Весной 2016-го в Нью-Йорке состоялась открытая презентация виртуального помощника Viv, основанного на технологии искусственного интеллекта. Новую программу разработала команда, ответственная за появление голосового ассистента Siri, а демонстрировал возможности продукта лично соучредитель и CEO компании Даг Китлаус (Dag Kittlaus). Спустя несколько месяцев первые пользователи успели изучить возможности Viv, сравнить её с другими AI-разработками и оценить, насколько программа оптимизирует взаимодействие с интернетом.
Как выяснил предприниматель и журналист Джон Баттель (John Battelle), в своё время создавший Wired, команда Viv собирается преобразовать модель работы человека с интернетом — и выстроить новую экономику для онлайн-бизнеса. Но как выиграть в битве с гигантами онлайн-маркетинга?
В чём секрет
В проекте Viv все программы и приложения взаимодействуют друг с другом и обмениваются данными, используя AI-алгоритмы. Система предугадывает действия не только одного пользователя, но также и ответную реакцию на его запрос от других участников сети. Таким образом количество действий, которые необходимо предпринять для выполнения запроса, сокращается, как и время на обработку задачи.
Пример работы алгоритмов Viv: пользователь просит виртуального помощника перечислить другу деньги за коктейли на вчерашней вечеринке. Благодаря объединённым мобильным технологиям и открытым API, все эти операции могут быть выполнены через одну голосовую команду. Viv находит в календаре записи о вчерашнем событии, в контактах — того самого друга, с которым вчера проводил время пользователь, затем отправляет запрос мобильной системе платежей для перечисления средств. За распознавание голоса отвечает технология Nuance от Nuance Communications — компании, которая уже больше 20 лет работает с распознаванием и синтезом речи. Алгоритмы Viv разделяют запрос от пользователя на отдельные функции и в режиме реального времени прописывают задачу другим программам, чтобы правильно перечислить деньги за вечеринку.
Сложно не сравнивать работу Viv с Siri, тем более, учитывая тот факт, что создатели «яблочной» ассистентки — Даг Китлаус, Адам Чейер и Крис Бригэм — разрабатывали Viv. Интерфейс программы напоминает и других виртуальных помощников: Cortana, Alexa, «OK, Google». Но чтобы действительно понять работу Viv, надо не сравнивать программу с её нынешними конкурентами и вернутся мысленно к заре поисковых технологий, первым попыткам от Google, когда искать и находить нужные сайты было в разы сложнее. Новая разработка решает проблемы, которые были у пользователей и много лет назад, при этом не использует тот набор действий, к которому нас приучили ведущие IT-корпорации.
С прицелом на «ТОП»
Viv хочет создать платформу на уровне поисковика Google и магазина приложений App Store, предлагая пользователям новый формат работы с онлайн-сервисами. Интерфейс напоминает уже привычного виртуального помощника, но замена всех функций единой платформой может существенно повлиять на «ТОП-5» в интернете: поиск (в котором лидирует компания Google), электронную торговлю (Amazon), соцсети (Facebook), корпоративные продукты (Microsoft) и мобильные сервисы (Apple/Google).
Компании, которые заняли безоговорочное лидерство в отдельных сегментах интернета, диктуют правила всем остальным участникам онлайн-сообщества. Чтобы ваш сайт обнаружили будущие клиенты, придётся создать его в соответствии со всеми требованиями поисковых алгоритмов Google. Поисковик идентифицирует и позиционирует сайт, основываясь на его релевантности введённому запросу. Постепенно позиция в поисковой выдаче стала свидетельством репутации и статуса ресурса, а верхние пункты Google превратила в неиссякаемый источник дохода от рекламодателей. На сегодняшний день «корпорация добра» создала одну из двух главных точек входа в мир большого онлайн-бизнеса — если вы действительно хотите зарабатывать в интернете, придётся считаться с Google.
Запасной вариант
С развитием мобильного интернета появился второй важный сценарий для онлайн-предпринимательства, полагает Джон Баттель. Постепенно настольные программы стали терять актуальность, а в интернет-торговле массово перенесли свои услуги в мобильные устройства. В этой среде их ожидали правила, установленные другой корпорацией, породившей iPhone, iTunes, App Store и свод правил, которые придётся соблюдать, чтобы получать прибыль в мобильном интернете. Баттель отмечает: когда-то Стив Джобс выступал против монополистов, которые ограничивали доступ к мобильным телефонам рядовых пользователей и блокировали выход на рынок более мелких игроков. Ирония в том, что со временем сама Apple превратилась в крупнейшего монополиста отрасли мобильных сервисов, и даже рост популярности Android не умаляет главенствующей позиции Купертино.
Те компании, которые зарабатывают в интернете не через сервисы Google или Apple, наверняка имеют дело с Facebook. Соцсеть Марка Цукерберга активно расширяет сферы онлайн-влияния, с акцентом на продажу рекламы и электронную торговлю, попутно работая над подключением к интернету отдалённых регионов Земли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Задумка разработчиков Viv — создать альтернативный вариант «выхода в интернет», при котором малому бизнесу не придётся взаимодействовать ни с поиском Google, ни с магазином iOS-приложений. И если Китлаусу с коллегами удастся задуманное, они смогут на равных конкурировать с Apple и Google, которые на сегодняшний день совместно управляют онлайн-рынком с оборотом более $1 трлн.
Ставка на универсальность
Viv надеется стать универсальной интеллектуальной утилитой, используя те же механизмы, что помогли Google и Apple построить собственные монополии в поисковых системах и мобильных программах. Разработчики создают закрытый цикл действий программы, которая понимает все команды пользователя: от ввода текста на сенсорной клавиатуре смартфона — до голосовой команды мобильному ассистенту. Viv — тот же набор поисковых запросов и инструментов для ответов на них, использующий для решения задач все возможности мобильного интернета.
Для успеха Viv на данный момент важен лишь один показатель — количество разработчиков, интегрировавших этот сервис в свои продукты. Использование API на основе открытых данных в современных мобильных сервисах уже доказало свою эффективность. Теперь главная цель команды — привлечь критическую массу продуктов, работающих с Viv, чтобы алгоритм смог выстроить работоспособную систему для реализации пользовательских задач. Китлаус продвигает среди разработчиков идею, что Viv поставляет «информацию как сервис», работая с огромным массивом открытых пользовательских данных из самых разных мобильных приложений.
Главные союзники Viv — IT-компании, которые также хотят побороть монополию «Большой пятёрки», чтобы развивать собственный бизнес. Состязаться с Apple и Google будет непросто — обе компании, по сообщениям СМИ, уже пытались приобрести Viv, что лишь подтверждает огромный потенциал платформы. Рынку нужна «свежая кровь» — новый игрок, а не новый департамент в составе одной из корпораций. IT-индустрия в целом закостенела и стала неповоротлива, когда дело доходит до изменения существующего положения дел. Компании предпочитают действовать по знакомым алгоритмам, пусть даже не всегда самым оптимальным. Но те, кто создали Viv и теперь пытаются повсеместно её внедрить, исповедуют один из самых любимых принципов всех пользователей: «Есть другой способ решить эту задачу — и он наверняка лучше того, что уже есть».
Источник: NewCoShift | Фото: The Washington Post