Неудачный “яблочный пирог” от Apple

Вчерашний вечер в информационном пространстве большинства IТ-блогов был оккупирован прямой трансляцией из Купертино. Не будем вспоминать о том, что на официальном сайте Apple трансляция стартовала с огромными задержками звука и картинки, половина пользователей вообще получила “прекрасное” сообщение “Access Denied”, а когда трансляция всё же прорывалась, то голос китайского суфлёра почему-то заглушал Тима Кука и других топ-менеджеров Apple на сцене. Оставим всё это в стороне и признаемся самим себе: «пирог» из «яблок» не получился. И дело даже не в нашем снобизме или завышенных ожиданиях аудитории.

Волшебство в деталях… Было, но прошло?

Насколько Apple умела удивлять при Стиве Джобсе и немного после его ухода, настолько сейчас мы знаем всё наперед, больше ничему особо не удивляясь. Корпус, диагональ и технические характеристики за недели до самой презентации беспрепятственно начинают гулять по китайским сайтам и форумам, убивая всю «магию». Старожилы помнят, какой маниакальной щепетильностью в плане засекречивания новинок отличался Стив Джобс. Тим Кук, похоже, лишь в самом выступлении сохранил фразу “one more thing”, но магию и волшебство «подарка под ёлкой» — нет. Видимо, борьба за массовый рынок предполагает только методы массовой обработки потенциального покупателя: ковровая бомбардировка публикациями и прогнозами на основе практически 90% утечек в открытый доступ стартует за недели, а то и месяцы до самой презентации. И если раньше аналитики и любители прогнозов по большей части ошибались, то теперь они всё чаще оказываются правы целиком. Хорошо ли это для компании? Графики акций и объёмы мировых продаж говорят, что да. «Фанаты старой школы» только сокрушённо качают головой. Впрочем, пластиковый iPhone 5C, рассчитанный на развивающиеся рынки, так и не стал особенным прорывом: цена в большинстве стран, куда его стали поставлять как альтернативу обычному «большому железному» iPhone, не особо отличалась без контракта от стоимости «старшей» модели.

Не было особого «волшебства» и в самом действе. Регулярно смотря презентации всех программных и аппаратных продуктов Apple с 2009 года, мы впервые видели такие странные «спецэффекты» со звуком и видео, постоянно «отваливающуюся» картинку на официальном сайте компании и предсказуемость программы. Все уже за дни до самого события знали, что покажет Apple и даже примерные даты начала продаж. Единственной новинкой, вызвавшей ажиотаж в зале и резкий скачок трафика на сайтах вместе с ростом акций на бирже, стали вынесенные Куком на сцену работающие часы с незатейливым названием Apple Watch (кстати, отказ от буквы i и переход к простым словам в названиях — значит ли это, что мы оставим славное наследие Джобса навсегда в прошлом через пару-тройку лет?)

С часами тоже «что-то не то»: магическая индукционная зарядка и магнитный стальной браслет — это круто, но почему в 2014 году они такие квадратные и толстые? Хотя стоп: у нас теперь минимум 3 года будет регулярно меняться толщина корпуса “умных часов”, что позволит году так к 2018-му получить тонкие часы, похожие на все те красивые концепты, которые регулярно рисуют дизайнеры и выкладывают на Behance.

Здравствуй, Nexus 4

С самого утра по Сети гуляет ироническая картинка с заголовком «Добро пожаловать в 2012 год», где технические характеристики нового iPhone 6 Plus сравнивают с давно существующем на рынке Android-смартфоном Nexus 4. Единственное отличие — закрытая “облачная” система бесконтактных мобильных платежей с привязкой к кошельку большого количества карт. Но и тут недавняя утечка прелестей Дженнифер Лоуренс как бы намекает, что если надёжность iCloud ещё раз подвергнется подобной «проверке», то в Интернет попадут данные вашей кредитки, а не только неприличные селфи, сделанные на телефон в ванной.

Наиболее внимательные и придирчивые зрители могли заметить, что в презентации не прозвучало ни одной технической характеристики для смарт-часов, и акккуратно обошли стороной ёмкость батареи, а также, другие цифры, которыми так любят меряться школьники на тематических форумах. И тут мы плавно подходим к следующей очевидной мысли, которая появилась у нас в ходе просмотра вчерашней презентации.

«Всё равно и так купят»

Именно этой фразой можно описать происходившее вчера на сцене в Купертино, а также, в IТ-блогах вскоре после завершения мероприятия. Да, ценник на «официальные» бесконтрактные телефоны будет непомерно задранным вверх. Да, будут очереди. Да, покупать смартфон по цене iMac — это несусветная глупость, которую совершит немало мужчин и женщин на простора бывшего СССР в ближайшие месяцы. Но ничего с этим поделать нельзя. Когда речь заходит о «яблочной» продукции, оперировать логикой или аргументацией и здравым смыслом не приходится. Потому что вся целевая аудитория этих продуктов делится на тех, кто покупает для работы и учёбы (как правило, настольное железо и планшеты, меняют их не чаще раза в 2-3-5 лет, да и то, если перестало хватать мощности и апгрейд уже невозможен) и тех, кто покупает, «потому что модно и самое новое». Шутка про «айфон в кредит» перестала быть шуткой: определённый процент людей, которые не имеют стабильных доходов, но заражены «маркетинговой лихорадкой» при осутствии здравого смысла, будут оформлять рассрочку и на iPhone 6, и на iPhone 6 Plus. Значит ли это, что мы должны осуждать или обсуждать таких людей и тех, кто будет продавать им гаджеты по ажиотажным ценам? Конечно же, нет.

Единственное, что остаётся — поаплодировать умениям маркетологов и инженеров Apple, тонко чувствующих потребительскую психологию, и «бьющих» по слабым местам покупателя.

Часы, ну да… Часы

Второй год все говорят о том, что Apple «вот-вот» представит свой «умный телевизор» (хотя зачем компании это, если есть AppleTV и мониторы?). Пока что получили только смарт-часы. Толстые, квадратные, с активным экраном с подсветкой, а значит, потребляющие кучу энергии: «— Который час? — Извини, у меня часы сели».

Рынок смарт-часов наполнился резко большим количеством моделей: от откровенной «китайщины» до неплохих Moto 360. Проблема в том, что все разработчики подобных устройств (за исключением Pebble) хотят впихнуть в маленький корпус часов «невпихуемое»: мобильную ОС без каких-либо адаптаций к особенностям часов. В итоге получается очередной смартфон, только в маленьком корпусе, на руке, без камеры и по нему нельзя звонить. Зачем покупателю смартфон, по которому нельзя звонить? Ответа нет. Если Pebble дополняли существующее устройство возможностями трекинга и контроля, то Apple Watch — это новинка, работающая только в паре с айфонами и айпадами, а значит, её практическая ценность и способность к совместному использованию с другими гаджетами резко снижается, что, кстати, выглядит слегка атипично для Apple. Раньше в Купертино выпускали продукты, которые можно было купить и использовать, не имея других гаджетов от Apple: iPad, iMac, iPhone, iPod — наиболее успешные из продуктов компании, и все они были самодостаточны «из коробки», не требуя дополнительных «плюшек» или строго ограниченного круга устройств для взаимодействия и обновления. В контексте этого Apple Watch выглядят странно. Возможно, они повторят путь iPhone и постепенно станут совершенствоваться, меняя внешний вид и возможности. Прогнозировать здесь что-либо — дело неблагодарное. И главное: даже первую версию часов всё равно купят, ведь они Made by Apple.

Пытаться стать кем-то другим

Несколько прошедших презентаций Apple показывают, что компания пытается трансформироваться и завоевать новые рынки: на тех, где она давно присутствует, ей становится тесно, а рынок Азии и стран пост-коммунизма пока отдан на откуп пёстрому разнообразию Android-смартфонов и планшетов. Фактор низкой цены (пусть и в ущерб качеству железа и софта) пока играет против Apple. Компания пытается перенять лучшее от Android, попутно пиная неудачные попытки Windows стать мобильной ОС, и выдаёт новые программные продукты и даже новый язык программирования. Вопрос в том, насколько экономически оправданной в долгосрочной перспективе будет попытка Купертино стать «кем-то ещё», если «тень отца Стива» никуда не делась, и постройкой нового кампуса или новыми иконками на экране мобильного от былого ореола отгородиться не так-то просто.

Читайте также:

Apple готує новий iPhone, iPad, та більший MacBook Pro

9 функцій пристроїв Apple, про існування яких ви могли не знати

Експерти не радять заряджати телефон до 100%, виробники — не мають нічого проти

Як донести свою ідею різним типам співробітників. Частина 2