Что ждёт смартфоны в будущем?

Бенедикт Эванс, обозреватель и аналитик, прогнозирует будущее рынка смартфонов, особенно с учётом того, что темпы развития “облачных” сервисов телефонии и конкуренция производителей «умных» телефонов сейчас высоки, как никогда.

С момента представления первого айфона прошло 7 лет — и вот теперь рынок небольших устройств, которые умеют «всё и даже больше», переполнен производителями, моделями и операционными системами. Точнее даже так: конкуренция брендов и производителей вышла на первое место, потому что на массовом рынке осталось по сути две ОС: Android и iOS. За 7 лет обе мобильных операционных системы неоднократно дорабатывались и совершенствовались наряду с аппаратной платформой. Ожидания пользователей растут, и рынок смартфонов меняется в соответствии с тем, чего хочет потребитель.

Правда, различия между смартфонами и производителями всё больше сглаживаются, и по мнению Эванса почти все бренды производят примерно похожие телефоны и сервисы к ним. Найти кардинальные отличия нельзя: меняется порядок опций, но не сама их суть или область применения. Даже внешний вид 90% современных смартфонов одинаков. Особенности дизайна и форм-факторы устройств — всё это постепенно отошло на второй план.

В этом году в рамках конференций WWDC и Google I/O двое главных конкурирующих производителей представили своё видение рынка смартфонов и мобильных платформ на ближайшие несколько лет. И главное, что отмечают обозреватели в каждом из анонсов, — это ставка на “облачные” сервисы. Синхронизация вкладок и приложений, единая экосистема, переход к «Интернету приложений» — главные тренды, озвученные этим летом и Apple, и Google.

Screen Shot 2014-07-25 at 13.55.47

В ближайшем будущем смартфоны будут конкурировать не за счёт форм-фактора, дизайна или возможностей камеры, записи звука и других вспомогательных «фишек». Основное противостояние развернётся в сфере взаимодействия разных сервисов, которые производители смартфонов предложат покупателям устройств.

Если кратко сформулировать различия между будущими «умными» телефонами, то в Apple намерены сделать простое “облако” с подключенными к нему «умными» приложениями, которые установлены в телефонах. В то время как Google делает «умное облако» с простым показом происходящего в нём через нативные приложения на экране смартфона. «Яблочные» телефоны станут «компьютером в кармане», а «зелёные роботы» возьмут компьютерные возможности на сторону серверов, оставляя пользователю лишь «зеркало» в мир их работы. Красивый шустрый кусок «железа» с камерой — и не более того, считает Эванс.

С другой стороны, есть ещё новички на рынке мобильных ОС — это разработка Fire Phone и эксперименты Facebook с собственной мобильной системой. Всё будет зависеть от того, как эти новые игроки поведут себя (хотя с точки зрения рынка перспектив у них не слишком много).

В неоднозначной ситуации окажется лишь компания Amazon: у неё мощный потенциал благодаря собственным облачным сервисам, экосистеме, магазинам и серверным площадкам, но с другой стороны, её планшет и смартфон опираются на Android, и пока не похоже, что корпорации удастся совсем избавиться от этой ОС. В этом плане нас ожидает несколько интересных лет впереди.

И конечно же, не стоит забывать еще об одной ОС, о которой Эванс не вспоминает: Samsung и ее Tizen OS. Южнокорейская компания решила создать свою мобильную экосистему, чтобы дистанцироваться от Google и Android. Разработчики смотрят на эту инициативу довольно скептически. В самой компании говорят о том, что использование HTML5 позволит сделать разработку приложений проще и удобнее. С другой стороны, по пути упрощения пошли и в Apple, представив язык программирования мобильных приложений Swift с упрощённым синтаксисом. Битва новых платформ и пакета сервисов — главный тренд, который нас ожидает.