От вирусного маркетинга к маркетингу вирусами

В теории маркетинга есть такое понятие как «вирусный маркетинг» (ВМ), под которым подразумеваются методы распространения рекламы в прогрессии, близкой к геометрической. При этом главным распространителем информации являются сами её получатели.

Сложность ВМ состоит в том, что для его успешной реализации нужна  яркая неординарная идея, которая сможет увлечь людей, убедить их распространить её среди друзей и знакомых. Иными словами, вирусный маркетинг — инструмент эффективный, но очень непростой в применении.

В связи с этим, у многих компаний возникает соблазн использовать некий аналог «маркетинга вирусами», то есть принудительное распространение своей рекламы. Один из примеров — уже привычный всем спам. Однако хорошие почтовые службы давно научились более-менее качественно с ним бороться.

Другой пример нелегального интернет-мартикенга — проникновение в веб-браузер. Представьте производителя некоторых товаров, который принудительно и без вашего ведома устанавливает в качестве стартовой страницы вашего браузера свой собственный сайт, а также поисковый модуль, который в ответ на любой запрос всегда выдает ссылку на сайт компании среди списка результатов.

Подобной стратегии в облегченном виде придерживаются практически все крупные поисковики. Например, довольно часто при закачке какой-либо бесплатной утилиты вам предложат установить Яндекс.Бар, Google.bar или Bing.bar. Правда это процесс происходит совершенно прозрачно и пользователь может в любой момент отказаться от подобных надстроек.

Гораздо более странную стратегию выбрала российская ИПС Mail.ru. Знакомый системный администратор поведал крайне неприятную историю, которая случилось с одним из его подопечных. Пользователь скачал пиратскую копию некоторой программы (кстати, вот еще один довод против пользования пиратским ПО), назовём её “soft.exe”, размером 382К. По неопытности решив, что это веб-загрузчик для остального дистрибутива, запустил её. В течение двух секунд он наблюдал на экране песочные часы, после чего система вернулась к обычному состоянию. Акцентирую: на экране не было никаких сообщений или предупреждений.

Зато через некоторое время пользователь обнаружил в памяти процесс Guard.mail.ru, а во всех браузерах, кроме Opera, в качестве стартовой страницы и поисковой системы по умолчанию была установлена Mail.ru, кроме того — появился Mail.ru.bar. Системному администратору пришлось потратить немало времени на удалении всех непрошенных программ и закладок и восстановление status que. Каково же было его удивление, когда подобный мусор  он обнаружил и на других машинах вверенного ему ведомства. Причем пользователи уверяли, что они не ставили данные утилиты и не понимают, как они там оказались.

Что же такое Guard.Mail.ru? После своей инсталляции программа подменяет стартовую страницу вашего браузера, после чего следит, чтобы пользователь не изменил её самостоятельно на какую-либо другую. Если подобное происходит – она выдает предупреждение и предлагает пользователю заблокировать изменение.

Исходя из теории, Guard.Mail.ru не есть вирус, поскольку она не распространяются самопроизвольно с компьютера на компьютер. Скорее утилиту можно назвать типичным трояном, который маскируется под  инструмент защиты информации, однако такую задачу совершенно не выполняет.  Этот софт устанавливается без спроса также при инсталляции утилиты Mail.ru Агент и некоторых других программ. Особо неприятен тот факт, что последствия деятельности Guard.Mail.ru в системе устранить не так уж просто, для этого надо, как минимум, владеть определенной квалификацией.

Отметим, что по данным сайта www.liveinternet.ru поисковик Search.Mail.ru владеет долей порядка 8% на рынке рунета. Учитывая довольно слабую релеватность результатов, выдаваемых этой поисковой системой, остается лишь удивляться достаточно высокому числу её пользователей. По видимому, «маркетинг вирусами», а точнее — «маркетинг троянами» обеспечивает довольно неплохой приток неквалицированных пользователей, неспособных самостоятельно избавиться от назойливых «услуг»  Guard.Mail.ru. Изумляет лишь тот факт, что антививирусные до сих пор не детектируют Guard.Mail.ru как шпионскую программу.

Читайте также:

«ВКонтакте», «Яндекс» и Mail.ru внесены в реестр Роскомнадзора по “закону о блогерах”

Mail.ru меняет бесплатный терабайт «облачного» хранилища на право бесплатно использовать контент

“Потенциально нежелательный” Mail.ru

Mail.ru стала владельцем множества нецензурных и пиратских доменов