Интернет-провайдеры выходят на рынок кабельного телевидения

На рынок кабельного телевидения потянулись интернет-провайдеры. Пока их число невелико, но скоро кабельные операторы и их клиенты могут почувствовать активизацию новичков.

Кабельное ТВ вступило в активную фазу перехода на цифровое вещание. Знаковым событием в этом процессе стал полный перевод кабельного оператора страны «Воли» своих киевских абонентов на «цифру» к концу прошлого месяца. На такой шаг оператора подтолкнула загруженность каналов связи. Ведь передача «аналоговой картинки» требует гораздо больше ресурсов, чем цифровой. А при бурном росте объема интернет-трафика освобождение дополнительных транспортных каналов за счет «сжатия» телевизионного контента разрешает получить дополнительные деньги. Тут стоит отметить, что кабельное ТВ, в отличие от многих других отраслей, демонстрировало рост прибыли даже в кризисное время. Так, согласно данным Госкомстата, в 2009 г. общий объем оказанных услуг в этой сфере составил 1,28 млрд грн., что на 30% больше показателя прошлого года. Естественно, это направление притягивает бизнесменов. Тем более что фактическое уравнивание способов передачи телевизионного сигнала создает предпосылки для выхода на рынок компаний, которые раньше вообще Телевизор не занимались: IPTV способны предоставлять интернет-провайдеры (многие из них не аффилированы с операторами кабельного Телевизор).

Цифровой стандарт кабельного вещания DVB-C (с использованием дополнительной приставки к телевизору) можно легко сопоставить по функционалу и специфике применения с некогда нишевым альтернативным форматом телевещания — IPTV (трансляция программ через Internet), который также требует для подключения телевизора дополнительное устройство (сет-топ-бокс). До 2009 г. IPTV в Украине почти не развивалось. Это было определено в основном дороговизной специальных приставок. «Стоимость наиболее качественной, надежной приставки составляет порядка $ 200. Есть и более дешевые устройства, но все равно их цена порядка $ 80–100. При существующем уровне дохода с одного абонента это не разрешает оператору взять на себя компенсацию стоимости приставки — она просто не окупится, — говорит директор по развитию проекта фиксированного широкополосного доступа в Internet „Украинских радиосистем“ (Beeline) Виктор Грибан. — У нас их цена должна составлять не более $ 30–40, в такой ситуации IPTV будет активно развиваться». Но на приставку под цифровое кабельное Телевизор теперь тоже приходится тратиться, выкладывая от 400 грн. Так что разница в цене не столь уж и значительна. И она продолжает уменьшаться.

Впрочем, практика показывает, что ряд миниатюрных провайдеров в городах-миллионниках (Одесса и Киев), начав в 2009 г., все-таки умудрились построить на дорогих приставках под IPTV успешную бизнес-модель. Наиболее продвинутым городом в этом отношении оказалась Одесса. Тамошние провайдеры — ООО «НПП „Тенет“ и „Комстар Украина“ — запустили в коммерческую использование услугу IPTV еще в прошлом году. Как рассказал „ДС“ PR-менеджер „Тенета“ Дмитрий Бриченок, с сентября прошлого года населению предлагаются интернет-пакеты с телевидением. Помимо того, IPTV (более 100 каналов) можно заказать отдельно за 60 грн. в месяц. С его слов, приставки неплохо продаются, несмотря на высокие цены (1100 и 1625 грн.). „Тенет“ заманивает телезрителей расширенным набором функций ТВ-платформы. Ведь при помощи приставки его клиенты, кроме получаемых телеканалов, могут просматривать по телевизору фильмы из видеохранилища компании, пользоваться функцией караоке и др. „Комстар“ в Одессе уже предлагает несколько каналов в HDTV-качестве. Причем приставку оператор предлагает покупать в рассрочку до года.

Лицензия на IPTV есть в Одессе и у компании „Фарлеп-Инвест“ (ТМ Vega) Рината Ахметова. Сейчас эту услугу компания предоставляет в тестовом режиме. „Мы IPTV развиваем, но пока не очень торопимся. С течением времени оборудование дешевеет, а клиенты становятся более подготовленными“, — дал объяснение „ДС“ директор по развитию бизнеса Vega Константин Колесов.

Киевские провайдеры проявляют меньшую активность в области интерактивного телевидения. Такие услуги пытались продвигать только ООО „Космонова“ (ТМ «Коло ТБ») и ООО «Украинская Мультисервисная Сеть». Обе начали реализовывать IPTV в начале прошлого года. Несмотря на дороговизну приставки (1650 грн.), небольшая «Космонова» подключила к Телевизор услуге более 200 юридических и физ. лиц (всего компания обслуживает около 1 тыс. клиентов).

Крупные компании движутся в сторону IPTV не так активно. ОАО «Укртелеком» и ЗАО «Киевстар» уже обратились за соответствующей лицензией в Национальный совет по вопросам телерадиовещания. Причем «Киевстар» выйдет на рынок вместе с «Украинскими Радиосистемами» (ТМ Beeline). УРС даст «Киевстару» возможность применять оптоволоконную сеть, покрывающую около 1 млн домохозяйств. А это потенциальные абоненты как Internet, так и телевидения. Сам Beeline сделал первые шаги в направлении IPTV еще в прошлом году, когда начал предоставлять пакет из 30 каналов в тестовом режиме абонентам в Киеве. С началом коммерческой применении намечается добавить функции «видео по запросу», «родительский контроль», компьютерные игры. Компания уже начала заключать договоры с подрядчиками на HD-каналы. Первую региональную лицензию (в Запорожье) оператор принял в середине мая.

С IPTV-проектом «Укртелекома» ситуация еще более очевидна. В тестовом режиме оператор уже обслуживает более 1 тыс. абонентов. После выдачи лицензии руководство компании, со слов ее председателя правления Георгия Дзекона, предложит IPTV всем абонентам своей услуги «ОГО». Госоператор намечает активно конкурировать с «Волей», которая обслуживает по всей Украине около 1,4 млн. телевизионных абонентов. «Укртелеком» может достаточно просто решить проблему с приставками. Сейчас руководством компании рассматриваются 2 модели их предоставления населению: субсидирование и продажа в рассрочку на несколько лет. Ведь огромные операторы могут получить существенные скидки при оформлении заказа больших партий сет-топ-боксов, скажем, в Китае.

После того как будут реализованы все заявленные проекты, на рынке кабельного Телевизор можно ждать серьезного ужесточения конкуренции. И вполне вероятно, что основная борьба развернется между тремя крупнейшими компаниями: «Укртелекомом», «Киевстаром» и «Волей». Причем если 2 первые начнут абонентов отвоевывать, то последняя будет стараться их удержать.

Читайте также:

Переход в онлайн: освоение технологий для пожилых

Про бото-фермы и фейковых инфлюенсеров

Как компании используют технологии для отслеживания работников

20 трюков Google Поиска