Александр Ольшанский, ИнАУ: “Введение кириллических доменов – испытание для рынка”

В октябре в Украине будут введены IDN-домены (с кириллическими символами) в зонах .COM.UA и .KIEV.UA. По крайней мере, так обещала компания «Хостмастер», инициировавшая это нововведение. Она собиралась начать регистрацию IDN-доменов еще в июле, однако совещание с регистраторами заставило «Хостмастер» отложить решение – процедура требует доработки.

При изначальных правилах киберсквоттеры, захватив кириллические аналоги существующих доменов, могли получить инструмент для вымогательства. Ведь по звучанию такие домены будут идентичны, что позволит вводить в заблуждение интернет-пользователей, например, при радиорекламе.

Впрочем, мнения о процедуре введения кириллических доменов у регистраторов разделились. Одни ратуют за отсутствие каких-либо приоритетов и регистрацию доменов по принципу: «кто первый, тот и прав». Другие готовы все-таки дать шанс владельцам зарегистрированных торговых марок. Третьи отстаивают интересы обладателей существующих интернет-имен. От того, чьи доводы примет «Хостмастер», зависит дальнейшее развитие украинского рынка регистраций доменных имен.

Заместитель председателя правления Интернет-Ассоциации Украины (ИнАУ) (и одновременно руководитель крупнейшего регистратора Imena.UA) Александр Ольшанский на встрече регистраторов был одним из наиболее ярких представителей компаний, ратующих за третий вариант. О причинах своей позиции он рассказал в интервью ITnews.

Александр, зачем все-таки надо отдавать приоритет владельцам существующих доменов?

Сам по себе IDN-домен имеет мало потребительской ценности: пользователям неудобно переключать раскладки на клавиатуре, поисковики плохо индексируют такие домены, почта «не ходит» на такие e-mail. То есть такие имена ценны только в привязке к соответствующему латинскому домену.

Данную ситуацию можно сравнить с застройкой города. Представьте, что в его центре строить магазины дорого, долго и хлопотно из-за оформления большого количества документов. Это наш домен .UA. И где-то вдали от центра горадминистрация выделила некий район, где строить магазины можно быстро и легко. Но только по нечетной стороне – это латинские домены вида FIRMA.COM.UA и FIRMA.KIEV.UA. Предприниматели начали там строить свои ларьки. Они вкладывали в них средства, популяризировали эти места и постепенно некоторые из них превратились в большие красивые торговые центры. Бизнесмены хотели бы построить аналогичные магазины или парковку напротив, на четной стороне улицы (в кириллической раскладке), но правила этого не позволяли, поэтому приходилось инвестировать в раскрутку уже имеющегося адреса.

И вот вдруг, в один момент горадминистрация разрешила строить магазины на четной стороне улицы – это кириллические IDN-домены. Но ценность этого земельного участка фактически сформировал тот, кто долго строил магазин напротив. Именно благодаря ему участок на противоположной стороне очень выгоден для приобретения. И если не дать этому предпринимателю приоритет на покупку этого участка, а сделать соревнование на скорость подачи заявки в горадминистрацию, то вполне возможно, что напротив, допустим, «Детского мира» появится бордель. Тогда владелец детского супермаркета, чтобы сохранить свой бизнес, будет вынужден выкупать у захватчика новооткрывшийся участок за очень большие деньги.

Так и на рынке регистрации доменов: при открытии кириллической регистрации предоставление всем одинаковых шансов будет несправедливостью для тех, кто годами инвестировал в свое интернет-имя, а теперь фонетически неразличимое имя (на самом деле, по моему мнению, идентичное, но написанное символами другого алфавита) сможет за бесценок захватить кто-то другой. Причем простая математика говорит о том, что у существующих владельцев шансы будут минимальны в силу того, что претендентов на русскоязычный эквивалент раскрученных имен будет очень много. Ведь это такая привлекательная возможность: всего за несколько десятков гривен получить имя, неразличимое на слух с именем, стоимостью в миллионы долларов. Поэтому мы должны защитить интересы владельцев существующих доменов и отдать им приоритет в получении кириллических аналогов.

На встрече много говорилось о негативных последствиях для рынка в случае массового захвата сквоттерами аналогов известных и раскрученных доменов. Предполагаете ли вы такие последствия и в чем они, по вашему мнению, заключаются?

В случае принятия непродуманных решений «мелкие неприятности» буду выглядеть в виде многочисленных судебных исков от владельцев раскрученных доменных имен. Гораздо более серьезные проблемы ожидают нас в долгосрочной перспективе, вследствие утраты украинскими доменами инвестиционной привлекательности. Если сейчас не защитить владельцев почти 200 тысяч доменных имен, то есть фактически «кинуть» их, предоставив им самим разбираться с проблемой, которую мы для них придумали, то в следующий раз они будут регистрировать домены в других зонах, не подверженных подобным «революционным» изменениям. И более того — скорее всего эти зоны будут не украинские. Люди просто утратят доверие к инвестициям в раскрутку бренда там, где правила могут меняться без учета интересов существующих регистрантов. Потери для рынка будут малозаметными вначале, но очень ощутимыми в долгосрочной перспективе. Ведь доменный рынок – это рынок доверия.

Какие, на ваш взгляд, возможны оптимальные решения такой проблемы?

На совещании наша компания предложила четыре способа решения этой проблемы. Расскажу о двух из них, поскольку другие два являются вариациями на тему этих.

В первом варианте каждому регистранту в зоне .COM.UA или .KIEV.UA выдается электронный купон на регистрацию одного кириллического двойника, так сказать без очереди. Причем этот купон будет распространятся именно на двойников существующих доменов и реализовать его можно будет у любого украинского регистратора по выбору клиента.

Второй способ более известный из мировой практики как landrush-период, предусматривает в первый месяц существенное завышение цены домена и обязательную регистрацию его на длительный срок. В последующие месяцы цена и срок обязательной регистрации постепенно уменьшаются и сокращаются вплоть до достижения обычного уровня. Например, пусть доменное имя стоит не 40 гривен, как изначально предложил «Хостмастер», а 500-600, и минимальный срок его регистрации пусть будет четыре года. И такой подход существенно осложнит жизнь киберсквоттерам, поскольку им придется инвестировать очень значительные средства на длительный период. А практика показывает, что в итоге выкуплены будут только 5-10% захваченных имен. То есть для обеспечения положительного денежного потока продавать их придется по ценам от 25 до 50 тыс. грн., что очень малореально. С другой стороны для владельца раскрученного латинского имени 2-2,5 тыс грн за 4 года регистрации гораздо более приемлемая альтернатива, чем ведение переговоров с захватчиками или перспектива иметь порносайт на фонетически идентичном (то есть таком же по произношению, но написанном русскими буквами) домене.

Многие регистраторы высказывали опасение, что процедура с купонами нереализуема, так как ряд крупных регистраторов, в том числе и ваша компания не публикуют данные регистрантов в том числе и e-mail

Не вижу в этом проблемы. Мы предлагали раскрыть «Хостмастеру» соответствующую информацию для однократного использования на условиях неразглашения. Убежден, что на это пошли бы и другие. Кроме того, существует еще ряд возможных технических ухищрений, как бы это можно было сделать, не раскрывая при этом данные клиентов для третьих лиц.

Завышение цены позволит здорово нажиться регистраторам…

Во-первых, эту проблему придумали не регистраторы. И даже отчасти — не «Хостмастер». Изначально домены на всех алфавитах, кроме латиницы были запрещены. Однако потом какие-то «горячие головы» внедрили это в крупнейших мировых реестрах. И, несмотря на то, что реальная ценность этих доменов более, чем сомнительна, остановить этот процесс, видимо, уже невозможно. Во-вторых, речь идет о повышении цены операторов реестра для регистратора. А какую коммерческую наценку добавит к этой цене соответствующий регистратор — это уже совершенно другой вопрос. В-третьих, скорее всего, возможностью обзавестись кириллическими доменами за 600 гривен воспользуются 1-2 тысячи компаний. Если процедура будет ступенчатой, со снижением цены, то количество регистраций может составить от силы 5-7 тысяч (но и цена ведь будет постепенно снижаться). То есть речь идет о мизерной сумме в масштабах рынка Украины и о мизерной доле от общей базы зарегистрированных доменов. Но важно понимать, что именно эти 5-7 тыс. компаний за последние пять лет инвестировали до 80% всех денег, вложенных в развитие Уанета.

И все-таки с предложенными вами мерами заработки регистраторов будут пропорциональны занимаемой ими доле рынка. Выходит, вы просто отстаиваете позиции своей компании…

Во-первых, заработки и так пропорциональны занимаемой доле рынка, а во-вторых было бы странно, если бы я отстаивал позиции чужой компании… Кстати, предложенные мною способы и процедуры даже расходятся с финансовыми интересами Imena.UA. Если регистрант может обратиться к любому регистратору, то, с учетом нашей большой доли рынка, мы, скорее всего, останемся даже в некотором проигрыше. Так как по теории вероятности далеко не все наши клиенты обратятся именно к нам.

Но как же быть с клиентами, которые хотят просто обзавестись полукириллическими доменами, ни у кого ничего не захватывая, а вы предлагаете создать на их пути лишние преграды? Не является ли это ущемлением их интересов?

Я с подозрением отношусь к отстаиванию интересов мифических обиженных – обычно их используют для манипуляций. То есть я хочу сказать, что про интересы этих людей мы знаем лишь из предположений. А вот про интересы существующих клиентов, которые много лет вкладывали силы и деньги в развитие своих проектов, мы знаем не понаслышке.

Что вы предлагаете говорить мне нашим клиентам? Как я могу обосновать перед ними отказ защищать их интересы?

На самом деле здесь столкнулись две парадигмы маркетинга. Поклонники первой стараются строить доверительные отношения с клиентом. То есть, фактически клиент нанимает своего поставщика услуги на работу. Которая состоит, в том числе, и в защите его, клиента, интересов. Эта стратегия маркетинга консервативна и нацелена на долгосрочное инвестирование.

Приверженцы «агрессивного маркетинга» ориентируются больше на приобретение новых клиентов. Продав услугу, они исходят из того, что больше ничего клиентам не должны. Их больше интересует получение следующего клиента. Такая стратегия рассчитана на быструю экспансию и расширение клиентской базы.

Но и клиенты ведь тоже бывают разные. Кто-то может хотеть просто услугу без построения долгосрочных отношений. Или, например, не верят в то, что поставщик услуги будет защищать его интересы и в дальнейшем. Как насчет интересов таких людей?

Именно поэтому у нас в стране более 180 различных регистраторов. И это «святое» право пользователя выбирать, какая компания будет его обслуживать. Что же касается данной ситуации, то мне кажется, что необходимо найти баланс. И оба варианта: как с купоном, так и с landrush-периодом, по-моему, являются сбалансированными. То есть, в варианте с купоном, если вы не собираетесь захватывать имя, фонетически идентичное чужому, то для регистрации не будет никаких препятствий. В варианте с landrush речь идет о том, что право подать на регистрацию вне очереди существует у всех, но за него необходимо заплатить. В любом случае, на встрече регистраторов прозвучали лишь идеи и предложения, а решение об окончательном выборе той или иной процедуры остается за администратором домена .UA . Хотя некоторые ощутимые результаты от этой встречи уже существуют. В частности ООО «Хостмастер» торжественно пообещало о том, что процедуры каких бы то ни было будущих изменений будут обсуждаться до того, а не после. И это, на мой взгляд, хороший сигнал о том, что забота о долгосрочном здоровье доменного рынка все-таки постепенно станет приоритетной задачей, как для украинских регистраторов, так и для администратора домена .UA, так и для ООО «Хостмастер».

ITnews, август, 2010 г

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска