Что сделать для развития Интернета в Украине?

Мне постоянно задают этот вопрос. За последние 50 лет несколько поменялась суть понятия «развитие». Раньше успех страны измеряли в тоннах металла, миллионах киловатт. Сегодня мир устроен по-другому. Сейчас балом правят инновации, как на микро, так и на макро уровне, а тонны металла и мегаватты прилагаются.

Если посмотреть на мировое распределение труда и доходов, то сегодня четко выделилась группа стран, которая старается торговать нематериальным продуктом. Те, кто не последует за этой моделью, будут отставать. Как раньше отставали сырьевые страны, так теперь будут отставать, например, машиностроительные. Потому что, и машиностроение – это лишь среда для производства инновационного продукта. То есть, я не утверждаю, что шестеренки не нужны. Я лишь говорю, что интеллектуальная часть первична, а изготовление нужных шестеренок можно, в крайнем случае, заказать на стороне.

Отвечая на вопрос в заголовке, нужно говорить не о том, что нужно сделать для развития Интернета. Следует говорить о том, как занять достойное место в мировом разделении труда. Сейчас сложилась такая ситуация: чем больше интеллектуального содержится в твоем продукте, тем выше ты в мировой пирамиде. Страны, производящие много материальных товаров (например, Китай) откровенно проигрывают странам, которые производят новые идеи (США, Япония). Интернет – это одно из условий для производства интеллектуального продукта, одна из сфер приложения интеллекта и не более того.

Нужно всю экономику, начиная от налогов и заканчивая государственными закупками, подчинить идее производства инноваций. Нужно со школы воспитывать в детях мысль о том, что придумал – значит заработал.

В чем преимущества такого подхода для страны в целом?

Во-первых, для интеллектуального продукта не нужно покупать сырье. Во-вторых, он неограничен. Никто не может увеличить в сто раз производство зерна или угля. А интеллектуальный продукт ограничен лишь размерами интеллекта его производителя. Кроме того он очень выгоден для государства и его населения. Почему?

Львиная доля стоимости интеллектуального продукта – это оплата труда. Таким образом, если мы продаем что-то интеллектуальное, то большую часть этих денег получают работники. Эти деньги не будут потрачены, например, на покупку газа или строительство доменной печи. Следовательно, большее количество денег попадет в руки людей, и они будут лучше жить – такая простая арифметика.

(текст для блога на “Корреспондент.net”)