Технологии перестали быть уделом гиков странноватого вида, которые что-то паяют в своем гараже или сидят на «ботанских» форумах, обсуждая «как пропатчить KDE под FreeBSD». Технологический стартап — это модно, технобизнес — это тренд, наушники — это стильный аксессуар, а цифровая дистрибуция — это спектакль нового времени.
Возьмем хотя бы недавнюю сделку между Beats и Apple. Пресса обсуждала не столько впечатляющую цифру, предложенную рэпперу Dr. Dre за бренд наушников топ-класса (где львиную долю стоимости составляет дизайн и промо, а не качество звука), сколько сам факт покупки. Ведь у Apple есть все необходимые технологии и навыки, чтобы создать собственные наушники и экосистему музыкальных сервисов, ничем не хуже тех, что были куплены у Beats. Однако, в Купертино этого делать не стали. И тому есть причина.
Обозреватель VisionMobile в своем блоге проводит аналогию между успехом поп-певицы Lady Gaga и коммерческим успехом Beats. Если бы восходящая звезда нео-диско и поп-музыки не использовала тему создания модных аксессуаров и внедрения гаджетов в свои промо-кампании, клипы и концерты, она вряд ли была бы замечена требовательной современной публикой. Lady Gaga сделала из своего творчества гик-шоу. Для распространения музыкальных записей она с самого начала выбрала цифровые каналы дистрибуции контента. Был создан сайт соцсети Little Monsters для поклонников певицы — отдельная коммуникационная площадка. Она выпускала совместные композиции со звёздами, чей контент набирал максимальное число просмотров на YouTube. Использовала социальные сети для общения с поклонниками. Анонсы альбомов и синглов первыми появлялись не в СМИ или в таблоидах, а в её личном микроблоге. Коммерческий успех Lady Gaga — это успех поколения соцсетей, смартфонов, потокового видео и iTunes.
По аналогичному пути пошли и создатели Beats. Наушники этой марки успели «засветиться» везде: от клипов хипхоп-исполнителей до спортивных промо-роликов, телешоу, сериалов, интервью с селебритиз и в новых видео, выходивших только на YouTube или Vimeo. Бренд Beats в большей части обязан своим «громким» имиджем рэпперу «старой школы». Речь идёт о Dr. Dre, которого хорошо помнят слушатели «нулевых» и конца «девяностых», благодаря его продюсерской и сольной карьере.
В какой-то момент у подростков, молодёжи и модников наушники с узнаваемым красным логотипом стали стойко ассоциироваться с крутыми клипами и «трендом». Кого волнует «тёплый ламповый звук», когда эти наушники носит парень из любимого клипа или фотомодель, чьи снимки собирают десятки тысяч «лайков» в социальных сетях?
Apple в своё время покорила рынок не только технологичностью и удобством выпускаемых продуктов. В Купертино научились делать и продавать гаджеты, задающие моду и определяющие стиль, принадлежность к определённому кругу ценнителей с особенным мировосприятием. В этом смысле сделка с Beats — логичное продолжение тезиса Стива Джобса об «иконках, которые хочется лизнуть». Мода диктует коммерческую целесообразность, но технология развивается и получает новый виток, благодаря установившейся моде.
История Beats — логическая трансформация моды из оффлайн-мира в цифровой. Только здесь внимание потребителя сосредоточено не на ткани, фасоне, высоте каблуков или расцветке и длине брюк. «Логотип, экосистема, дизайн и цифровая совместимость» — слова, которые слетают с уст современных модников и модниц чаще, чем «луивитоны» и «лабутьены». Похоже, что модельеры будущего — это не кутюрье и портные, а дизайнеры, инженеры и маркетологи разнообразных устройств и онлайн-сервисов.