Программирование для детей — сложно ли это? Ищем ответ на Kickstarter

Наше Министерство образования который год пытается рассказать о том, что для внедрения программ обучения школьников основам разработки приложений, робототехники и веб-дизайна нужны большие деньги; что не хватает специалистов; что надо переписать все программы обучения — и ещё десятки других причин. В то же время, истории известны случаи организации обучения детей программированию намного проще и эффективнее.

Мы решили посмотреть на то, как можно научить школьников разработке, при этом, не становясь заложником бюрократов и устаревшей системы передачи знаний, с которой украинские дети и их родители сталкиваются каждый день. А за примерами далеко идти не пришлось: мы просто подписались на рассылку новых успешных проектов Kickstarter.

Знания в коробке

Программирование для детей (особенно младшего школьного возраста) заключается в наглядности и необходимости «потрогать» результат и превратить процесс разработки приложения в увлекательную игру. Скучные строчки кода вряд ли заинтересуют ребёнка 7-10 лет, и в этом заключается различие между взрослым разработчиком (пусть даже и студентом 20 лет) и ребёнком, который быстро устанет от однообразности и «неодушевлённости» происходящего. А вот разработка как игра, с паззлами, квестами и определённой материальной базой — совсем другое дело.

Screen Shot 2015-01-14 at 15.15.48

Именно потому иностранные образовательные проекты на базе колледжей или волонтёрских инициатив по детскому ІТ-обучению используют наглядность (иллюстрации, паззлы, карточки, коробочные наборы аксессуаров, таблиц, книжек, комиксов) в качестве основного мотиватора. Достаточно посмотреть на пример набора Bitsbox, который в несколько раз превзошёл требуемую сумму средств в ходе кампании на платформе краудфандинга Kickstarter.

Как это устроено

Финансовый и медийный успех стартапа Bitsbox заключается не только в оригинальном подходе к решению задач по обучению детей основам разработки приложений. По сути это — образовательная система, состоящая из двух частей.

Первая часть — сайт с бесплатным доступом, на котором дети могут запустить созданное ими приложение на экране виртуального планшета, и при этом видеть, как выполнение конкретной части кода приводит к определённым действиям на экране устройства. А если всё работает так, как надо, достаточно взять реальный (а не виртуальный) смартфон или планшет, отсканировать QR-код на экране — и загрузить в телефон приложение, созданное своими детскими ручками.

Screen Shot 2015-01-14 at 15.17.10

Вторая часть проекта — ежемесячная «коробка для подписчиков». Это на самом деле красивая цветная коробка с карточками, иллюстрациями и обучающими материалами, которая приходит раз в месяц на почтовый адрес семьи, чей ребёнок учится разрабатывать собственные приложения. К слову, подобные «коробочные» рассылки крайне популярны среди взрослых и подростков в США и ряде европейских стран: косметика, кофе, аксессуары, нижнее белье, книги и даже вино, сладости и йогурты приходят по подписке десяткам тысяч получателей аналогично тому, как мы привыкли получать газеты и журналы.

Screen Shot 2015-01-14 at 15.17.21

Если для взрослых «коробочный» формат просто экономит время и деньги вместо походов по магазинам или поисков товара в Интернете, то для детей он — источник интереса, интриги, яркий игровой элемент, который мотивирует изучать и пробовать что-то новое.

Причины успешности проекта среди родителей

Само собой, тот факт, что идея понравилась детям, не означает, что за нее будут готовы заплатить взрослые. Но до конца кампании Bitsbox ещё 7 дней, а на Kickstarter уже собрано более $175 тысяч (что примерно в 4 раза больше, чем ожидали сами организаторы). Успешность проекта с финансовой точки зрения кроется в том, что механика его понятна, проста, носит наглядный вещественный характер и при этом для самих взрослых выглядит как игра, а для детей — как серьёзное занятие из мира взрослых («я смогу создавать приложения как мой папа», к примеру). Каждый месяц тематика и сложность приложений, которые смогут «написать» дети-участники проекта у себя дома, будет меняться — а значит, такое обучение не сможет надоесть. Кроме того, предусмотрено расширение базового пакета дополнительными комплектами литературы и пособий для учителей. А это означает, что обучение можно будет перенести в формат школы для младших классов, организовывать секции и тематические уроки.

При всей очевидности метода «преврати серьёзное начинание в игру» Bitsbox привлёк внимание большого количества изданий совсем не из числа детских или семейных. О проекте написали в CrowdFund Genius, Forbes, в блоге ТechCrunch, GeekDad, Trusted Reviews и Cool Mom Tech.

Что входит в Bitsbox

В коробке, которая каждый месяц приходит по почте, находится код для приложения (одного или нескольких на выбор), иллюстрации, инструкции на карточках, паззлы и другие вспомогательные материалы для визуального проектирования. Получив коробку, юный разработчик открывает сайт Bitsbox.com, входит на нём в свою учётную запись, вводит код в специальном окне, пользуясь подсказками и материалами из полученной коробки. Помимо основного кода, можно внести изменения и дополнения на свой вкус. Можно заменить картинки, музыку в приложении, добавить новые функции и кнопки, которые есть в конструкторе на сайте (но при этом их не было в полученной коробке).

Screen Shot 2015-01-14 at 15.17.32

Готовое приложение ребёнок сможет загрузить на смартфон или планшет и пользоваться им. Есть возможность создавать приложения, которые запускаются одновременно на нескольких смартфонах и планшетах, и передавать информацию между этими устройствами.

Screen Shot 2015-01-14 at 15.17.43

Есть ли перспектива у подобных проектов?

Как показало предварительное тестирование стартапа, ещё в декабре более 290 тысяч детей создали собственные приложения при помощи данного проекта (хотя игровая механика была неполной, а сам стартап использовал возможности обучения разработке совместно с другими образовательными Интернет-инициативами, не ведя полномасштабную промо-кампанию).

В дальнейшем авторы Bitsbox намерены выпускать 2 типа коробочных комплектов: для детей и для использования в классах и кружках. Индивидуальные наборы будут содержать инструкции, карточки и книги для конструирования приложений, а также сувениры, стикеры, печатное руководство для родителей, желающих воспитать программиста.

Screen Shot 2015-01-14 at 15.18.02

Наборы для группового обучения дополнят 90 книгами для учеников (по 3 на каждые 30 школьников), карточными наборами для организации соревнований, печатным руководством для учителя и подсказками для проведения тестов. А в июне 2015 года желающие смогут получить набор для школы. В него войдут 900 пособий для учеников и учителей, 10 руководств для преподавателей курса разработки и содержимое обычного школьного набора, из расчёта до 300 учащихся младших классов.

Что делает проекты вроде Bitbox привлекательным инструментом обучения ІТ-специальностям? Интеграция ребёнка в мир программирования и ІТ с 7 лет, доступность, наглядность, игровая форма и сравнительно низкая стоимость внедрения + коллективный характер финансирования и отсутствие необходимости согласовывать подобный курс с бюрократической образовательной машиной.

И пока Министерство образования не может определиться, в каком направлении «двигать» компьютеризацию школ, с помощью краудфандинга и десятка талантливых преподавателей в разных уголках Земного шара можно добиться куда более весомых результатов. Просто подумайте об этом.

Читайте также:

Как выбрать CMS для интернет-магазина

Тамагочи: к чему нас подготовили виртуальные питомцы

Анна Зенькова, Talk to Ri: «Мы хотим создать систему обучения, которая станет частью образа жизни, и при этом будет эффективной»

5 брендинг-трендов в 2019