенной сети унифицированных контент-ресурсов, которые можно продавать как услугу по всей стране.

Алексей Рогдев поясняет: “Например, один из популярных российских видеопорталов расположен на нескольких мощных хостинговых площадках в столице, но и они уже не справляются с валом обращений пользователей из регионов. Иначе говоря, ресурс не отдает пользователям весь запрашиваемый ими трафик. После создания CDN контент может быть распределен по сети дата-центров “Ростелекома” в соответствии с популярностью и географической привязкой запросов к нему из регионов России. Таким образом, использование возможностей CDN-сети упростит и работу контент-провайдеров, создаст возможности для взаимовыгодного сотрудничества с “Ростелекомом”.

Кроме того, создание CDN тесно связано со стартовавшим недавно проектом строительства единого распределенного дата-центра “Ростелекома”, одной из задач которого будет обеспечение потребностей проекта по созданию электронного правительства.

Менеджеры “Ростелекома” полагают, что ситуация фактически бесплатного использования контент-провайдерами дорогостоящей инфраструктуры интернет-операторов подходит к концу. “Операторы не смогут вечно тащить практически бесплатный трафик тысяч контент-провайдеров от Москвы до Владивостока. Но мы готовы договариваться. Мы дадим производителю контента более легкий и быстрый доступ к аудитории. Контент-провайдерам следует объединять усилия с интернет-провайдерами и вместе двигаться к потребителю”, – добавляет Алексей Рогдев.

Помимо CDN “Ростелеком” планирует внедрение на своей сети системы DPI (deep packet implementation), которая позволяет различать и отдельно учитывать трафик каждого абонента и даже конкретного клиентского приложения. Так, в будущем оператор планирует получить рыночные рычаги регулирования активности пользователей различных типов интернет-приложений, от корпоративной почты до торрент-сетей и Skype. Система позволит разделять и специфицировать различные группы пользователей и обеспечивать их необходимыми интернет-услугами, начиная от сервиса типа “Защищенный детский Интернет” и заканчивая бизнес-услугами для сегмента SOHO.

“Когда на “последней миле” абонентов становится слишком много, а их аппетиты – безграничными, многие готовы платить за гарантированное место и гарантированное качество своего трафика. С внедрением DPI в сети “Ростелекома” фактически становится возможен персональный Интернет”, – убежден Павел Зайцев.

Уже началось тестирование новых стыков между сетями по всей России.

Кроме того, Ростелеком строит единый распределенный дата-центр, одной из задач которого будет обеспечение потребностей проекта по созданию электронного правительства.
* разрабатывает планы строительства распределенной сети унифицированных контент-ресурсов (CDN – content delivery network), в которой контент распределяется по сети дата-центров в соответствии с популярностью и географической привязкой запросов
* планирует внедрение на своей сети системы DPI (deep packet implementation) учета трафика абонентов и различных типов интернет-приложений, которая позволит сегментировать пользователей и обеспечить их интернет-услугами персонального Интернета.