Центр обработки данных Mirohost является одним из самых крупных и современных в Украине. О роли ЦОД в бизнесе холдинга «Интернет Инвест», его основных технических особенностях и проблемах построения рассказывает Александр Ольшанский, президент холдинга.
PC WEEK/UE: Скажите, как давно был открыт ваш ЦОД и какова была ситуация на рынке в тот момент?
Датацентр был запущен в октябре 2008 года. Примечательно, что запуск ЦОД происходил в самый неудачный момент, который только можно было выбрать: мы открыли его в самый разгар кризиса, когда вся страна находилась в состоянии истерики. И все гадали: какой будет курс доллара – 10, 12 или 15 грн?
Потенциальная площадь датацентра: 10 тысяч юнитов. Но сейчас мы заняли около 15%, то есть 1000-1200 юнитов. При построении центра была частично задействована сетевая инфраструктура, уже имевшаяся в компании Imena.UA .
PC WEEK/UE: Насколько сложным для вас оказался этот проект в реализации?
Судите сами. Центр обработки данных – это инфраструктура плюс люди, причем многие часто не понимают важности этого момента. Когда-то мне объяснили, что сеть состоит не из маршрутизаторов, а из людей, ее обслуживающих. Не составляет большой проблемы купить необходимое «железо», обеспечить электропитание и кондиционирование. Гораздо сложнее создать компанию, которая способна все это развивать, обслуживать и оказывать пользователю техническую поддержку на достаточном профессиональном уровне. Мы рассматриваем ЦОД как отдельный проект, который требует отдельных бизнес-процедур. Это не только наш подход, другие компании, которые занимаются эксплуатацией дата-центров, тоже рассматривают их как отдельный бизнес.
PC WEEK/UE: Сколько сотрудников сейчас насчитывает персонал ЦОД?
Около 15 человек. Там имеется смена в составе 8 человек, несущая круглосуточное дежурство, и есть специалисты, работающие только в обычное рабочее время, с 9-ти до 6-ти днем.
Сотрудникам нашего холдинга я объясняю, что мы продаем не домены и не хостинг. По крайней мере, самая старая по времени существования часть холдинга (Imena.ua, Mirohost) продает техническую поддержку, а не домены или хостинг. Ведь просто купить домен или хостинг можно дешевле, чем у нас, весь вопрос в том, что для того, чтобы все это заработало, нужна квалифицированная поддержка.
Не секрет, что мы свои услуги позиционируем как услуги premium-класса. Наши заказчики не хотят за свои же деньги покупать себе головную боль. Ведь, в принципе, человеку все равно, заплатит он за домен 70 гривен или 90, если это, конечно, не профессиональный сквоттер или владелец тысяч доменов. Но за эти деньги человек хочет получить все, что ему нужно, поэтому наш потребитель – это, скорее всего, тот, кто готов заплатить на 10-15 гривен больше и не думать о возможных проблемах.
Та же ситуация с ЦОД. Для нас основной услугой является не размещение оборудования, а аренда серверов, хотя это и более хлопотное дело, поскольку нужны инвестиции в «железо». Но мы даем пользователю не просто «2 юнита в шестой стойке», а предоставляем ему законченное решение, то есть сервер, подключенный к нашей системе мониторинга, резервирования и охлаждения, при этом мы готовы взять на себя функции по его администрированию.
Самое главное для клиента, что если используемый им сервер вдруг поломается, то на замену понадобится очень мало времени: лишь столько, сколько нужно для того, чтобы подключить к работе аналогичный сервер. Это обеспечивает значительные преимущества, ведь пользователь чаще всего не ориентируется в нюансах и видит для себя всего два выхода: либо купить брендовый сервер с нереальными гарантиями за нереальные деньги, либо обратиться к нам. Поскольку у нас тысячи однотипных серверов, то все процедуры в ЦОД «обкатаны», пройдены и мы не будем заставлять клиента рисковать.
Услуга хостинга в нашем ЦОД стоит от 450 грн в месяц. За эти деньги пользователь получит сервер, поддержку, интернет-канал, охлаждение, резервирование и охрану. Наш датацентр в основном ориентирован на оказание услуг именно такого рода. С другой стороны, мы продали нескольким крупным клиентам достаточно большие объемы площадей, хотя они сейчас практически не заняты.
Но в принципе мы ориентированы на то, чтобы предоставить клиенту комплексную услугу. Самый лучший хостер – это тот, который не напоминает о себе. Поэтому я считаю, что самое главное в ЦОД – поддержка клиентов и персонал. Все остальное не столь важно.
PC WEEK/UE: Вы упомянули, что продали заказчикам площади в ЦОД: имеется в виду, что вы предоставили им место в шкафу, но при этом за вами остается охлаждение, охрана…
Да, это классическая схема. Это не наш профиль, но поскольку «на дворе» кризис и деньги нужны сейчас, мы пошли на такой шаг. На самом деле, наша стратегия – занять эти 10 тысяч юнитов пользовательскими серверами, по которым мы будет оказывать полный комплекс услуг.
У нас есть технические решения, которые недоступны конечному пользователю. Например, если в сервере нужно что-то поменять, я могу взять точно такой же другой сервер, синхронизировать их между собой, выключить первый и разобрать на части. Клиент об этом даже не догадается – не будет не то, что простоя, не будет даже обрыва сессии. Здесь применяется технология, близкая к «облачным» вычислениям, однако мы пока что не дошли до объединения всего оборудования в grid. «Облачные» вычисления — это дело будущего. Может быть недалекого, но сейчас все-таки будущего.
PC WEEK/UE: За сколько времени можно построить ЦОД? Срок в несколько месяцев реален?
Давайте разделять две фактора: ЦОД, который предназначен для оказания услуг сторонним заказчикам, и ЦОД, который предназначен для потребностей самой компании. Это разные объекты по своей сути. ЦОД не состоит из железа – он состоит из людей, которые эти услуги будут оказывать. Когда мы говорим о внутрибанковском ЦОДе, там нет людей, которые будут оказывать услуги тысячам клиентов. Пользователь в данном случае один. В какой-то степени это все очень меняет и упрощает. Технически построить его в указанные сроки конечно можно – продаются даже готовые контейнерные решения Sun, IBM и прочих. В контейнере имеется сразу все – и охлаждение, и питание, установлены готовые стойки. Стоимость такого решения далеко не космическая. Опять же, далеко не каждой компании нужны десятки или сотни тысяч юнитов.
ЦОД, который предназначен для коммерческой эксплуатации – это совершенно другое решение, он организационно устроен иначе, хотя оборудование может использоваться то же самое.
Кстати, по поводу «железа». Советские времена уже прошли и сегодня мы имеем доступ практически ко всем западным технологиям, за исключением очень ограниченного сегмента. Мы можем купить любые станки или компьютеры – «железо» в современном мире не имеет никакой ценности. Нужно уметь создать компанию, которая будет что-либо на этом оборудовании производить и продавать.
PC WEEK/UE: Вы говорили об апгрейде серверов… По какой причине их приходится менять?
Речь шла о хостинговых серверах. Мы считаем, что ресурс работы сервера ограничен тремя, иногда четырьмя, годами. Это логично и с точки зрения морального старения, и с точки зрения ресурса. Через три года придется менять значительную долю запчастей, а это экономически не оправдано.
PC WEEK/UE: Каковы конструктивные особенности вашего ЦОД?
Поскольку нам нужен был центр для предоставления коммерческих услуг, мы выбрали схему охлаждения снизу с использованием фальшпола. Это требует дополнительных затрат, потому что нужна более мощная система охлаждения, да и сам фальшпол недешевый. Но преимущество состоит в том, что мы получили свободу планировки –можно поставить шкаф в любом месте, вырезав в полу отверстие для подведения кабелей и поступления холодного воздуха.
Такая конструкция позволяет разбить площади ЦОД перегородками, отдать кому-то большие участки, кому-то — меньшие. При любой другой конструкции это невозможно. Но это преимущество целесообразно только для коммерческого датацентра.
PC WEEK/UE: Вы говорили о том, что занято 15% площади. Когда вы займете 100% площади, нужно ли будет наращивать инфраструктурное оборудование?
Да, мы его наращиваем постоянно и оно точно так же ставится в свободной планировке. Если нужно, чтобы в каком-то месте было холоднее, мы ставим туда дополнительный кондиционер и внизу под полом ставим пенопластовую перегородку, которая ограждает воздушный поток. Это занимает всего пару часов, поставить кондиционер – около одного дня.
PC WEEK/UE: Чем не подошел контейнерный вариант ЦОД?
Контейнерный ЦОД неудобно обслуживать в больших масштабах и при наличии клиентов. Наша цель, как коммерческого проекта – open space, который можно планировать, как угодно. Более того, сегодня мы можем его перегородить так, а через год поменять планировку, и для этого ничего не придется ломать.
PC WEEK/UE: То есть это самое лучшее техническое решение?
Говорить, что какое-то техническое решение лучше, чем другое – неправда. Каждое техническое решение применимо к своему конкретному случаю. Важен результат, а особенности конструкции – детали. Повторюсь, наш потребитель не работает с дата-центром, а работает с компанией, которая оказывает ему длинный перечень услуг, и центр обработки данных – лишь одна из нужных «шестеренок».
PC Week, февраль 2010