Microsoft хочет отобрать домен Windows.ru у продавца “народных” окон

Российское представительство Microsoft подало в суд на московского предпринимателя Дмитрия Шаповалова. Компания хочет отсудить адрес windows.ru, который принадлежит Шаповалову с 1998 года.

Ответчик рассказал «Маркеру», что он с 1990-х занимается окнами и производством пластика, а Microsoft до конца 2010 года никаких претензий по windows.ru не имел. За сколько он готов уступить домен софтверному гиганту, Шаповалов не говорит – Microsoft в нем «пока никак не возбудил желания продать адрес». Совсем наоборот: предприниматель намерен оспорить российские товарные знаки Windows. «Почему моей компании Роспатент отказал в охране слова “окна” в марке “Народные окна”, а Microsoft получил свидетельство на перевод того же слова?», – негодует Шаповалов.

Shapovalov windows

Шаповалова можно назвать мультимиллионером. Его компания «Вельтпласт» (основная специализация – сдача внаем собственного недвижимого имущества) ежегодно генерирует чистую прибыль на уровне около $0,5 млн. В 2007 году он продал свой бизнес по производству и продаже окон – в число продаваемых активов вошли цеха, а также марка «Народные окна». С тех же пор на windows.ru не рекламируются окна, а адрес ведет на форум авиаторов. По соглашению с покупателями Шаповалов под угрозой штрафа не должен заниматься оконным бизнесом до конца 2012 г., тем не менее часть его доходов составляют другие пластиковые конструкции.

Хотя Microsoft, конечно, владеет windows.com, в странах СНГ американской компании принадлежат windows-домены лишь в Молдавии и Таджикистане. Шаповалов удивляется, почему представители корпорации связались с ним только в конце 2010 г. Сначала Шаповалов получил факс с претензиями, а 17 ноября 2011 года корпорация подала иск в московский арбитраж. До этого, в октябре, Microsoft пыталась через суд наложить на домен обеспечительные меры – запретив регистратору «Демос-Интернет» какие-либо операции с доменом – чтобы Шаповалов не смог его переоформить на чужое имя.

Авиатор угрожает Microsoft

«Нет, я не собираюсь прятать домен на Багамы – встречу Microsoft с открытым забралом. С большим удовольствием расскажу их представителям в суде, как переводится на русский язык слово windows и что оно значит. Почему они не зарегистрировали слова “rouble”, “дверь”, “офис”? Я понимаю такой брендинг, как Xerox, хотя в Америке с этим в целом не очень. В Штатах долетал за 15 минут от Венеции до Санкт-Петербурга – у них там и названия городов чужие», – иронизирует Шаповалов.

В тексте иска юристы Microsoft указывают, что с windows.ru установлена переадресация на сайт Ассоциации экспериментальной авиации, то есть домен используется не по назначению. Шаповалов не скрывает, что переадресация сделана с целью увеличить посещаемость форума – сам он активно увлекается авиацией и руководит этой неформальной организацией, борющейся за права малой авиации. Шаповалов подчеркивает, что в будущем он может вернуться в оконный бизнес. К тому же в авиационном лексиконе есть слово «окно», а правила регистрации доменов, на которые ссылается Microsoft, в 1998 году не действовали, говорит Шаповалов. «Закон обратной силы не имеет», – знает собеседник «Маркера». Он планирует подать к Microsoft встречный иск, оспаривая одно из доказательств корпорации – товарный знак Windows, зарегистрированный Роспатентом. Представители Microsoft не смогли ответить на запрос «Маркера».

Перспективы иска

Что такое Windows, знают все или почти все, говорит специализирующийся на интернет-праве юрист Вадим Колосов, тем не менее на территории России юридически это не общеизвестный знак. Эксперт считает, что в данном случае закон все же на стороне Шаповалова, если тот сможет убедительно доказать свой оконный опыт и производственные планы. Но в пользу Microsoft текущее непрофильное использование windows.ru, а также практика российских судов, которая в целом склоняется к защите обладателей товарных знаков, а не доменов. В любом случае процесс обещает быть интересным, добавляет Колосов.

Впрочем, не только отсудить, но и купить домен у Шаповалова компании Microsoft будет трудно. «В мире бизнеса все продается. Есть суммы, после которых человек встает и уходит из своего дома навсегда. Но с таким нахрапом Microsoft у меня возникают совершенно другие эмоции, и ценник может быть совершенно другой», – рассуждает предприниматель.

Скачать полный тект иска можно тут.

Читайте также:

Як використання штучного інтелекту впливає на нашу продуктивність?

7 техногігантів із США зрівнялися з 5 країнами за часткою в індексі ACWI

Як і навіщо Facebook обігріває житлові будинки

Windows падає, а Linux росте: що відбувається на світовому ринку настільних операційних систем