Эта весна для нашего онлайн-рынка выдалась богатой на мероприятия. Вслед за «Форумом деятелей Уанета» и «Интернет-Украина 2009» уже в пятый раз прошла конференция «Интернет-маркетинг в Украине».
Большинство ее участников, как и прежде, представляли интернет-компании, офлайновый же бизнес, декларирующий свою заинтересованность в Сети, практически проигнорировал весьма знаковое событие. Посетителей в этом году было не слишком много – 250, годом ранее – 400. Наложилось множество факторов: кризис, стоимость участия – 2200 грн, проходящий в эти же дни «Форум маркетинг-директоров» и др. Однако опрос участников показал, что конференция оправдала их ожидания. Она стала более специализированной, в том числе и ввиду весьма высокой цены. Просто любопытствующих людей практически не было – собрались профессионалы в своей области, в кулуарах стало легче пообщаться с экспертами, да и уровень докладов повысился.
Традиционно первым выступил Дмитрий Лысюк, исполнительный директор Gemius Ukraine, поделившийся результатами последнего исследования украинской интернет-аудитории. По его словам, в апреле около 7,2 млн наших соотечественников выходили во Всемирную Сеть. Это немногим меньше, чем в марте, когда был зафиксирован рекорд 7,32 млн, но рост по сравнению с предыдущим годом существенный – в апреле 2008 г. этот показатель равнялся лишь 6 млн.
Некоторое замедление темпов роста проникновения Интернета объясняется различными факторами. Прежде всего – экономическим. Услуга эта сегодня весьма доступна, но не стоит забывать, что обязательным условием для ее использования является компьютер, а он пока есть далеко не в каждой семье. Учитывая нынешние реалии, ситуация изменится не скоро, ведь, по данным IDC, продажи ПК у нас в стране в I квартале сократились в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по итогам же 2009 г. аналитики прогнозируют уровень 2005 г.
Другой фактор – демографический. Прирост интернет-аудитории зачастую осуществляется благодаря молодежи, при этом как раз в конце 80-х – начале 90-х был ощутимый спад рождаемости. Но не все согласны с таким мнением. Сергей Петренко, директор «Яндекс.Украина», приводит в пример известный сайт «Одноклассники», сумевший привлечь в Сеть людей, ранее туда не стремившихся. Поэтому чаще всего «ответственность» за проникновение Интернета лежит и на сервисах.
Верят в перспективы отечественного Интернета и рекламодатели. Да, на практике пока все не так активно, как декларируется, но все же. По информации Евгения Шевченко, директора UaMaster, в настоящее время в нашей стране Интернет является единственным медиа-носителем, бюджеты на который увеличиваются. Уточнил его данные Андрей Заблоцкий: если сравнить март 2008 и 2009 гг., то на самом деле есть рост, но небольшой – 3%, к тому же, только если считать в гривне.
Многие рекламодатели действительно пока очень настороженно относятся к интернет-активности. Однако это скорее применимо к крупным компаниям, малый и средний бизнес идет во Всемирную Сеть весьма активно. «В Интернете попросту нет входного порога, можно получить эффективную отдачу на каждый потраченный доллар вне зависимости от общего бюджета рекламной кампании», – рассказывает Александр Ольшанский, совладелец «Украинской Баннерной Системы». И именно в поступлениях из SMB он видит ближайшее будущее интернет-рекламы в Украине, эксперт уверен, что «Миллион термитов способны съесть любого слона, каким бы большим он ни был».
Компьютерное обозрение, июнь 2009