Справиться с ростом

Именно так определил основную задачу, которая стоит перед украинским рынком Интернет, Александр Ольшанский — президент компании Imena.UA и заместитель председателя правления Интернет Ассоциации Украины

Какие наиболее насущные проблемы и задачи стоят перед украинским Интернетом?

Александр Ольшанский: На самом деле сейчас сложилась необычная ситуация: в украинском Интернете все хорошо. Еще в 2007 году я говорил о том, что 2010 год будет годом перелома. Этот процесс мы и наблюдаем. Кризис внес некие коррективы, но речь о задержке примерно в полгода. Этот перелом заключается в резком увеличении, по сравнению с прошлыми годами, количества абонентов. Это связано с двумя факторами. Во-первых, много частных компаний, развившись и построив телекоммуникационную инфраструктуру, готовы подключать и обслуживать большое количество абонентов. Во-вторых, с невероятной скоростью дешевеют устройства доступа в Сеть. Если в 2007 году порог подключения составлял примерно $700 (цена компьютера), в 2008—2009 цена ПК (ноутбука) составляла $450—500, то в 2011 мы увидим планшетные устройства, которые будут стоить $100-150. При этом цена высокоскоростного доступа на уровне 50—100 грн уже находится на экономически доступном уровне практически для любой семьи в Украине, по крайней мере, в крупных городах. Существенно подешевел и мобильный широкополосный доступ. Я думаю, что, начиная с 2011 года и на протяжении 3—5 лет рынок интернет-доступа в Украине будет одной из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей. Ведь эту отрасль кризис затронул меньше, чем остальные: построенная провайдерами инфраструктура никуда не делась, а спрос на подключения постоянно растет. В итоге основной проблемой для нас будет справиться с этой скоростью роста. Но есть другой вопрос: почему так все хорошо? На конференции по UA-IX Сергей Полищук докладывал, что Украина вышла на шестое место в Европе по объему внутреннего трафика, а к концу года выйдет на пятое. Притом,что в рейтинге участвуют такие крупные страны как Россия, Франция, Германия, Нидерланды. То есть мы стоим в одном ряду с самыми развитыми странами. У нас самая высокая скорость роста и речь идет о том, что в следующем году мы сможем претендовать на четвертое место. Это фантастический результат для Украины.

Как вы относитесь к попыткам регулировать рынок интернет-доступа?

А. О.: Рынок доступа в Интернет с самого начала был дерегулирован: мы в меньшей степени, чем в других странах испытывали давление государства и государственных монополистов. Но в последнее время проводятся массированные попытки под каким-либо предлогом изменить эту ситуацию. Этого категорически нельзя делать, иначе мы значительно снизим инвестиционную привлекательность интернет-бизнеса и поток денежных средств, которые мы можем получить в течение следующих нескольких лет на развитие инфраструктуры. Это сотни миллионов долларов, работающие не на фондовом рынке, которые пришли и ушли, а практически будут «закопаны» в провода, вложены в инфраструктуру, активное оборудование в Украине и никуда отсюда уже не денутся. Отказаться от этого — просто безумие. Попытки зажать в определенные рамки рынок доступа проводятся, но ясного объяснения никто не дает. Правда, говорят о регулировании качества услуг. Но последние регулирует сам рынок, который в настоящее время очень конкурентный, и пользователи сами делают выбор. Принцип госрегулирования подразумевает то, что лицензируются и контролируются только виды деятельности, которые могут наносить вред государственной безопасности или здоровью и жизни граждан. Об этом речь в данном случае вообще не идет. Поэтому не очень понятно, как именно контролировать и регулировать рынок доступа.

Много споров и обсуждений ведется о монетизации. Александр, где деньги в Интернете? Какие сервисы и услуги являются реальным бизнесом?

А. О.: Прежде всего, следует понять,что процесс монетизации начнется, когда количество пользователей перейдет некоторый порог. Я думаю, это произойдет к концу 2011 года. Если говорить о рынке контента, то вся монетизация имеет один источник — деньги от рекламы. Он потом может перераспределяться, но источник все равно один. Рекламным деньгам необходим такой параметр, как охват аудитории, который появится к концу следующего года, когда мы будем иметь около 30 % проникновения Интернета. Во-вторых, нужна хорошая база социологических исследований аудитории, чтобы рекламодатель понимал, за что он платит.

А что касается электронной коммерции?

А. О.: Во всем мире электронная коммерция не считается специфическим интернет-бизнесом, а рассматривается как еще один канал продаж. Как, например, прямые продажи, классические продажи через партнерские сети или телемаркетинг. Деньги от электронной коммерции фактически оборачиваются как в классических дистрибьюционных розничных компаниях. Особое влияние на рынок онлайна они не оказывают за исключением того, что эти компании опять же становятся рекламодателями. Во всех исследованиях граница проводится таким образом. Существенного влияния на развитие Интернета эта торговля также не оказывает. Она кажется нам значительной потому, что мы больше с ней имеем дело, но на самом деле ее доля в интернет-индустрии очень невелика.

Ключевые процессы, происходящие в доменном пространстве Украины?

А. О.: В общем-то ничего не происходит. Сейчас мы наблюдаем процесс накопления потенциальной энергии. Это процесс опасный, поскольку любое накопление чревато быстрым прорывом. И чем больше такой энергии накопится, тем более непредсказуем результат. Мы как Ассоциация пытаемся сбросить это напряжение и начать проведение реформ. Все участники рынка, даже самые консервативные, с этим согласны.

Сегодня единственная проблема — администратор домена ua. Его неготовность занять активную позицию в этом вопросе. Сейчас существует даже ситуация некоторой конфронтации, когда большинство крупных регистраторов и администраторов публичных доменов заняли такую позицию — либо мы начинаем реформы в прогнозируемый период времени, либо мы вынуждены будем ставить вопрос о неспособности администратора управлять доменной зоной. Ничего не делать — это не позиция.

В рамках реформ необходимо упорядочивание юридической договорной базы, введении единых правил наследуемых норм публичными доменами, единых процедур. С технологической точки зрения необходимо внедрение единых протоколов: у нас около 50 администраторов и регистраторам очень трудно подстроиться под всех. Речь также идет о единой аккредитации регистраторов. Есть давно накопившиеся финансовые проблемы. Когда-то для защиты от инфляции была принята схема, когда цена домена была привязана к бивалютной корзине «доллар-евро». Последняя не отражает реальный уровень инфляции в Украине. Необходимо перейти к схеме, которая используется во всем мире: каждый оператор реестра раз в год имеет право повысить цену на величину инфляции, но не более, чем на определенный процент. Это дает предсказуемость конструкции и избавляет рынок от скачков.

Сейчас ИнАУ определила компанию InMind для исследований интернет-аудитории. Что бы вы хотели получить от этих исследований?

А. О.: Начаты исследования по стандартной социологической методике, когда у выборки людей устанавливается стандартное ПО, которое следит за тем, какие сайты они посещают. Почему важны такие исследования? Прежде всего, исследуются все сайты, а не отдельно взятые, включенные в некий механизм. Есть другие методики, но все они подвержены системным проблемам. ИнАУ таким образом включилась в процесс подготовки рынка Интернет к процессу монетизации, о котором мы говорили. К этому времени мы будем иметь накопленную базу этих исследований с историей и так далее. Для больших ресурсов это важно уже сегодня. Для небольших это станет важно через год-два. Наша Ассоциация в данном случае выступила структурой, которая обеспечит данным исследованиям прозрачность и нейтралитет.

Кириллизация домена UA

Честно говоря, ни от одного профессионала я не слышал мнения о необходимости этого. Есть даже суждение о вреде. Но здесь нужно понимать разницу между двумя фактами: введением кириллической зоны и ее резервированием. Для Украины я бы ее зарезервировал. А вот ее введение — процесс длинный, сложный и должен быть естественным. Сейчас запускается пилотный проект для России. Я не думаю, что Украине сейчас нужно выступать в роли подопытного кролика. Почему ICANN объявил, что будет пилотная процедура для нескольких стран? Как раз для того, чтобы остальные посмотрели, какие ошибки будут сделаны, а заодно отработать процедуру самим. Почему поспешила Россия? Во-первых, у них полностью структурирована уже существующая зона RU: оператор реестра, юридическая база отработаны годами и находятся в значительно лучшем состоянии, чем у нас. Поэтому они имели фундамент. Во-вторых, у них есть определенные амбиции и денежные ресурсы для исправления ошибок. В этом отношении понятно, почему в пилотном проекте занят и Китай (американцам ничего кириллизировать не надо). Мы находимся совсем в другой ситуации. Здесь не нужно быть первыми.

“Телеком. Коммуникации и сети” 7-8/10

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска