Как попасть и удержаться в кресле IT-директора

Те навыки и умения, которые помогли вам стать ИТ-профессионалом и взобраться по карьерной лестнице вверх, сильно отличаются от тех, которые необходимы для того, чтобы преуспеть на руководящем поприще. Так какие же умения могут помочь вам попасть и удержаться в директорской кресле?

Попасть в ряды топ-руководителей может быть гораздо легче, чем произвести несколько изменений. Однако чтобы стать успешным директором, необходимо нечто больше, чем просто умение усердно работать и обладание соответствующей технической квалификацией. Сложность и размах проектов на уровне CIO может быстро ошеломить тех, кто трудился на небольших управленческих должностях.

Став ИТ-руководителем, не забывайте, что умения, которые помогли вам попасть в это кресло, отличаются от тех, что могут вас удержать в нем. Профессиональное и личное совершенствование – вот главные качества, которые необходимы для продвижения вперед и достижения успеха на этом поприще. Взгляните на других руководителей. Большинство из них начинали рядовыми ИТ-специалистами, и если им удалось это сделать, то вам, наверняка, это тоже под силу.

Эксперты отрасли, CIO и профессиональные коучи поделились своими советами с изданием Astera какие умения и навыки могут помочь получить заветную руководящую должность.

Преодоление переходных проблем


Переход из ИТ-профессионалов в руководители, уход в сторону от своей технической квалификации, от того, в чём вы отлично разбираетесь, и необходимость углубления своих знаний о компании, своей продукции и услугах, клиентах и отрасли – дело довольно трудное.

Слишком многие сейчас полагаются на знание технологий, когда эти умения всё больше становятся товаром. К навыкам более высокого порядка сегодня относятся те, которые касаются стратегии компании, разработки продукта и инноваций, ориентированных на клиента. А с “большими данными”, облачными вычислениями и CRM вполне можно справиться и с помощью аутсорсинга.

Одним из самых больших препятствий, с которыми сталкиваются новоиспеченные руководители, является потеря управления. Если вы привыкли все делать сами, то в определенной мере теряете какую-то часть контроля, поскольку вы уже тот, кто сам творит дела, положив руки на клавиатуру. Вам следует научиться доверять людям, с которыми вы работаете, понять, что они могут сделать работу даже лучше, чем вы.

Вы должны в большей степени стать руководителем, и уж потом – менеджером. Менеджмент, в первую очередь, касается вопросов планирования, организации, делегирования полномочий и контроля. А руководство имеет дело с такими вещами, как видение, побуждение и мотивация. И чем выше вы поднимаетесь по служебной лестнице, тем всё большую важность приобретают эти навыки.

Поскольку вы вынуждены управлять своими коллегами, вам надо суметь изменить эти взаимоотношения так, чтобы создать иерархию, но при этом не отдалить от себя соратников. В этом и кроется главный фокус.

Умение справляться с двусмысленностью и неопределенностью – важная составляющая любой работы, и не только в технологической отрасли. Таким умением и способностью должен обладать каждый руководитель высшего звена. Самое трудное в переходе от технического специалиста к руководителю как раз и заключается в том, чтобы сделать такой скачок.

Так что же конкретно надо знать и уметь, чтобы занять руководящую позицию? Вот восемь советов от экспертов, которые помогут вам облегчить этот “переход”.

Иметь представление о своем стиле руководства

Знание о себе может или погубить, или возвысить. Чтобы достичь долгосрочного успеха в любой области, а особенно в ИТ, где все движется семимильными шагами, необходимо знать, что вы умеете делать хорошо и где необходимо поработать.

Одним из основных аспектов работы ИТ-руководителя является понимание того, какого стиля руководства он придерживается, умеет ли он использовать его в свою пользу, и знает ли он, когда необходимо несколько изменить этот стиль, в зависимости от того, с кем он собирается встречаться. Например, если вы относитесь к харизматичным руководителям, обладающим видением всей ситуации в целом, а вам предстоит встреча с финансовым директором-пессимистом, ориентированным на детали, то вы должны знать, когда надо “сбавить обороты” и обратиться к данным, чтобы ослабить любые страхи.

Делать упор на стратегическую систему коммуникации

Руководитель должен знать, как доносить свои сообщения до разной аудитории. Он должен уметь налаживать и управлять взаимоотношениями со своими коллегами, сотрудниками и партнерами. Меньше думайте о себе, как о техническом специалисте, и больше – как о директоре. Надо научиться понимать бизнес и то влияние, которое вы и ваша команда на него оказывает, а также уметь донести это до своих партнеров и команды.

Как руководитель, вы должны уметь четко и ясно доносить свои идеи и мысли до всех уровней компании с помощью других людей, что бывает весьма непросто. Надо знать, как и когда преподать историю, чтобы все поняли и осознали, что она для них означает. Умение использовать маркетинг, средства массовой информации, совещания и другие методы могут помочь изменить способ мышления как самой компании, так и ваших клиентов.

Создать команду из талантливых эффективных специалистов

Главная черта любого руководителя – это умение выполнять свою работу с помощью других людей. Самые лучшие руководители, как правило, окружают себя людьми, которые умнее их. Конечно, техническое мастерство необходимо, чтобы занять кресло ИТ-руководителя, но когда вы окажетесь в кресле директора, 90% времени надо будет тратить на управление людьми. Правильное выполнение этой задачи и есть главное в любом руководстве. Если у вас это получится хорошо, то люди будут следовать за вами.

Еще одно важное качество любого управленца – умение руководить командой. Чтобы управлять оркестром, надо не просто руководить какой-то секцией инструментов, а стать настоящим дирижером и свести воедино все отдельные группы. Для этого нужен тот, кто на самом деле может возглавить процесс.

Научитесь отпускать ситуацию, доверять своим сотрудникам и делегировать полномочия. Ваша работа заключается не в том, чтобы быть самым умным в этом офисе, а чтобы брать на работу людей, которые умнее, чем вы. Постарайтесь заполучить к себе в офис самые лучшие “мозги”, особенно такие, которые смогут дополнить ваши слабые стороны.

Разработать сильную технологическую стратегию

Иметь видение – это одно, а уметь обернуть это видение в выполнимую стратегию – совсем другое дело. Новые ИТ-руководители должны выучить, что стратегия означает на нулевом уровне, и как необходимо руководить во времена технологических изменений. Им также необходимо научиться использовать технологии, чтобы создавать ценности как внутри, так и за пределами компании. Сейчас главное не просто внедрить самый современный инструмент, чтобы идти в ногу с высокими технологиями, а привязать эти технологические изменения с конечными результатами деятельности.

Знать, как решить сложные бизнес-проблемы

Технические специалисты, имеющие образование в ИТ-сфере, привыкли фокусироваться на тех проблемах, которые стоят непосредственно перед ними. Но на уровне руководителя необходимо знать все составляющие бизнеса и понимать, как отдельные проекты впишутся в общую картину.

Переход на руководящую должность требует умения думать о проблемах, которые имеют множество первопричин, конфликтующих участников и непрерывно изменяющуюся обстановку, где изменение всего одного аспекта может привести к немедленным непредвиденным последствиям.

Знать, как руководить в кризисных ситуациях

Простои оборудования, невозможность предоставить результат и сокращение бюджета в долгосрочной перспективе – все это угрожает успешной реализации проектов и программ и эффективной работе любой компании. Если вы хотите стать хорошим ИТ-руководителем, необходимо научиться распознавать наступление кризисной ситуации, уметь управлять ей и вести свою команду вперед.

Если что-то идет не так, а оно действительно может пойти не так, надо знать, как справиться с ситуацией и внутри компании, и вне ее, чтобы сохранить свой статус руководителя. Надо научиться элегантно подниматься с земли, особенно если экономика, низкие доходы или внешние события сбивают вас с ног. Это может произойти с каждым, но лидерский характер определяется именно по тому, как вы умеете справляться с подобными ситуациями.

Уметь позиционировать ИТ для нужд бизнеса

ИТ-руководителю необходимо предпринимать определенные усилия, чтобы оставаться на гребне волны. Следует рассказывать своим коллегам и сотрудникам о тех ценностях, которые ИТ могут внести в общее дело. Один из способов здесь – сообщать людям об их успехах, например, как изменения процессов помогли увеличить продажи, или как модернизация программной платформы компании повысила степень удовлетворенности клиентов. В любом случае, необходимо без стеснения рассказывать о своих успехах и решениях, которые могут помочь претворить в жизнь технологии.

Иметь представление о корпоративной культуре и быть готовым её изменить

Делать что-то определенным образом просто потому, что вы всегда так делали, на уровне руководителя не “прокатит”. Надо быть готовым задавать жесткие вопросы. Каждое решение, которое вы принимаете, может иметь цепную реакцию по всей компании.

Уделите немного времени на ознакомление со средой, в которой вы работаете, ведите диалог с руководителями, менеджерами и теми, кто работает в этой отрасли, формируйте сферы влияния, где ваше руководство ценят, а ваш личный бренд поддерживают. Работайте над созданием такого окружения, где ваши ценности и взгляды разделяют, что поможет создать такую культуру компании, к которой вы стремитесь.