«Ни шагу без IT» — итоги круглого стола о технологиях и успешности бизнеса

Согласно прогнозам экспертов около 50% компаний из рейтинга Fortune 500 прекратят своё существование уже к 2030 году. Таким образом, даже те предприятия, которые сегодня являются вполне успешными, рискуют в скором будущем уйти с рынка под влиянием конкурентов, если не успеют адаптироваться к изменяющимся условиям. Выживание как глобальных, так и локальных украинских компаний во многом зависит от внедрения IT-решений.

Фактически каждый шаг для развития бизнеса едва ли не во всех индустриях сегодня упирается в IT. В высоко конкурентной среде успешные бизнес-модели живут не более одного-двух лет, а в будущем этот период может сократиться до нескольких месяцев.

Но современному бизнесу, чтобы быть эффективным, необходимо постоянно создавать новые продукты/решения или совершенствовать существующие. Кроме того, надо понимать бизнес-процессы свои и своих клиентов, правильно применять технологии, хорошо знать потребности конечного потребителя. Чтобы добиться этого бизнесу необходимо применять самые инновационные IT-решения и технологии, такие как аналитика больших данных, «интернет вещей», мобильные системы, видеосвязь и др.

О том, какие новые бизнес-модели возникают благодаря инновационным технологиям и какие результаты приносит синергия бизнеса и инноваций эксперты поговорили на круглом столе: «IT-революция: как бизнесу не остаться аутсайдером».

Почему успешный бизнес сегодня невозможен без IT

«Предприниматели, которые будут ориентироваться исключительно на бизнес-модели, работающие офлайн, станут первыми, кто не выдержит конкуренции».

Николай Жандоров : «Предприниматели, которые будут ориентироваться исключительно на бизнес-модели, работающие офлайн, станут первыми, кто не выдержит конкуренции».

По мнению Николая Жандорова, директора департамента B2B/B2G закупок Prom.uа, положительные стороны IT-решений начинаются там, где заканчиваются преимущества человека. Спикер привёл следующие примеры: при выполнении бизнес-процессов человек совершает минимум 3% действий ошибочно, кроме того, требуются высокие затраты человеко/часов на каждый процесс, а сам процесс выполняется только в присутствии человека. При использовании IT-решений всё наоборот: брак возможен в редких случаях, поддерживается высокая скорость выполнения, а сам процесс выполняется автоматически без участия человека. И это одна из причин, почему без IT бизнес сегодня не может быть успешным.

Преимущества и недостатки человека как работника в сравнении с ИТ-решениями

Преимущества и недостатки человека как работника в сравнении с ИТ-решениями

Как полагает спикер, предприниматели, которые будут ориентироваться исключительно на бизнес-модели, работающие офлайн, станут первыми, кто не выдержит конкуренции. Совмещение онлайн и офлайн — более выигрышный путь для развития современного бизнеса и это как раз то, чего сегодня требует потребитель.

Собственно, одна из причин того, почему сервис PROM.ua добился успеха, заключается в миссии компании — помочь предпринимателям выйти в онлайн-пространство. Однако спикер подчеркнул, что за последние годы компании пришлось несколько раз менять свою бизнес-модель. Если вначале Prom.ua представлял собой только MarketPlace, то теперь это мобильный MarketPlace с дополнительными возможностями, такими как B2B/B2G закупки, CRM, контент, реклама и т.п. Ежемесячно через Prom.ua проводится около 2 тыс. закупок для государственного сектора.

При разработке новой бизнес-модели в компании учитывают различные тенденции на рынке, в том числе и технологические. Например, специалисты Prom.ua постоянно анализируют трафик посетителей. После того, как был обнаружен значительный рост мобильного трафика, компания разработала мобильное приложение, которое быстро стало пользоваться популярностью.

В то же время спикер привёл 2 принципиально разных подхода к использованию IT, первый из которых он считает неверным, а второй — более предпочтительным. Так, первый вариант — пытаться охватить как можно больше потенциальных клиентов любой ценой, не уделяя должного внимания качеству предоставляемых услуг. Другой подход — при помощи IT контролировать бизнес-процессы, повышать качество и за улучшенный сервис назначить более высокую цену.

Кроме того, Николай Жандоров назвал следующую наиболее распространённую ошибку начинающих бизнесменов при выходе в онлайн. Многие предприниматели полагают, что вложив деньги в разработку сайта интернет-магазина и наполнение склада можно сразу же получить продажи. На самом деле, описанное выше – только половина дела. Это все равно, что в обычный магазин привезти коробки с товаром, и даже не распаковав их, ожидать покупателей. Ведь в торговом помещении нужно сделать ремонт, расставить товар на полках, декорировать витрину, повесить яркую вывеску – и лишь после это ожидать прихода покупателей. Так и в онлайн-коммерции — без соответствующего продвижения и рекламы вряд ли можно ожидать потока посетителей на своем сайте.

Чтобы наверняка добиться успеха, спикер советует интегрировать в одно целое успешные бизнес-модели с инновационными технологиями — успех такой синергетической модели почти гарантирован. В качестве примера он привёл разработку новаторского мобильного приложения для уже бывшего успешным на тот момент сервиса Prom.ua

Что касается прогнозов на будущее, то докладчик отметил следующие тренды. Во-первых, хорошо заметен рост мобильной электронной коммерции, ожидается 20-25%  прироста до конца 2015 года и ежегодный рост 40-70% на последующие 3 года в зависимости от категории.  Во-вторых, доля e-commerce в ритейле также будет расти (сейчас в Украине эта цифра примерно равна 4%). В-третьих, увеличится доля MarketPlace и нишевых интернет-магазинов. И, наконец, стратегия синергии, а не выбора «или/или» будет всё более актуальной как для оффлайн-, так и онлайн-компаний.

Потребитель перемещается в центр внимания

Николай Чумак, основатель компании IDNT, так сформулировал ожидания бизнеса от информационных технологий:

«IT-решения должны упрощать работу бизнеса, решать проблемы и экономить время».

Николай Чумак: «IT-решения должны упрощать работу бизнеса, решать проблемы и экономить время».

Николай Чумак: «IT-решения должны упрощать работу бизнеса, решать проблемы и экономить время».

Среди трендов, приводящих к наибольшей трансформации бизнеса, спикер назвал следующие:

  • Упрощение = экономия времени. Чем проще будут реализованы бизнес-процессы в компании, тем быстрее заказчик сможет получить от компании то, что ему необходимо. «Время – деньги», а значит пользователь сможет экономить как деньги, так и время.
  • Изменение модели обслуживания. Кейс из сферы банкинга, демонстрирующий изменения сервисных моделей в сторону ориентированности на клиента, реализован в испанском банке BBVA. В этой организации клиент не стоит в очереди к менеджеру банка и не ходит по длинным коридорам в его поисках. Вместо этого он приходит в удобное пространство (типа коворкинга), где он может выпить кофе, сидя на удобном диване, проверить почту, совершить деловые звонки. При этом, менеджер банка не находится где-то за кассовой стойкой, а выступает в роли консультанта и в случае необходимости может подойти к клиенту банка чтобы предоставить консультацию, провести все банковские операции прямо на месте, т. к. каждая зона обслуживания клиента оснащена соответствующей IT-инфраструктурой.
    Другой банк — Capital One 360 (США) — сделал из своего отделения коворкинг, где клиенты могут работать, пользуясь Wi-Fi, перекусывать, проводить бизнес-встречи и там же получать консультации банковского менеджера, который с помощью планшета осуществляет все необходимые операции.
  • Новые форматы обслуживания. Инновации в сфере IT открывают новые возможности для обслуживания заказчиков. Именно поэтому бизнес должен держать «ухо востро» в отношении новых технологий. Так, сегодня на рынке Казахстана в одном из банков применяется решение, когда отделение представляет собой помещение с монитором и видеосвязью, и получает квалифицированную видеоконсультацию менеджера прямо из головного офиса. Бизнес обеспечивает клиенту новый потребительский опыт, в то время как сам оптимизирует расходы на обустройство рабочего пространства для сотрудников и получает возможность арендовать меньшее по площади помещение для отделения. А кроме того, это даёт возможность менеджерам банка работать удалённо, находясь в любой точке мира.
  • Offline + Online = synergy. Несмотря на то, что доля электронной коммерции стремительно растёт, многие лидеры онлайн-торговли ищут способы синергии с классическим ритейлом.
    Например, компания Amazon начинала с онлайн-торговли, фактически сделав революцию в этой сфере, и долго время вела исключительно онлайн-бизнес. Но сейчас они арендуют площади в обычных торговых центрах и строят там небольшие концептуальные розничные магазины. В результате клиенты могут получить эмоциональный контакт с продавцом, посмотреть или попробовать товары в офлайн-точках продаж, хотя приобретать их всё же будут чаще в онлайне.
    Другой подобный пример — автопроизводитель Tesla, который открывает торговые представительства для продвижения своей продукции в обычных многоэтажных торговых центрах, рядом с магазином обуви или одежды, а не в больших специализированных павильонах, которые обычно находятся где-то за городом. В итоге, посетив такой ТЦ, покупатель сможет увидеть электромобили Tesla, узнать больше об этих машинах, купить какие-либо сувениры с логотипом производителя.
  • Ритейл спрашивает потребителя. С помощью цифровых технологий компания стимулирует своего потенциального заказчика к диалогу, стремится узнать его запросы, получить обратную связь о своих услугах или продуктах.

Резюмируя, докладчик акцентировал, что именно потребитель сегодня должен находиться в центре внимания бизнеса, сами же компании должны оценивать потребительский опыт через различные каналы. И в этом могут помочь IT-технологии.

Все вышеприведённые IT-кейсы в сфере ритейла и банкинга эффективно работают за границей, но к сожалению, пока не реализованы в Украине. Спикер сетует, что украинский рынок не созрел к переформатированию бизнеса, большинство компаний ссылаются на отсутствие денег. Хотя, по мнению спикера, проблема скорее не в отсутствии финансирования, а в том, что в структуре компаний есть множество подразделений, которые работают над общей задачей не сообща, а параллельно, то есть фактически независимо друг от друга.

И всё же ситуация понемногу меняется. Так, Николай Чумак отметил среди украинских банков «ПриватБанк», который очень много и смело экспериментирует с различными форматами общения с потребителем. Вообще, этот банк – пример очень успешной трансформации бизнеса, – считает Н. Жандоров. Как и во многих других банках, там когда-то были проблемы с качеством обслуживания в отделениях. Но в результате они создали отличный сервис для онлайн-банкинга, который позволяет теперь вообще не ходить в банк.

Технологии определяют успешность развития бизнеса

По словам Алексея Бессараба, технического директора Cisco, для достижения успеха бизнес- и технологическое подразделение в компании должны говорить на одном языке. Не случайно директор одного испанского банка как-то отметил: «Мы в первую очередь технологическая компания, и только во вторую — финансовая организация».

Алексей Бессараб: «За каждой гривной, потраченной клиентом на покупку, стоят огромные объемы информации»

Алексей Бессараб: «За каждой гривной, потраченной клиентом на покупку, стоят огромные объемы информации»

Чтобы улучшить показатели бизнеса, необходимо лучше знать своего потребителя. В этом могут помочь технологии big data и «интернета вещей». Ведь за каждой гривной, потраченной клиентом на покупку, стоят огромные объёмы информации. Их анализ поможет понять, почему заказчик приобретает тот или иной товар, сколько времени ему нужно для принятия решения, в чём может быть причина отказа и т.д.

Технологии компании Cisco эффективно способствуют модернизации бизнес-моделей и уже нашли применение в тысячах компаний по всему миру.

«Мы ожидаем, что на украинском рынке появится больше компаний, готовых к внедрению инноваций, а также компаний-интеграторов, которые будут приходить к бизнесу с такими решениями», — сказал в своем выступлении А. Бессараб.

Чтобы найти системных интеграторов нового типа, которые будут говорить на языке бизнеса и технологий, Cisco инициировала проведение конкурса Recharge IT. Предполагается, что данный конкурс даст качественный толчок развитию украинского бизнеса в тесной связке с IT-технологиями.