Мобильные приложения растут количественно — что делать разработчикам?

Программист Марко Армент уверен, что приложений для смартфонов и планшетов стало больше, чем на самом деле нужно обычному пользователю.

Возьмём, к примеру, обычный среднестатистический iPad и посмотрим, сколько приложений там установлено и сколько из них используется. А как давно они обновлялись? А искал ли пользователь в последнее время что-то новенькое, раз уж в App Store такое разнообразие доступных приложений и игр на все случаи жизни? А сколько из установленных или найденных вами приложений совместимы с iOS 8 (особенно учитывая то, что новый iPhone вот-вот выйдет)?

Если вы ответили положительно на все приведённые выше вопросы, Марко Армент полагает, что вы — исключение из правил. Потому что большинство владельцев планшетов и смартфонов констатируют одно: обновляются уже установленные программы редко, а рынок переполнен таким количеством приложений, что App Store стагнирует.

Отчасти магазин приложений Apple сам по себе является причиной, по которой у рынка разработки и у владельцев мобильных гаджетов возникают проблемы. Состав ТОП-списков в каждой из категорий такой, что лишь на 0,02% соответствует ожиданиям и потребностям; а экосистема развивается таким образом, что новые приложения разрабатывают «чтобы попасть в ТОП», а не чтобы решить многие из действительно важных проблем пользователя. ТОП-списки приносят разработчикам, чьи приложения в них попали, немалые деньги за скачивание и рекламу в них. В погоне за успешными аналогами новые разработчики создают клоны, продвигают их за счёт спама и идут на всякие хитрости, лишь бы заполучить своё место в этом списке.

Screen Shot 2014-09-04 at 13.05.25

Со стороны Apple самым разумным шагом для улучшения качества приложений могла бы стать ликвидация ТОП-списков, если компания намерена и дальше увеличивать объёмы продаж iPad и усилить конкурентную разницу между своей мобильной iOS и Android в пользу первой.

Рынок приложений стал зрелой индустрией с развитыми активами и уровнем конкуренции. Даже в нишевых сферах начало расти противостояние между студиями и разработчиками-одиночками, и методы конкуренции зачастую далеки от этичных.

Несмотря на огромное количество приложений, которые появляются еженедельно, число инди-разработчиков, которые всё своё время посвящают созданию и продвижению iOS-приложений, по-прежнему невелико.

Ещё одна сфера, связанная с этим рынком, — консалтинг в сфере мобильных приложений. Разработка из уникального навыка превратилась в ремесло, а сами разработчики становятся подрядчиками.

Если «ренессанс» рынка инди-разработки и был связан на раннем этапе с появлениям экосистем и магазинов приложений, то теперь эта сфера постепенно возвращается к доминированию в ней крупных студий и компаний — отдельно взятый разработчик всё реже способен попасть в состав ТОП-списка.

Эксперты, которых опросил разработчик Марко Армент, крайне пессимистично настроены в отношении перспектив заработать на продаже приложений, если вы — разработчик-одиночка: выручка от приложений, сделанных даже самыми талантливыми энтузиастами, неуклонно идёт вниз. За прошедшие 10 лет индивидуальная разработка для различных мобильных платформ стала приносить зачастую даже меньше денег, чем до появления Apple App Store и Google Play. Вложения в маркетинг, сторителлинг, создание дополнительных каналов продвижения, общение со СМИ и профильными блогами — всё это затраты, которые слабо окупаются, или не окупаются вовсе. Такое положение дел отрицательно сказывается на качестве и стабильности работы приложений, при том, что стоимость гаджетов (таких, как iPhone и iPad) не склонна снижаться.

Screen Shot 2014-09-04 at 13.10.07

Проблемы наблюдаются во всех отраслях экономики (спад, сокращение кадров, падение цен, рост конкуренции и отказ покупателей от премиум-сегмента). Однако, в программной разработке никто не будет годами биться за право выпускать собственный продукт: инди-разработчики, потерпевшие неудачу, уходят в крупные студии или аутсорсинговые IT-компании. Те же, кто останутся и решат продолжать, должны будут, по мнению Марко Армента, осознать, что количеством больше нельзя «брать» рынок. Нужно работать над качеством и «изюминкой», которая сможет удержать платёжеспособную аудиторию.

Армент советует создавать небольшие приложения, которые отлично справляются с решением одной или нескольких задач. Задачи эти должны быть жизненно важны, а приложения — нести прикладной характер.

Ещё он советует обратить внимание на эффективность и стоимость создания новых приложений. Нет смысла создавать слишком сложные или многозадачные продукты для мобильных устройств, поскольку это может привести к удорожанию разработки и растягиванию сроков релиза. В этом плане возможности iOS 8 Армент оценивает крайне положительно за универсальные спецификации и сглаживание различий между версиями приложений для планшетов и смартфонов на этой ОС.