Соцсети — и то, о чём они нам не говорят

Пузырь Facebook лопнул. Мнимая реальность рухнула, и пользователи увидели мир, не похожий на тот, за которым привыкли наблюдать. У мира, который создаётся в ленте новостей Facebook, мало общего с окружающей повседневностью.

Социальные медиа превратилась в крупнейшего игрока, влияющего на восприятие событий, происходящих вокруг. Мы уже давно знаем, что уютный мир Facebook — проблема для объективности. И теперь люди воочию видят, насколько мощным стало его влияние.

В соцсетях людям говорили, что мир либо катится к катастрофе, либо наоборот стоит на пути невиданного прогресса. В ленте Facebook мысли превращались в новостные статьи, которые вам нравились, или в то, чем вы могли бы поделиться. На Facebook вас слушали все — и никто. И чем больше такого происходило, тем больше увеличивалось время, проводимое на сайте. Как возростали и доходы социальной сети.

Facebook не просто отражал ваши взгляды и снова направлял их в вашу сторону. Соцсеть увеличивала и искажала факты сквозь призму сенсаций и фальсификаций. А в итоге отрешилась от всего опубликованного, сдавшись с заявлением: «Эй, мы вообще-то — не СМИ». Скорее, Facebook претендует на то, чтобы оставаться нейтральной платформой, где люди делятся чем угодно. Команда модераторов защищает ресурс от порнографии, незаконной продажи огнестрельного оружия или наркотиков, а также других повсеместно запрещённых вещей. Но в остальных случаях Facebook просто закрывает глаза на происхождение и суть контента в своих «стенах».

Растёт число сайтов с фейковыми новостями — и поскольку соцсеть Марка Цукерберга отказывается нести ответственность за такие ссылки, то всё больше такой информации попадает в Facebook. На этом пути в Facebook зашли так далеко, что уволили редакторов новостей, руководивших разделом «Тренды», и возложили эту задачу на беспристрастный, но далеко не идеальный алгоритм. Полное иключение человеческого фактора в оценке контента и переход на программные алгоритмы пришлись на неподходящее время — период президентских выборов в США.

Позже этот алгоритм нашёл множество историй, которые были «глубоко неточными». Об этом говорит отчет по результатам исследования фейков. К примеру, в ленте Facebook отображалась история о том, что террористические атаки 11 сентября 2001 года — это работа спецслужб. Facebook даже раскрутил историю об iPhone, который работает в качестве волшебной лампы для исполнения желаний, ничуть не сомневаясь в первоисточнике. В Facebook объясняли подобные фейки ошибками алгоритма и утверждали, что в будущем такого не случится.

Компания сосредоточилась на предоставлении контента и быстром допуске издателей к своим возможностям вместо проверки фактов. Команда соцсети вкладывала миллионы в Instant Articles — механизм, который делает чтение новостей удобным благодаря быстрой загрузке страниц, без обременительных скриптов и объявлений. Она работает над удержанием пользователей на сайте и «скликиванием» максимального количества рекламы. Да, один из способов увеличить лояльность пользователей — это предоставить людям комфортные условия пребывания на сайте. Facebook знает, как контролировать ваши чувства — в этом компания располагает богатым опытом.

В 2014 году команда Facebook принесла извинения за исследовательский проект, в рамках которого социальная сеть манипулировала сообщениями для аудитории в 689 тыс. пользователей. Задачей было выявление того, могут ли определённые посылы вызывать позитивные или негативные эмоции. Оказывается, может. Тогда впервые заговорили, что Facebook сможет использовать собранные им данные, чтобы понять, как «скормить» нам требуемую информацию и удерживать читателей. Аналитики WSJ документировали такие действия в политической сфере через визуализацию новостей в формате «Blue Feed, Red Feed». Другими словами, Facebook даёт пользователям то, что они хотят увидеть или услышать, сводя к минимуму проекцию противоположной точки зрения.

Результаты оказались полезными для Facebook, если не сказать больше. По состоянию на сентябрь 2016 года сеть насчитывала 1,79 млрд активных пользователей в месяц. В последнем квартале компания получила $7 млрд дохода, из которых выручка составила $2,379 млрд, что на 16% больше по сравнению с $2,05 млрд в позапрошлом квартале, и на 160% больше, чем за аналогичный период минувшего года.

Проблема пузыря Facebook имеет значение не только потому, что нас обманывают алгоритмы, но и потому, что Facebook играет значительную роль в распространении новостей.

Процентная доля пользователей социальных сетей, которые узнают новости именно на сайтах этих соцсетей. Источник: Pew Research, 2016

Процентная доля пользователей социальных сетей, которые узнают новости именно на сайтах этих соцсетей. Источник: Pew Research, 2016

Сегодня большинство (62%) взрослого населения США читает новости в социальных сетях, которые включают в себя Facebook и другие сайты, сообщает Pew Research.

Facebook лидирует по популярности: 67% взрослых американцев являются пользователями этой социальной сети. При этом 44% читают новости на сайте Facebook

Facebook лидирует по популярности: 67% взрослых американцев являются пользователями этой социальной сети. При этом 44% читают новости на сайте Facebook. Источник: Pew Research, 2016

Facebook является крупнейшим игроком среди соцсетей и охватывает 67% взрослых американцев. По данным Pew Research, 2/3 пользователей Facebook (66%) узнают новости именно здесь. Фактически эта цифра равна 44 % от всего населения США — и это на 30% больше, чем в 2014 году.

Следует отметить, что соцсети — не лучшая платформа для поиска оппонентов вашей точке зрения. Другое исследование Pew Research показало, что только 20% пользователей изменили свою позицию по социальной или политической проблеме после того, что они прочитали в соцсетях. Менее 17% заявили, что из-за этого они изменили свои взгляды на выбор кандидата.

Только 20% пользователей социальных сетей изменили свою точку зрения на какую-либо политическую или социальную проблему, исходя из той информации, которую они получили в Facebook

Только 20% пользователей социальных сетей изменили свою точку зрения на какую-либо политическую или социальную проблему, исходя из той информации, которую они получили в Facebook

Когда Pew Research проанализировала эти изменения более подробно, выяснилось, что соцмедиа часто показывали знаменитостей и политиков в негативном свете. Люди, которые разочаровались в Клинтон, в 3 раза чаще встречались с негативной информацией о ней, а люди, которые разочаровались в Трампе, почти в 5 раз чаще читали что-либо отрицательное о нём. 82% пользователей социальных сетей заявили, что они никогда не изменяли свою точку зрения касательно того или иного политика, а 79%  никогда не меняли свой взгляд на социальные или политические проблемы, опираясь на информацию в соцсетях. Так что, если речь идет о том, что убедить или переубедить кого-либо в чём-либо, то Facebook — не лучший способ для этого.

Аналитики говорили о подобном и ранее, но никто не осознавал глубину проблемы до выборов 2016 года. Персональный информационный канал, который вещает вам то, что вы хотите услышать, замечателен до тех пор, пока вы не обнаружите, что в реальности всё совсем не так. Теперь люди начали понимать, что их привычные источники предоставляли непроверенную и несбалансированную информацию. И, самое главное, они обнаружили, что их «друзья» не стали исключением. Вопрос только в том, как дальше бороться с таким положением дел.

По материалам TechСrunch