9 главных трендов контента для блогов и СМИ, которые осваивает Уанет

Блогосфера и онлайн-СМИ претерпели ряд существенных изменений во второй половине «нулевых» и начале «десятых» годов. Трудно сказать, что именно стало тому причиной: усталость аудитории от приевшихся «форматов», упадок таких традиционных платформ, как LiveJournal, или появление новых форм цифровой журналистики на стыке онлайн-версий традиционных СМИ и тематических блогов. На наш взгляд, за прошедшие 5 лет было немало и качественных, и количественных изменений в контент-стратегии как средств массовой информации, так и авторских проектов. Давайте рассмотрим некоторые из этих изменений.

1. «Всё смешалось в доме…»

Screen Shot 2014-06-14 at 19.07.02

Самое авторитетное политическое издание современности — это блог, созданный Арианной Хаффингтон и купленный AOL за сумму, сопоставимую с запуском какого-нибудь отраслевого СМИ в Украине.

Самый популярный блог о технологиях и стартапах цитируют крупные новостные агентства и телеканалы мира. Речь, конечно же, идет о TechCrunch.

Телеканалы ВВС и CNN запускают собственные страницы в социальных сетях и на видеохостингах — и собирают там сотни тысяч «лайков» и подписчиков, которые не смотрят обычный телевизор и не слушают радиостанции за пределами приложений для Интернет-радио.

Студия Уолта Диснея выпускает контент для Интернета. Видеосервис Netflix заказывает и выпускает 2-ой сезон телесериала Orange Is A New Black, который не показывает ни один кабельный или эфирный телеканал — и этот сериал становится самым обсуждаемым в онлайн- и оффлайн-СМИ.

Самое авторитетное издание современности New York Times запускает свой блог об IT под названием Bits, который в отдельные дни собирает аудиторию, сопоставимую с читательской аудиторией колонок о политике США или о ситуации в мировой экономике.

Мир окончательно утратил раздел на блоги, газеты, журналы и телеканалы с радиостанциями. Медиапродукт стал мультиплатформенным и всеобщим; блог нужен ведущему ток-шоу на телевидении не меньше, чем видеоканал нужен крупному контент-проекту.

Да и само понятие «контент» с 2009 года успело вобрать в себя не только фото, текст и видео. Появились и развились новые формы подачи материала, созданные такими сервисами, как Instagram, Vine, SoundCloud, Secret. Журналистам остается только успевать за происходящим – догонять, а не опережать время.

Украинские СМИ пока не слишком успешно справляются с этой задачей. Korrespondent.net до разгона старой редакции создал неплохую площадку блогов, которая к середине января превратилась в место для политического «мочилова» и окончательно потеряла конструктивный вектор развития.

Из традиционных СМИ на стыке разных (оффлайн- и онлайн-) платформ в Украине сейчас работает «1+1 Медиа». Попытка некоторых украинских телеканалов позиционировать себя, как телевидение нового типа провалилась после событий зимы-2013-2014, когда были обнародованы заказчики и источники финансирования медиа-материалов.

Фактически украинский рынок традиционных СМИ находится в самом начале пути по созданию новых гибридных площадок и форм транслирования контента.

2. От коротких — к длинным

Screen Shot 2014-06-14 at 19.11.36

Мем «ниасилил многабукав», похоже, обречён остаться в прошлом. Происходит трансформация коротких заметок, текстов и горячих новостей в аналитику, «разбор полетов» и длинные «полотна», в которых часто представлены не только фотоснимки и видеоролики. Появляется и развивается применение интерактивных хроник, инфографики, записей из Twitter и Facebook, выдержек из электронных книг. Хороший статейный материал или журналистское расследование — это не просто текст на экране или бумаге. Из него можно создать целый отдельный сайт (как было в случае с материалом о трагедии на перевале Дятлова или с хроникой событий на киевском Майдане).

3. Эпоха «белых книг»

Screen Shot 2014-06-14 at 19.13.56

Пресловутые whitebooks теперь пишут не только агентства или маркетологи. Их созданием занялись тематические блоги и ньюзрумы крупных редакций. Британский Совет по культуре выпускает пособия для современных журналистов. Телеканалы делятся с аудиторией опытом внедрения цифровых инструментов в работу своих выпускающих редакций. Блоги о продуктивности работы выпускают советы по улучшению жизни за 100 дней. Принципиально новый (и, также, гибридный) формат передачи информации объединил классические медиа и новые контент-проекты, у которых нередко пересекается аудитория, готовая слушать, слышать и учиться. В украинском медиа-пространстве опыт обнародования материала в формате whitebooks пока отсутствует.

4. Случились социальные медиа

Screen Shot 2014-06-14 at 19.14.48

Главный прорыв периода 2009-2014 годов заключается в бурном развитии социальных медиа. Новостные агентства, телеканалы и радиостанции не успевают за пользователями Twitter. Прямая трансляция с места событий в Ustream собирает больше зрителей, чем популярное телешоу. Новость или просьба о помощи, опубликованная в Facebook, собирает больше откликов и реальных действий, чем объявление в эфире какого-нибудь регионального телеканала или локальной FM-станции.

2007 год стал переломным: именно тогда открылись для всех пользователей Facebook и «ВКонтакте». Трудно представить, что раньше журналисты и авторы блогов обходились (каким-то чудом) без этих двух мощнейших площадок для коммуникации, поиска новостей и взаимодействия с аудиторией.

В Украине события Евромайдана и последовавший за ними политический кризис, ситуация в Крыму и на Востоке страны показали, что социальные медиа и гражданская журналистика неразрывно связаны и могут справиться с запросом аудитории на информацию тогда, когда традиционные СМИ не справляются (в силу цензуры, технических или экономических обстоятельств).

5. Редакции в каждый дом

Screen Shot 2014-06-14 at 19.16.58

Что было необходимо в 2005-ом, чтобы открыть свою редакцию? Отдельный офис, компьютеры, переговорная комната и много кофе. Что понадобится в 2015-ом для открытия своей редакции? Ноутбук или айпад с Bluetooth-клавиатурой, выход в Интернет, удобное кресло дома у каждого из сотрудников и много кофе. По крайней мере, кофе точно останется традиционным компонентом в работе любой редакции.

Удалённая работа и возможность создавать в домашних условиях видео- или аудиодорожку, фотоматериалы и тексты, сопоставимые по качеству с работой целого этажа журналистов образца 2005 года — вот что окончательно изменит (и уже начало существенно менять) индустрию современного новостного и статейного контента.

Работа редакции частично или полностью удалённо больше свойственна украинским онлайн-проектам. Традиционные СМИ используют разве что работу внештатников «в полях» для оперативного получения информационных сводок с мест событий, но штатных сотрудников за пределы ньюзрумов, переговорных комнат и студий не спешат выводить.

6. Пишите письма: вас читают

Screen Shot 2014-06-14 at 19.18.16

Проекты и редакции стали общаться с читателями, приглашать их для комментирования тех или иных инфоповодов, использовать авторский контент, релевантный тематике публикации: твиты, записи в Facebook, Instagram-снимки и видео из YuoTube. Отправив ссылку или видео в редакцию, можно не просто стать «героем на час», но и донести до миллионной аудитории информацию “из первых рук” о том, что реально происходит в этот момент в любом уголке планеты.

Раньше изданию приходилось держать сеть собственных корреспондентов и стрингеров в разных странах. Но чем дальше, тем больше (и лучше) с этой ролью справляются простые пользователи со смартфоном или планшетом в руках, которые читают онлайн-издание и готовы выступить соавтором новостей и статей, часто даже не требуя финансового вознаграждения за это.

На сегодняшний день наиболее широко контакт с аудиторией при помощи электронной почты и Skype наладили в «Громадськом телебаченні». Проект телеканала нового формата, который в силу политических событий в Украине запустился на месяц раньше запланированного срока, перерос в качественный прямой контакт с живой аудиторией. Зрители смотрят эфир через YouTube даже в телевизоре, но чаще пользуются планшетом и ноутбуком, а не эфирными телеканалами или спутниковыми антеннами.

7. Эпоха видео и прямых трансляций в Интернете

Screen Shot 2014-06-14 at 19.20.27

По мере роста скорости Интернет-доступа снимать и загружать видео стало удобнее. А значит, ни спортивный матч, ни массовая акция протеста, ни концерт, ни стихийное бедствие — ничто не сможет избежать огласки благодаря человеку, у которого есть смартфон, ноутбук, планшет с Wi-Fi, 3G или LTE.

Правда, за качеством контента видеотрансляций надо следить, а стримеров отбирать не только по умению справляться с камерой, но и по способности адекватно и, желательно, цензурно комментировать происходящее. Также, необходимо курировать контент на сайте, проводить рубрикацию опубликованных и предстоящих прямых трансляций, модерировать каналы в YouTube и Ustream — одним словом, заниматься организационной рутиной редактора и онлайн-модератора, только уже относительно потокового видео.

Украинские стримеры особо никак не давали о себе знать до ноября 2013 года. Первую масштабную трансляцию при помощи Ustream организовал в конце ноября Александр Барабошко, более известный Интернет-сообществу Уанета, как «Крус Крус». Далее были стримы и круглосуточные Интернет-трансляции от EspresoTV, SpilnoTV, Hromadske, Ukrstream. Крайне важно сохранить наметившуюся тенденцию к использованию такого формата для оперативного освещения новостей отечественными медиа.

8. Революция анонимности и деанонимизации

Screen Shot 2014-06-14 at 19.22.16

«За нами следят» теперь уже официально — Сноуден просто вскрыл годами длившуюся практику АНБ и других спецслужб международного уровня по прослушке и чтению почты не только простых граждан или журналистов, но и политиков, высокопоставленных чиновников и бизнесменов. Что-то из этих механизмов перестало работать под давлением возникшего геополитического скандала, но большая часть функционирует до сих пор.

Журналистика «после Сноудена» и падения диктаторских режимов в нескольких странах мира трансформируется в слаженную работу классических журналистов, блогеров, стримеров и технических специалистов, которые умеют защитить контент, сайт и первоисточники. Теперь важно не только оперативно и качественно подать материал, собрать разные точки зрения и отзывы на резонансное событие – в командах ньюзрумов и СМИ необходимо иметь собственного специалиста по Интернет-безопасности.

9. Краудфандинг выходит на новый уровень

Screen Shot 2014-06-14 at 19.23.25

На самой популярной площадке коллективного финансирования появился новый вид проектов — Journalism. Сбор денег для журналистских расследований, тематических блогов и онлайн-СМИ — то, что большинству редакций ещё предстоит освоить. В украинском пространстве успешный пример краудфандинга для СМИ пока только один: «Громадське Телебачення» собрало 1 млн гривен в установленный срок при помощи сервиса коллективного финансирования «Спільнокошт». Как поменять контент и принципы организации редакции так, чтобы читатели были готовы финансировать журнал, газету, сайт или телеканал — вот пока самая сложная задача для отечественных СМИ и новых контент-стартапов, которые «прицеливаются» к использованию краудфандинга в своей работе.

Читайте также:

Ефективне керування творчою командою: ключові аспекти для успіху у контент-індустрії

Штучний інтелект у дизайні та розробці ігор. Де ми зараз і що далі?

Аналоги російських сервісів для українців

CES 2022: цікаві анонси найбільшої у світі виставки електроніки