Через 5 лет в Украине будет не менее 5 интернет-компаний мирового уровня

Есть два вида бизнеса, связанных с интернетом. Первый – бизнес внутри интернета, к которому относятся всевозможные стартапы. Второй – использование возможностей интернета для традиционного оффлайнового бизнеса. И эти два совершенно разных направления сейчас очень динамично развиваются.

Например, по регистрации участников на наш Форум Интернет Деятелей (iForum) мы видим наплыв традиционных бизнесменов, которые хотят познакомиться с интернет-средой. Они вдруг осознали, что интернет – хороший инструмент для продвижения их товаров и услуг. Еще два года назад обычный бизнес не обращал на интернет никакого внимания, а теперь они увидели в нем некую панацею. Это, конечно, похоже на переход из одной крайности в другую, но, тем не менее, интернет в ближайшем будущем займет значительное место в продвижении товаров и услуг. Чем дальше, тем больше людей перед совершением покупки или потреблением какой-то услуги будут так или иначе обращаться к интернету: то ли к отзывам и друзьям, то ли к социальным сетям, то ли непосредственно на сайты компаний. По значимости этот канал коммуникаций с потребителями займет от 30 до 50% в зависимости от сферы деятельности, и обычному бизнесу сейчас нужно сосредоточиться на приспосабливании к новым реалиям.

Что же касается стартапов и бизнеса в интернете, здесь наблюдаются несколько иные тенденции. Если позволить себе некоторые футуристические прогнозы, то, мне кажется, в будущем крайне перспективным направлением будет проникновение интернета в салон автомобиля. Конечно пока мы этого еще не видим, но именно сейчас зарождается эта волна, и по своим размерам она превзойдет даже бум проникновения интернета в мобильные устройства.

Основанием для таких прогнозов служит тот факт, что в машине люди проводят много времени. Кроме того, в ней есть много места для расположения всевозможных дисплеев. Все автопроизводители сейчас секретно разрабатывают устройства, которые позволят интегрировать в автомобили доступ в интернет. Когда-то были машины без радиомагнитол, а сейчас без радиоприемников их даже не продают. Буквально пару лет назад машины были без GPS-навигаторов, потом они появились в авто премиум-класса, а сегодня навигатор – совершенно обыденная вещь. С интернетом будет та же история.

Автовладельцы смогут не выходя из машины совершать покупки в интернете, смогут слушать радио по интернету, и это, кстати, станет огромной угрозой для FM-радиостанций. Идей может быть много, и как только автомобили будут подключены к сети, откроются миллионы возможностей.

Также очень много возможностей для бизнеса кроется в социальных сетях. Но не в создании соцсетей, а в создании приложений, функционирующих в среде соцсетей. Стоит рассматривать соцсети как программную платформу, которой, например, раньше был Windows. Будут популярны приложения, связанные со знакомствами и обменом информацией. Не зря их все сейчас пытаются делать, победит тот, кто сделает лучше. Игры…. Но тут не нужно быть пророком, это и так понятно.

Будут популярны приложения, позволяющие фильтровать информацию. Сегодня если вы активный пользователь сети, вас захлестывает информация от друзей в социальных сетях, и популярностью будут пользоваться приложения, которые помогут упорядочивать и отсеивать эту информацию. Социальная сеть формирует персональный информационный поток, и управление этим потоком – это ключ к успеху. Востребованными также будут приложения, работающие как персональные помощники, т.е. роботы, которые смогут делать за людей некоторую работу.

Но это в будущем, а на данный момент ключевая тенденция развития интернет-бизнеса – выход в мобильный сегмент, и в ближайшие годы бум в развитии мобильных приложений продолжится. Кстати, на нашем iForum этому посвящена целая секция. Будучи в тренде, также мы сделали мобильное приложение iForum, чтобы участники мероприятия могли на своих телефонах видеть, где и какие докладчики выступают, оценивать доклады, отслеживать изменения в программе мероприятия и знакомится с людьми.

Бум мобильных приложений продлится в разных сферах от 3 до 5 лет, а потом произойдет унификация, т.е. грань между мобильным и не мобильным интернетом постепенно исчезнет. Фокус любого бизнеса все-таки должен быть на человеке, а он присутствует либо в машине, либо выходит в сеть с помощью телефона, компьютера или планшета, и необходимо делать сервисы, которые доступны с разных устройств. Люди не любят сложности, и вряд ли будут пользоваться разными приложениями с разных устройств.

Стоит отметить, что основные вложения средств сейчас идут в стартапы с горизонтом планирования до 5 лет, и эти планы учитывают все меняющиеся реалии. К слову, если в предыдущие годы речь шла о присутствии на iForum единичных стартапов, то сейчас – о нескольких десятках. Также если в предыдущие годы стартапам было сложно искать инвесторов, то сейчас ситуация стремительно улучшается, в Украине уже появилось несколько инвестиционных инкубаторов. Правда, иностранные инвесторы пока не сильно интересуются украинскими проектами. Да и сами украинские предприниматели не слишком стремятся открывать бизнес в Украине.

Дело в том, что сейчас страны жестко конкурируют между собой за привлечение бизнеса на свою территорию, основные инструменты в этой конкурентной борьбе – лояльная законодательная и налоговая системы. Довольно часто имеет место ситуация, когда собрались в Украине несколько человек и разработали какой-то проект, но поскольку у нас законодательная база не очень лояльна, решили зарегистрировать его в Калифорнии. И все, Украина потеряла компанию, которая могла бы здесь развиваться, приносить прибыль и платить налоги. Компании убегают с юридической территории Украины, ведь сейчас не нужно переезжать в другую страну, можно вести бизнес в Америке, платить там налоги, а жить здесь. Из страны утекают не только мозги, но и люди, способные создать Украине добавленную стоимость, что гораздо опаснее.

Чем же так привлекательна Америка? Ведь не просто так ИТ-компании со всего мира так туда стремятся. Есть какой-то секрет этой привлекательности. И этот секрет называет НДС: в Америке его нет. Его нет еще в двух странах-лидерах в производстве интеллектуального продукта – Японии и Индии. НДС не совместим с постиндустриальной экономикой, и кто этого не понимает, очень дорого за это заплатит. Украине тоже нужно это понять и перейти на другие принципы налогообложения.

Законопроект об отмене НДС для ИТ-компаний уже принят в первом чтении. Кроме того, я лично встречался с премьер-министром Николаем Азаровым, и могу сказать, что понимание по этому вопросу у правительства есть. Это дает основания прогнозировать, что законопроект об отмене НДС для ИТ-компаний примут и во втором чтении. Правда, у меня есть опасения, что спустя полгода-год действие этого документа могут отменить, поскольку это уже четвертая попытка отменить НДС для ИТ-компаний. Да и в целом, построение налогообложения по отраслевому принципу является невыполнимой задачей, поскольку как только одна часть экономики налогооблагается по одной схеме, а другая – по иной, начинаются злоупотребления. И, будучи вынужденным бороться со злоупотреблениями, законодатель разрушает ту возможность, которую ранее создал.

На мой взгляд, нужно просто признать, что НДС – это зло в абсолютном выражении для развития бизнеса, и нужно найти способы его ликвидировать, перейдя на другую систему налогообложения. Сегодня и в Европе есть НДС, но я уверен, что в течение 5 лет им придется от него отказаться. Это точно произойдет и в Украине, но важно сделать это не последними, а одними из первых.

Во всем мире началась гонка развития технологий, мы не можем в ней не участвовать, и у нас есть хорошие шансы на победу, поэтому нужно быстрее всех менять законодательную и налоговую системы. Это полное безобразие, когда в России есть около 10 интернет-компаний мирового уровня, а в Украине – ни одной. У Украины на текущий момент очень хорошая стартовая позиция, через 5 лет в стране может быть не менее 3-5 интернет-компаний мирового уровня. Осуществить это можно, для этого не нужны какие-то дополнительные ресурсы, для этого нужны только мозги, а они есть, и вменяемое законодательное регулирование.

Это как с гонкой вооружения – через 16 лет после окончания Великой отечественной войны Юрия Гагарина запустили в космос. На тот момент правительство СССР осознало, что если страна проиграет в гонке вооружения, то нас раздавят. Точно такая же ситуация складывается и сейчас. Это просто следующая гонка, только теперь она интеллектуальная, но от этого не менее жесткая, и проигравшему в ней будет очень плохо, он будет вынужден пожизненно платить оброк за использование чужих технологий.

(для издания business.ua)