Поисковики в Украине: скорее мёртвые, чем живые

Бум разработки поисковых систем в Интернете (ИПС), стартовавший в Украине (да и в мире в целом) в конце 90-х – начале 2000-х, постепенно сошёл на «нет» после того, как на рынке определились лидеры. И сегодня украинский серфер использует всего две ИПС: Google и Яндекс. Что же касается отечественных систем, коих было немало ещё 10 лет назад, то большинство их ушло в небытие, а те, что остались, уже не столько конкурируют, сколько сотрудничают с зарубежными гигантами. Попробуем разобраться, почему сложилась такая ситуация.

Где лежат деньги?

Поисковые системы в основном зарабатывают на контекстной рекламе. Есть, конечно исключения, такие как компания Yahoo, которая зарабатывает на медийной рекламе, однако такиж немного. И в отличие от медийной рекламы, которая приносит доход владельцу сайта даже в том случае, если у него есть совсем небольшое число посетителей, контекстная найдёт своего клиента лишь тогда, когда ИПС имеет значительную долю рынка. “Но чтобы занять заметную долю на рынке, необходимо осуществить значительные инвестиции в разработку и программистов”, – говорит Ростислав Шоргин, руководитель отдела маркетинга поисковых сервисов Яндекса. «Поиск – это, в первую очередь, очень сложные технологии, сильная математическая школа. Страны, в которых успешно работает поисковик “собственного” производства, можно пересчитать по пальцам – это США (Google), Россия (Яндекс), Китай (Baidu), Чехия (Сезнам), Корея (Naver). В мире больше стран, где есть те или иные собственные космические технологии (порядка 20–25), чем стран с собственной успешной поисковой системой».

Но дело, пожалуй, не только в качественном ПО, которое будет быстро индексировать содержимое веба, выдавая максимально релевантные результаты в ответ даже на весьма нечеткий, а порой и очень «кривой» запрос пользователя. Для быстрого поиска необходимо также мощное оборудование. Так, ещё в далеком 2002 году Google использовал для работы своей поисковой системы порядка 10 тысяч серверов. В прошлом году, по последним данным,  «матчасть» Google исчислялась уже 900 тысячами серверов (конечно, далеко не все они используются для поиска в Интернете). Оба компонента успешной ИПС — ПО и «железо» — стоят весьма недешево. Вот и получается замкнутый круг: сначала вложить немалые инвестиции в разработку и запуск хорошей поисковой системы и только после этого получить возможную прибыль за счет контекстной рекламы.

Такое «удовольствие» себе могут позволить далеко не все. Даже Microsoft с его поистине безграничными ресурсами пока что не может тягаться с Google в области поиска, занимая на ключевом для себе рынке США лишь 18%, в то время как Google принадлежит доля  свыше 60%.

«Лидеры рынка имеют серьёзные преимущества перед новичками не только с точки зрения сработавшейся команды — это и колоссальный экспериментальный опыт, и накопленная статистика для анализа, и многое другое, — утверждает Ростислав Шоргин. — Вероятно, если бы за создание поисковой системы взялось государство, можно было бы рассчитывать на какой-то результат, но пока таких прецедентов не было. Да, на рынке периодически появляются (и так же периодически исчезают) какие-то нишевые стартапы вроде поиска по телесериалам, определенным товарам и пр. Но они не могут как-то существенно повлиять на бизнес крупных игроков».

Пути распространения

Впрочем, создать хорошую ИПС – это лишь половина дела. Не менее важно популяризировать ее среди пользователей. И здесь владельцы поисковика вряд могут пойти традиционным путем SEO с целью продвинуть свою систему на чужих ИПС. Фактически для своего продвижения поисковики используют целую экосистему из различных бесплатных приложений и сервисов, включая электронную почту, географические карты, блоги и т. д. Цель предоставления всех этих сервисов — «вбить» в голову пользователя название поисковика, заставить его любым, пусть даже весьма хитрым способом использовать именно данную систему. Именно для достижения такой цели Google продвигал себя через сотрудничество со Skype, а Яндекс через ICQ (кстати, сейчас уже Яндекс сотрудничает со Skype, а Mail.ru — с ICQ). Как раз по этой причине после установки многих бесплатных утилит, скачанных с download.ru или download.com пользователю предложат дополнительно инсталлировать Яндекс- , Google-, или Mail.ru-toolbar. Собственно, здесь разработчики ИПС в полную силу используют тот факт, что многие серферы слабо разбираются в интернет-поиске и типах поисковиков, поэтому весьма радушно принимают появление в браузере дополнительной панели с кнопками и строкой поиска.

Движимые стратегией экспансии своего бизнеса поисковые системы активно осваивают зарубежные рынки, стараясь учитывать все его локальные особенности. И чем тщательнее разработчики примут во внимание местную специфику, тем больше шансов на успех имеет их система. «Присутствие поисковой системы в нескольких странах вовсе не означает, что она не локальна в каждой из них. Сильная сторона Яндекса как раз в его локальности — чтобы выйти на рынок новой страны, мы не только учимся искать на ее языке или языках, но и досконально изучаем местную специфику, чтобы давать хорошие ответы на запросы ее жителей», — комментирует Ростислав Шоргин.

Однако именно эта стратегия практически не оставляет шансов для локальных систем. Соперничество с мощными глобальными игроками обычно заканчивается для них поражением.

Ситуация в Украине

Прежде чем анализировать ситуацию в Украине, обратимся к зарубежному опыту. В середине 1990-х Yahoo начертала одну из первых историй успеха эпохи Интернета. Она стала первым крупным веб-порталом и поисковой системой, позволившей людям исследовать новую для них Всемирную паутину и получать доступ из единого места к богатому меню новостей, веб-сервисов, приложений и информации. И хотя функция поиска в современной Yahoo уже давно уступает Google или Bing, тем не менее, её бизнес по-прежнему достаточно успешен.

Не сумев продвинуться в сегменте поиска, некоторые отечественные предприниматели попытались превратить свои порталы в каталоги украинских веб-ресурсов, в какой-то степени повторяя путь Yahoo. Эти каталоги совершенно не претендуют на полный охват отечественных веб-сайтов, и все же часто очень удобны при поиске тех или иных товаров, услуг или информационных ресурсов.

Сама функция поиска в них не является основной и присутствует просто как одна из дополнительных опций. Отечественные игроки давно поняли: зачем противостоять тому, что можно использовать? Поэтому на фоне мощных глобальных  поисковых систем появились «суперпоисковики», которые находят информацию посредством других ИПС. Например, такую технологию использует ресурс www.sova.com.ua, задействуя Google для поиска в Интернете. В результатах, естественно, присутствует контекстная реклама, оплаченная для Google.

Кстати, иногда такая тактика приносит неплохие результаты. Например, агрегатору новостей и каталогу веб-ресурсов Ukr.net, который предоставляет поиск посредством Google, Yandex и Bing, удалось получить в январе текущего года 1% от украинского рынка поиска в целом. Это больше чем у Bing и Rambler вместе взятых.

Довольно уверенно себя чувствует украинский каталог сайтов Meta, кстати, один из первых крупных отечественных ресурсов. Помимо большого реестра сайтов и новостей, портал недавно запустил картографический сервис, причем весьма неплохого качества. К сожалению, поиск в Meta.ua реализован не на лучшем уровне и выдает почти нерелевантые результаты.

Этот список можно продолжить другими веб-порталами, например katalogsaitov.info,  http://online.ua, search.qs.kiev.ua и т. д. Все они представляют собой более или менее качественный каталог веб-сайтов и либо собственную достаточно примитивную поисковую функцию, либо интегрированный в сайт поиск от Google

Отметим, что ни один из украинский веб-порталов, кроме Ukr.net, не смог добиться сколь-нибудь успешного результата на рынке поиска. Многие из них, не успев вовремя перестроиться, просто ушли с рынка. Так, на странице poisk2000.com.ua можно найти длинный список отечественных поисковых систем или каталогов ресурсов, существовавших на рынке ещё 10 лет назад. Однако 90% из них уже «мертвы», а их домены выставлены на продажу.